Главные вкладки

    Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-ответной формы обучения. Необходим деятельный характер обучения, организация разных видов деятельности учащихся на уроке, ориентирование учащихся на предъявление результатов своей деятельности в конце каждого урока.Именно этим требованиям отвечает форма урока-мастерской. Данная форма урока призвана максимально активизировать мыслительную, творческую деятельность учащихся. Мастерская предполагает прежде всего сотворчество учителя и ученика. Оба становятся равноправными участниками учебного процесса. В таком уроке учитель не диктует свою волю учащимся, не навязывает им своего мнения. Учащиеся проводят на уроке собственные исследования, максимально участвуют в работе и приходят к собственным выводам. Кроме всего вышесказанного на таких уроках формируется устная и письменная речь, учащиеся создают на уроке маленькие сочинения. А какая возможность развития творческих способностей. В таком уроке используются рисунки, всевозможные творческие работы. Кроме того, такая форма работы позволяет эффективнее подготовить учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.В свете новых требований, в соответствии с новыми ФГОСами урок-мастерская становится наиболее эффективной формой обучающего урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2semi.doc49.5 КБ
    Office presentation icon dvesemyi.ppt939.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ширепина Светлана Стальевна,

    Учитель русского языка и литературы,

    Вторая СПб гимназия имени императора Александра I

    Две семьи: Семья Ростовых в романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и  семья Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Это любовь, родные люди, связь поколений, залог бессмертия. Именно в семье формируется человек, его жизненная позиция, нравственные и жизненные качества. Об этом особенно нельзя забывать сейчас, в современном мире, когда на первый план выходят карьера, материальное благосостояние, деньги. Русская литература всегда затрагивала проблемы семьи, размышляя о таких вопросах, как связь поколений, взаимоотношения между отцами и детьми, нравственные ценности и уроки, которые человек получает в своей семье. Об этом размышляли А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,И.С.Тургенв и другие русские писатели. Я хотела бы рассказать об опыте урока-мастерской, который я назвала «Две семьи». В этом уроке я попыталась сравнить две противоположные семьи и показать на контрасте, как семья влияет на формирование и мировоззрение человека и каков результат этого влияния: это семья Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». И сам урок, и его результаты показались мне интересными.

    Открытый урок

    I. Слово - индуктор - "семья".

    Ребята подбирают ассоциации к слову "семья".

    Родные люди, связь поколений, уют, тепло, понимание, поддержка.

    II. Письменный вопрос. "Как вы думаете, что дает человеку семья?"

    Семья – это, прежде всего, поддержка, это люди, на которых всегда можно положиться. В семье закладываются традиции, она хранит память твоего рода, это связь поколений и залог бессмертия.

    III. Вопросы семьи, связи поколений, воспитания рассматриваются во многих произведениях русской литературы. Сегодня мы рассмотрим две семьи: семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого  "Война и мир" и семью Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

    Задание по группам

    1 группа.

    Портреты членов семьи Ростовых. Выписать ключевые,  по-вашему, слова, словосочетания. Найти в интернете иллюстрации или портреты семьи.

    • Графиня - женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность движения и говора придавали ей внушительности и уважения.
    • Граф - полное, веселое и чисто выбритое лицо, человек, любящий и умеющий пожить, захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим все его полное тело.
    • Петя - толстый, румяный мальчик в детской курточке.
    • Наташа - черноглазая, некрасивая, но живая девочка, с черными кудрями, точеными оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках, спряталась в кружевах материнской мантильи и засмеялась.
    • Николай - невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица.

    2 группа.

    Портреты членов семьи Мармеладовых. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации или портреты семьи.

    • Мармеладов - человек, лет за пятьдесят, отекшее от постоянного пьянства лицо, желтое, даже зеленоватое, крошечные, но одушевленные красные глазки. Во взгляде светились восторженность, смысл и ум, но в то же время и безумие. Манишка вся скомканная, запачканная, залитая. В его ухватках было что-то солидно - чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал... в тоске... голову.
    • Катерина Ивановна - ужасно похудевшая женщина, высокая, стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад-вперед, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блистали как в лихорадке, но взгляд был резок и нежен.
    • Дети - самая маленькая девочка лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая, как спичка.
    • Соня - она была в лохмотьях, наряд грошовый, но раскрашенный по-уличному; худое, бледное, испуганное личико, с немыми от ужаса глазами.

    3 группа.

    История семьи Ростовых.

    Настоящая московская семья, исконно-русская. Граф-отец, настоящий русский барин, приветлив со всеми, любит собирать у себя гостей, добродушен, его любят слуги, говорит на плохом французском языке.

    Графиня - мать, настоящая мать семейства, у нее был о12 человек детей, она предана своей семье и живет ею. Молодежь в семье веселая, их интересует дружба, любовь.

    4 группа. История семейства Мармеладовых.

    Все рассказывает Мармеладов. Катерину Ивановну он пожалел, когда она осталась одна в безвыходном положении. Она пошла за него замуж не по любви, а потому что некуда больше идти. Потом Мармеладов теряет место и от безысходности начинает пить, Катерина Ивановна больна, она срывается на своих близких, так как выхода нет, и в итоге Сонечка, дочь Мармеладова, идет на панель, а он пьяненький лежал.

    4.

    А теперь мы обратимся к эпизодам, которые раскрывают суть данных семей.

    1 группа

    Именины в  доме Ростовых.  Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.

    Наташа упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все... против воли засмеялись. Старались удержать в границах приличия оживление и веселость. Наташа, зажмурившись от беззвучного смеха,... пригнулась и бежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки.

    "Мама! Какое пирожное будет?- еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться и не могла. Марья Дмитриевна и графиня засмеялись. Граф поцеловался с графинюшкою. С улыбкой смотрели на веселого старика, округлял руки..., расправлял плечи, вывертывая ноги... Все более и более разгоралось общее оживление.

    Улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

    2 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.

    Мармеладов и Раскольников приходят домой к Мармеладову.

    Ключевые слова: взаимоотношения в семье, стоящий на коленях муж, Катерина Ивановна кричит: "Колодник! Изверг! Где деньги?Все пропил", в бешенстве схватила за волосы, потащила в комнату.

    "И что мне в этом наслаждении!" - выкрикивал он потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Мальчик...задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала... ,как лист.

    "Голодные, голодные, о треклятая жизнь".

    3 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.

    Разговор отца и сына Ростовых после проигрыша Николая.

    Ключевые слова. Отношения между поколениями. Какой урок получил Николай Ростов?

    Самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадом казался, сказал отцу:"Папа, а я к вам за делом пришел: мне денег нужно. Очень много" - краснея и с глупой, небрежной улыбкой, сказал Николай. Шутишь! - крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком. Бессильно опустился на диван. "Что же делать! С кем это не случалось!" - сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом. Ему хотелось целовать руки своего отца. Граф опустил глаза, услыхав эти слова сына. "Да, да,...трудно, я боюсь, трудно достать, с кем не бывало". "Папенька, папенька! - закричал он ему вслед, рыдая - простите меня! " Прижался к руке губами и заплакал.

    4 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.

    Катерина Ивановна выводит детей на улицу.

    Ключевые слова. Отношения между поколениями. Что испытывают дети Катерины Ивановны?

    Хриплый надорванный голос Катерина Ивановны. Была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измученное чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-либо, но возбужденное состояние не прекращалось. Она бросилась к детям, кричала, уговаривала; била их...Приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала. Коля и Леня схватили друг друга за руки и бросились бежать. Кровь, обагрившая мостовую, хлынула на ее грудь горлом.

    5 этап

    По группам рисуем символы семей Ростовых и Мармеладовых или находим рисунки-символы в интернете. Рассматриваем символы и объясняем их.

                        Ростовы: Семейный очаг,свет, тепло,сердце.

                        Мармеладовы: Разрушенный дом, клетка, перечеркнутое сердце.

    6 этап

    Мини-сочинение

    Что может дать такая семья человеку? Какую семью можно считать настоящей семьей?

                 Сравнивая семьи Ростовых и Мармеладовых, можно сказать, что, настоящая — это семья Ростовых. Здесь царит взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу. Сердечная привязанность объединяет всех Ростовых. Дети и родители понимают друг друга и всегда готовы прийти на помощь. Семью Мармеладовых нельзя назвать таковой. В ней нет любви, есть только горе и злоба, каждый существует сам по себе, погибая от отчаяния и одиночества, и только Соня ценой своей судьбы пытается всех спасти. Главный результат семьи — это дети. В семье Мармеладовых не слышно смеха детей, не видно их счастливых лиц. Мы слышим только плач, видим их страх. В семье Ростовых звонкий смех, счастливые лица детей. Это и есть главное достижение семьи.

    Д/З. Какие русские писатели касались в своих произведениях вопроса семьи, отношений между поколениями.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок-мастерская по теме: «Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ширепина С.С. Вторая СПб гимназия им. императора Александра I

    Слайд 2

    Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Это любовь, родные люди, связь поколений, залог бессмертия. Именно в семье формируется человек, его жизненная позиция, нравственные и жизненные качества. Об этом особенно нельзя забывать сейчас, в современном мире, когда на первый план выходят карьера, материальное благосостояние, деньги. Русская литература всегда затрагивала проблемы семьи, размышляя о таких вопросах, как связь поколений, взаимоотношения между отцами и детьми, нравственные ценности и уроки, которые человек получает в своей семье. Об этом задумывались А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, А.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,И.С.Тургенев и другие русские писатели. Я хотела бы рассказать об опыте урока-мастерской, который я назвала «Две семьи». В этом уроке я попыталась сравнить две противоположные семьи и показать на контрасте, как семья влияет на формирование и мировоззрение человека и каков результат этого влияния: это семья Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». И сам урок, и его результаты показались мне интересными.

    Слайд 3

    Начальный этап урока I. Слово - индуктор - "семья". Ваши ассоциации к слову "семья": родные люди, связь поколений, уют, тепло, понимание, поддержка. II. Письменный вопрос. "Как вы думаете, что дает человеку семья?" Семья - это прежде всего поддержка, это люди, на которых всегда можно положиться. В семье закладываются традиции, она хранит память твоего рода, это связь поколений и залог бессмертия. III. Вопросы семьи, связи поколений, воспитания рассматриваются во многих произведениях русской литературы. Сегодня мы рассмотрим две семьи, семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого "Война и мир" и семью Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

    Слайд 4

    Задание по группам

    Слайд 5

    1 группа. Портреты членов семьи Ростовых. Выписать ключевые, по-вашему, слова . Члены семьи: Графиня Граф Петя Наташа Николай

    Слайд 6

    2 группа. Портреты членов семьи Мармеладовых. Выписать ключевые слова. Мармеладов Катерина Ивановна Дети Соня

    Слайд 7

    Иллюстрации к романам (поиск в интернете)

    Слайд 8

    3 Группа: Предыстория семьи Ростовых 4 Группа: Предыстория семьи Мармеладовых

    Слайд 9

    Эпизоды, раскрывающие суть семей (задания по группам). Выписать ключевые слова и словосочетания, раскрывающие взаимоотношения в семье 1) Именины в доме Ростовых. 2) Мармеладов и Раскольников приходят домой к Мармеладовым. 3) Разговор отца и сына Ростовых после проигрыша Николая. 4) Катерина Ивановна выводит детей на улицу.

    Слайд 10

    Иллюстрации к эпизодам

    Слайд 11

    5 этап По группам рисуем символы семей Ростовых и Мармеладовых или ищем эти символы в интернете. Рассматриваем символы и объясняем их Ростовы Мармеладовы Семейный очаг Свет, тепло Сердце Разрушенный дом Клетка Перечеркнутое сердце

    Слайд 12

    6 этап Мини-сочинение Какую семью можно считать настоящей семьей? Что может дать такая семья человеку? Сравнивая семьи Ростовых и Мармеладовых, можно сказать, что, настоящая — это семья Ростовых. Здесь царит взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу. Сердечная привязанность объединяет всех Ростовых. Дети и родители понимают друг друга и всегда готовы прийти на помощь. Семью Мармеладовых нельзя назвать таковой. В ней нет любви, есть только горе и злоба, каждый существует сам по себе, погибая от отчаяния и одиночества, и только Соня ценой своей судьбы пытается всех спасти. Главный результат семьи — это дети. В семье Мармеладовых не слышно смеха детей, не видно их счастливых лиц. Мы слышим только плач, видим их страх. В семье Ростовых звонкий смех, счастливые лица детей. Это и есть главное достижение семьи.

    Слайд 13

    Домашнее Задание. Какие русские писатели касались в своих произведениях вопроса семьи, отношений между поколениями?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему : "Семья Ростовых".

    Урок на тему :"Семья Ростовых"....

    Конспект урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони

    Разработка конспекта урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони. 10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ю.В. Лебедева...

    Урок мира: "Семья. День рождения классной семьи".

    Урок мира 1.09.2012 года. Выбрана тема: "Рождение классной семьи" не случайно, так как в данном классе имеются дети-сироты....

    «Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

    Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

    «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...

    Семья Ростовых - идеал семейного бытия.

    Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого "Война и мир"....

    "В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")

    quot;В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")...