Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-ответной формы обучения. Необходим деятельный характер обучения, организация разных видов деятельности учащихся на уроке, ориентирование учащихся на предъявление результатов своей деятельности в конце каждого урока.Именно этим требованиям отвечает форма урока-мастерской. Данная форма урока призвана максимально активизировать мыслительную, творческую деятельность учащихся. Мастерская предполагает прежде всего сотворчество учителя и ученика. Оба становятся равноправными участниками учебного процесса. В таком уроке учитель не диктует свою волю учащимся, не навязывает им своего мнения. Учащиеся проводят на уроке собственные исследования, максимально участвуют в работе и приходят к собственным выводам. Кроме всего вышесказанного на таких уроках формируется устная и письменная речь, учащиеся создают на уроке маленькие сочинения. А какая возможность развития творческих способностей. В таком уроке используются рисунки, всевозможные творческие работы. Кроме того, такая форма работы позволяет эффективнее подготовить учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.В свете новых требований, в соответствии с новыми ФГОСами урок-мастерская становится наиболее эффективной формой обучающего урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2semi.doc | 49.5 КБ |
dvesemyi.ppt | 939.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ширепина Светлана Стальевна,
Учитель русского языка и литературы,
Вторая СПб гимназия имени императора Александра I
Две семьи: Семья Ростовых в романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Это любовь, родные люди, связь поколений, залог бессмертия. Именно в семье формируется человек, его жизненная позиция, нравственные и жизненные качества. Об этом особенно нельзя забывать сейчас, в современном мире, когда на первый план выходят карьера, материальное благосостояние, деньги. Русская литература всегда затрагивала проблемы семьи, размышляя о таких вопросах, как связь поколений, взаимоотношения между отцами и детьми, нравственные ценности и уроки, которые человек получает в своей семье. Об этом размышляли А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,И.С.Тургенв и другие русские писатели. Я хотела бы рассказать об опыте урока-мастерской, который я назвала «Две семьи». В этом уроке я попыталась сравнить две противоположные семьи и показать на контрасте, как семья влияет на формирование и мировоззрение человека и каков результат этого влияния: это семья Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». И сам урок, и его результаты показались мне интересными.
Открытый урок
I. Слово - индуктор - "семья".
Ребята подбирают ассоциации к слову "семья".
Родные люди, связь поколений, уют, тепло, понимание, поддержка.
II. Письменный вопрос. "Как вы думаете, что дает человеку семья?"
Семья – это, прежде всего, поддержка, это люди, на которых всегда можно положиться. В семье закладываются традиции, она хранит память твоего рода, это связь поколений и залог бессмертия.
III. Вопросы семьи, связи поколений, воспитания рассматриваются во многих произведениях русской литературы. Сегодня мы рассмотрим две семьи: семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого "Война и мир" и семью Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Задание по группам
1 группа.
Портреты членов семьи Ростовых. Выписать ключевые, по-вашему, слова, словосочетания. Найти в интернете иллюстрации или портреты семьи.
- Графиня - женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность движения и говора придавали ей внушительности и уважения.
- Граф - полное, веселое и чисто выбритое лицо, человек, любящий и умеющий пожить, захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим все его полное тело.
- Петя - толстый, румяный мальчик в детской курточке.
- Наташа - черноглазая, некрасивая, но живая девочка, с черными кудрями, точеными оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках, спряталась в кружевах материнской мантильи и засмеялась.
- Николай - невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица.
2 группа.
Портреты членов семьи Мармеладовых. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации или портреты семьи.
- Мармеладов - человек, лет за пятьдесят, отекшее от постоянного пьянства лицо, желтое, даже зеленоватое, крошечные, но одушевленные красные глазки. Во взгляде светились восторженность, смысл и ум, но в то же время и безумие. Манишка вся скомканная, запачканная, залитая. В его ухватках было что-то солидно - чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал... в тоске... голову.
- Катерина Ивановна - ужасно похудевшая женщина, высокая, стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад-вперед, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блистали как в лихорадке, но взгляд был резок и нежен.
- Дети - самая маленькая девочка лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая, как спичка.
- Соня - она была в лохмотьях, наряд грошовый, но раскрашенный по-уличному; худое, бледное, испуганное личико, с немыми от ужаса глазами.
3 группа.
История семьи Ростовых.
Настоящая московская семья, исконно-русская. Граф-отец, настоящий русский барин, приветлив со всеми, любит собирать у себя гостей, добродушен, его любят слуги, говорит на плохом французском языке.
Графиня - мать, настоящая мать семейства, у нее был о12 человек детей, она предана своей семье и живет ею. Молодежь в семье веселая, их интересует дружба, любовь.
4 группа. История семейства Мармеладовых.
Все рассказывает Мармеладов. Катерину Ивановну он пожалел, когда она осталась одна в безвыходном положении. Она пошла за него замуж не по любви, а потому что некуда больше идти. Потом Мармеладов теряет место и от безысходности начинает пить, Катерина Ивановна больна, она срывается на своих близких, так как выхода нет, и в итоге Сонечка, дочь Мармеладова, идет на панель, а он пьяненький лежал.
4.
А теперь мы обратимся к эпизодам, которые раскрывают суть данных семей.
1 группа
Именины в доме Ростовых. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.
Наташа упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все... против воли засмеялись. Старались удержать в границах приличия оживление и веселость. Наташа, зажмурившись от беззвучного смеха,... пригнулась и бежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки.
"Мама! Какое пирожное будет?- еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться и не могла. Марья Дмитриевна и графиня засмеялись. Граф поцеловался с графинюшкою. С улыбкой смотрели на веселого старика, округлял руки..., расправлял плечи, вывертывая ноги... Все более и более разгоралось общее оживление.
Улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
2 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.
Мармеладов и Раскольников приходят домой к Мармеладову.
Ключевые слова: взаимоотношения в семье, стоящий на коленях муж, Катерина Ивановна кричит: "Колодник! Изверг! Где деньги?Все пропил", в бешенстве схватила за волосы, потащила в комнату.
"И что мне в этом наслаждении!" - выкрикивал он потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Мальчик...задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала... ,как лист.
"Голодные, голодные, о треклятая жизнь".
3 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.
Разговор отца и сына Ростовых после проигрыша Николая.
Ключевые слова. Отношения между поколениями. Какой урок получил Николай Ростов?
Самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадом казался, сказал отцу:"Папа, а я к вам за делом пришел: мне денег нужно. Очень много" - краснея и с глупой, небрежной улыбкой, сказал Николай. Шутишь! - крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком. Бессильно опустился на диван. "Что же делать! С кем это не случалось!" - сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом. Ему хотелось целовать руки своего отца. Граф опустил глаза, услыхав эти слова сына. "Да, да,...трудно, я боюсь, трудно достать, с кем не бывало". "Папенька, папенька! - закричал он ему вслед, рыдая - простите меня! " Прижался к руке губами и заплакал.
4 группа. Выписать ключевые слова. Найти в интернете иллюстрации.
Катерина Ивановна выводит детей на улицу.
Ключевые слова. Отношения между поколениями. Что испытывают дети Катерины Ивановны?
Хриплый надорванный голос Катерина Ивановны. Была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измученное чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-либо, но возбужденное состояние не прекращалось. Она бросилась к детям, кричала, уговаривала; била их...Приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала. Коля и Леня схватили друг друга за руки и бросились бежать. Кровь, обагрившая мостовую, хлынула на ее грудь горлом.
5 этап
По группам рисуем символы семей Ростовых и Мармеладовых или находим рисунки-символы в интернете. Рассматриваем символы и объясняем их.
Ростовы: Семейный очаг,свет, тепло,сердце.
Мармеладовы: Разрушенный дом, клетка, перечеркнутое сердце.
6 этап
Мини-сочинение
Что может дать такая семья человеку? Какую семью можно считать настоящей семьей?
Сравнивая семьи Ростовых и Мармеладовых, можно сказать, что, настоящая — это семья Ростовых. Здесь царит взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу. Сердечная привязанность объединяет всех Ростовых. Дети и родители понимают друг друга и всегда готовы прийти на помощь. Семью Мармеладовых нельзя назвать таковой. В ней нет любви, есть только горе и злоба, каждый существует сам по себе, погибая от отчаяния и одиночества, и только Соня ценой своей судьбы пытается всех спасти. Главный результат семьи — это дети. В семье Мармеладовых не слышно смеха детей, не видно их счастливых лиц. Мы слышим только плач, видим их страх. В семье Ростовых звонкий смех, счастливые лица детей. Это и есть главное достижение семьи.
Д/З. Какие русские писатели касались в своих произведениях вопроса семьи, отношений между поколениями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Это любовь, родные люди, связь поколений, залог бессмертия. Именно в семье формируется человек, его жизненная позиция, нравственные и жизненные качества. Об этом особенно нельзя забывать сейчас, в современном мире, когда на первый план выходят карьера, материальное благосостояние, деньги. Русская литература всегда затрагивала проблемы семьи, размышляя о таких вопросах, как связь поколений, взаимоотношения между отцами и детьми, нравственные ценности и уроки, которые человек получает в своей семье. Об этом задумывались А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, А.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,И.С.Тургенев и другие русские писатели. Я хотела бы рассказать об опыте урока-мастерской, который я назвала «Две семьи». В этом уроке я попыталась сравнить две противоположные семьи и показать на контрасте, как семья влияет на формирование и мировоззрение человека и каков результат этого влияния: это семья Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». И сам урок, и его результаты показались мне интересными.
Начальный этап урока I. Слово - индуктор - "семья". Ваши ассоциации к слову "семья": родные люди, связь поколений, уют, тепло, понимание, поддержка. II. Письменный вопрос. "Как вы думаете, что дает человеку семья?" Семья - это прежде всего поддержка, это люди, на которых всегда можно положиться. В семье закладываются традиции, она хранит память твоего рода, это связь поколений и залог бессмертия. III. Вопросы семьи, связи поколений, воспитания рассматриваются во многих произведениях русской литературы. Сегодня мы рассмотрим две семьи, семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого "Война и мир" и семью Мармеладовых из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Задание по группам
1 группа. Портреты членов семьи Ростовых. Выписать ключевые, по-вашему, слова . Члены семьи: Графиня Граф Петя Наташа Николай
2 группа. Портреты членов семьи Мармеладовых. Выписать ключевые слова. Мармеладов Катерина Ивановна Дети Соня
Иллюстрации к романам (поиск в интернете)
3 Группа: Предыстория семьи Ростовых 4 Группа: Предыстория семьи Мармеладовых
Эпизоды, раскрывающие суть семей (задания по группам). Выписать ключевые слова и словосочетания, раскрывающие взаимоотношения в семье 1) Именины в доме Ростовых. 2) Мармеладов и Раскольников приходят домой к Мармеладовым. 3) Разговор отца и сына Ростовых после проигрыша Николая. 4) Катерина Ивановна выводит детей на улицу.
Иллюстрации к эпизодам
5 этап По группам рисуем символы семей Ростовых и Мармеладовых или ищем эти символы в интернете. Рассматриваем символы и объясняем их Ростовы Мармеладовы Семейный очаг Свет, тепло Сердце Разрушенный дом Клетка Перечеркнутое сердце
6 этап Мини-сочинение Какую семью можно считать настоящей семьей? Что может дать такая семья человеку? Сравнивая семьи Ростовых и Мармеладовых, можно сказать, что, настоящая — это семья Ростовых. Здесь царит взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу. Сердечная привязанность объединяет всех Ростовых. Дети и родители понимают друг друга и всегда готовы прийти на помощь. Семью Мармеладовых нельзя назвать таковой. В ней нет любви, есть только горе и злоба, каждый существует сам по себе, погибая от отчаяния и одиночества, и только Соня ценой своей судьбы пытается всех спасти. Главный результат семьи — это дети. В семье Мармеладовых не слышно смеха детей, не видно их счастливых лиц. Мы слышим только плач, видим их страх. В семье Ростовых звонкий смех, счастливые лица детей. Это и есть главное достижение семьи.
Домашнее Задание. Какие русские писатели касались в своих произведениях вопроса семьи, отношений между поколениями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему : "Семья Ростовых".
Урок на тему :"Семья Ростовых"....
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...
«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста...
Семья Ростовых - идеал семейного бытия.
Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого "Война и мир"....
"В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")
quot;В мире расколотом надвое" (по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон")...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении....