«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Вихарева Татьяна Сергеевна

Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир». (2 часа).

Тема программы: Тема 12. Л.Н.Толстой. Художественный мир писателя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- обучать навыкам коммуникативной компетентности;

- показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

2. Развивающая:

- учить рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать выполненную работу с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени;

- развивать умения сравнения, сопоставления, обобщения, выделения главного.

3. Воспитательная:

- формировать личностное отношение к семье как к ценности; создать информационное поле о благополучной семье.

- формировать ответственное отношение к порученному заданию;

- формировать уверенность в себе, способность к самовыражению, умение работать в команде.

Межпредметные связи: история, обществознание.

Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

№ и название этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

1. Организационный этап.

1 – 2 минуты.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Предъявление единых педагогических требований: приветствие, выявление отсутствующих на уроке.

Отвечают на приветствие.

Дежурные докладывают о явке учащихся на урок.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организация внимания и готовности учащихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте)

Готовятся к восприятию урока.

2. Вводный этап.

Сообщение темы.

15 минут.

Подготовка к основному этапу урока.

«Семья - одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов ХIХ столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства осмысливает Достоевский. О разрушении семьи, по мысли некоторых критиков, говорит Чернышевский. И у Толстого в романе-эпопее звучит «мысль семейная»».

Слайд-текст с названием темы: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Записывают тему в тетради.

Мотивация.

Обеспечение возникновения у учащихся желания поговорить на предложенную тему.

«Что такое семья в вашем представлении?»

Предлагает продолжить предложение: «Семья – это…»

Записывают предложения, желающие читают вслух.

Проверяет домашнее задание. Выслушивает высказывания, афоризмы, пословицы о семье, которые  учащиеся подобрали дома.

Зачитывают высказывания, афоризмы, пословицы о семье, которые подобрали дома.

Организует фронтальную беседу, цель которой столкнуть разные взгляды людей на семью.

Слайд-текст со словами Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома».

Участвуют в беседе.

Постановка цели.

«Перед вами стоит следующая цель: вы должны разобраться, какую семейную жизнь Толстой считает идеальной,

почему одни семьи счастливы, а другие нет».

Слайд-текст с целями урока:

Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Какую семейную жизнь Л.Н.Толстой считает идеальной?

Осознают проблему, цель урока; по-разному их формулируют.

Планирование деятельности учащихся.

Что нужно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Какие эпизоды, на ваш взгляд, наиболее целесообразно проанализировать?

Слайд-текст с планом действий.

Предлагают версии, пытаются их обосновать.

Определяют, какие знания необходимы, чтобы ответить на поставленный вопрос, определяют, где и как их добыть.

3. Основной этап.

58 минут.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление.

Организует групповую деятельность учащихся (последовательность работы группы объясняет учитель, т.к. это начало освоения групповой работы учащихся, не имеющих навыков работы в группе).

Раздает группам карточки с заданием, памятки работы в группе, листы самооценки, критерии оценивания работы группы (см. приложение).Определяет время выполнения работы (примерно 20 минут).

Рассаживаются по группам.

Повторяют правила работы в группе (см. приложение).

Распределяют роли организаторского репертуара (организатор, секретарь-оформитель, докладчик).

Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных учеников, уточняет задания и проверяет понимание задания учащимися, контролирует соблюдение правил групповой работы.

Работают в группе:

-планируют учебное сотрудничество,

-собирают информацию через анализ материала,

- выдвигают гипотезы,

-выражают свои мысли в партнерстве,

-управляют поведением партнеров,

-слушают друг друга,

-обсуждают предложения,

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

- записывают основные положения, необходимые для представления результатов работы.

Организует выступление групп с результатами работы.

Слайд с иллюстрациями членов семьи Ростовых, Болконских, Курагиных.

Выступают докладчики от каждой группы, оформители заполняют таблицу на доске.

Контролирует результаты работы, уточняет выводы (по необходимости задает подводящие к выводам вопросы).

Ведут записи в тетрадях. Заполняют сопоставительную таблицу.

Организует фронтальную проблемную беседу по анализу таблицы.

Организуют индивидуальную работу, попросив письменно ответить на вопрос: Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

Участвуют в беседе.

Письменно отвечают на вопрос.

Организует фронтальную работу по формулированию выводов при ответе на вопрос урока.

Слайд-текст с выводами

Обобщают, делают выводы по теме. Записывают выводы в тетради.

4. Заключительный этап.

15 минут.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Организует проведение рефлексии каждой группы.

Самоанализ выполненной работы. Заполняют лист самооценки группы (см. приложение).

Проводит оценивание работы группы в соответствии с критериями (см. приложение) (словесное оценивание работы группы).

Ставит оценки учащимся.

Самокоррекция

Мотивация.

Формирование у учащихся ориентации на успех.

Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели.

Самоактуализация.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание. Письменно ответить на вопрос:

Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

Представить себе модель вашей будущей семьи, написав эссе «Семья, которую построю я».

Слайд-текст с домашним заданием.

Осмысление содержания и способов выполнения домашнего задания.

Приложение

Карточки с заданием.

I группа. Задание. Семья Ростовых.

Анализ эпизода «Именины у Ростовых». (т.1 ч.1 гл. 7 – 11; гл. 14 – 17)

Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Ростовых?

Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 7 – 11; гл. 14 – 17). Обратите внимание на следующие моменты:

1. Прием хозяевами гостей. Как встречают, характер их беседы.

2. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

4. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

5. Развлечения и обычаи у Ростовых.

3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).

Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).

Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.

II группа. Задание. Семья Болконских.

Анализ эпизода «В Лысых Горах». (т.1 ч.1 гл. 22 - 25).

Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Болконских?

Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 22 - 25). Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Чем интересна личность старика Болконского?
  2. Обратите внимание, как Толстой описывает глаза князя Николая Болконского.
  3. Как проявляется порода Болконских в князе Андрее и княжне Марье? 
  4. Понимают ли члены семьи друг друга?
  5. Как относятся отец, сестра князя Андрея к его жене, Лизе? Вписалась ли она в семью Болконских? Почему?

3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).

Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).

Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.

III группа. Задание. Семья Курагиных.

Анализ эпизода «В салоне Шерер». (т.1 ч.1 гл. 1 - 5).

Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Курагиных?

Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 1 - 5). Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Почему именно в салоне Шерер, а не в доме Курагиных мы встречаем членов этой семьи?
  2. Обратите внимание, как говорит князь Василий.
  3. Как относится отец к своим детям?

3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).

Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).

Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.

Таблица

Курагины

Ростовы

Болконские

Старшее поколение

Отношения в семье между взрослыми и детьми

Отношения в семье между детьми

Стиль воспитания

Характерные особенности семьи

Недостатки

Отношение автора к семьям.

Лист самооценки работы группы

1. Как справились члены группы с решением проблемной задачи? Что удалось и что не удалось? Почему?

2. Удалось ли соблюдать правила работы в группе? Что нужно учесть при последующей работе?

3. Как справились члены группы с ролями организаторскими (организатор, секретарь-оформитель, докладчик)? Рекомендации (если есть).

4. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе? Почему?

5. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Критерии для оценивания работы группы

1. Глубина и правильность раскрытия проблемы задания.

2. Логика изложения материала, четкость выводов.

3. Полнота и точность выражения мыслей.

4. Соблюдение учениками правила работы в группе, умение сотрудничать.

5. Владение монологической и диалогической формами речи.

6. Выполнение членами группы своих организационных и интеллектуальных ролей.

Памятка «Правила работы в группе»

1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

2.Нужно слушать и понимать друг друга.

3.Нужно уметь договариваться.

4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Для эффективной работы группы необходимо:

1. Распределить организаторские роли – выбрать организатора, секретаря-оформителя, докладчика (они работают в соответствии со своими функциями)

2. Помнить всем членам группы, что все вы – генераторы идей, вы все выдвигаете предложения по решению учебной проблемы, от вклада каждого из вас будет зависеть качество работы группы.

Каждый член группы имеет право:

- Делиться своими идеями и мнениями

- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)

- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)

- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)

- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)

- Выражать поддержку и одобрение

- Предлагать объяснение или разъяснение

- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)

- Воодушевлять группу («Это не беда …»)

- Подытоживать вслух

- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)

- Просить развить идею («А как это связано с …»)

- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)

- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)

- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)

- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)

- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)

- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)

- Продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент…»)

- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)

- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"

Электронный тест на знание романа-эпопеи "Война и мир"...

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

Русская литература. Реферат "Тема народного патриотизма в романе - эпопее Л. Н.Толстого "Война и мир"

В данном реферате исследуется тема народного патриотизма в романе - эпопее Л.Н.Толстого . Во вступлении дано определение жанра произведения и его особенностей. В основной части дан анализ изображенных...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в ...

Открытый урок "Мысль семейная" в романе-эпопее "Война и мир".

Конспект урока при изучении творчества Л.Н. Толстого по роману " Война и мир"....