Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Глинская Надежда Александровна

Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист учащегося 10 класса Хоботовского филиала МБО

Новоникольской СОШ __.__.202_г.

Предмет/ учебник

Литература Учебник часть 2 /Ю.В.Лебедев

Учитель

Глинская Надежда Александровна

Форма урока

Офлайн

Тема урока

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога. Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Для самостоятельного изучения: «Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин» (На примере презентации)

Цели урока

Задачи………….

1. Рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении.

Образовательные:

1.Показать образ Сони Мармеладовой, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Развивающие:

1.Формировать умение анализировать эпизоды текста.

2.Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

3.Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские  темы, подтверждая суждения текстом.

4. Совершенствовать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

2.Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.

3.Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.

4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

 Тип урока

Комбинированный

Количество уроков

2 урока по 30 мин.

Алгоритм работы по

изучению нового материала

Учебные ресурсы

Вид деятельности обучающихся 

 Учебник,  презентация «Соня Мармеладова и Родион Раскольников», дидактический материал, тестовые задания.

Презентация «Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Самооценка - 60 мин.

задания

Кол-во мин.

Оценка

.Изучи

Учебник стр. 235-238 (Раскольников и Сонечка)

       1

10

мин.

Посмотри

Презентацию «Соня Мармеладова и Родион Раскольников»

2

10

мин

Проверь себя

Ответь на учебные

вопросы:

1. Какой вы представляете Соню?

2. А как описывает ее Достоевский?

3. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем? ( « София, Софья, Соня — это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой -  это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

3

5

мин.

Работа с учебником

Стр.240-242

4

10

мин.

Закрепи

     Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
    Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова.

1. Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

2.Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

3. Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

4. Как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

5. Как объясняет Раскольников свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
  (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
6
. Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?

(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
     Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

7. Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?

(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней).

8. Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?

     (Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря).

9. Почему выбран этот эпизод из Евангелия?

(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

5

21 мин.

*

Обобщи

В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
   Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

2. Какую роль играет эпилог в романе «Преступление и наказание»?

6

4 мин.

Ср. балл

.

Д/задание

Выполнить ТЕСТЫ (прилагаются)

Для самостоятельного изучения: «Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин» (На примере презентации)

Рефлексия:

1. Своей работой я

доволен (а)/ нет (если нет–указать причину)

2.Чего недостаточно в моей работе

3.Я бы изменил (а) в своей работе

4. Что я усвоил?

5. . Какие трудности возникли при изучении темы? 

6. Теперь я знаю.

7.Теперь я умею.

7.Д/з.

понятно/ нет (если нет – указать, что не понял)

Обратная связь: заполненные маршрутные листы (в том числе все пункты рефлексии) и домашнее задание (ТЕСТЫ)  мне до __.__.202_ г. Если возникнут вопросы, звоните по телефону _______________

Дневник.ру

Эл. Почта: ___________________

Примечание. ЗАДАНИЕ № 5 (СО ЗВЕЗДОЧКОЙ) оценить в маршрутном листе, заполнить задания рефлексии, домашнее задание (ТЕСТЫ) сфотографировать и прислать по электронной почте учителю (указана).  Если возникнут вопросы, звоните по телефону ________________

ТЕСТЫ по роману  «Преступление и наказание»

1. Выберите слова, принадлежащие Соне Мармеладовой.

  •  «Это человек-то вошь?»
  • «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем».
  • «Ведь справедливее…тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!...»
  • «А с ними-то что будет?» – …страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению

2. По каким принципам живет Соня, в чем ее «правда»:

  • Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.
  • Спасая других, берет на себя тяжести греха.
  • Смысл жизни героини: любовь, вера в людей, вера в Бога
  • Самопожертвование, страдание, смирение, всепрощение

3. Где живет Соня Мармеладова:

  • у портного Капернаумова
  • у письмоводителя Замётова
  • у ростовщика Душкина
  • в своей квартире, купленной на деньги, вырученные по желтому билету

4. Как называет Раскольников Соню, рассказывая Разумихину о первой встрече с ней во время смерти Мармеладова?

  • хрупкая девушка с голубыми глазами
  • пьяная девушка с желтым билетом
  • одно существо с огненным пером
  • красавица блондинка в строгом платье и шляпке

5. Что показалось странным Раскольникову у Сони, когда он пришел к ней в дом, (из ее разговора, предметов в ее доме)?

  • на Соне всегда был платок, зеленый драдедамовый
  • Соня была знакома с Елизаветой
  • глубокая вера Сони в Бога
  • Новый завет, книга Лизаветы в доме у Сони

6. Что произошло на  поминках у Мармеладовых?

  • Лужин предложил Соне выйти за него замуж.
  • Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.
  • Раскольников подрался со Свидригайловым
  • Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне
  • Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

7.  Что происходит во время второй встречи Раскольникова с Соней?

  • Раскольников просит Соню выйти за него замуж.
  • Раскольников просит Соню не оставлять его.
  • Раскольников признаётся в убийстве старухи-процентщицы
  • Раскольников объясняет Соне, почему он убил старуху.
  • Раскольников раскаивается в совершении преступлении
  • Раскольников говорит Соне, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

8. Что мы узнаем в эпилоге романа о Соне, Раскольникове и др. героях?

  • Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.
  • Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении, но близок к этому, потому что у него под подушкой Евангелие.
  • Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.
  • Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.
  • Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

9. Какую роль сыграла  Соня Мармеладова в судьбе главного героя?

  • Стала для Раскольникова человеком, которому он открыл свою ужасную тайну.
  • Соня спасла Раскольникова от духовной гибели - помогла ему признаться в преступлении.
  • Соня помогла Раскольникову обрести истинную веру и любовь.
  • Сердце Сони стало источником жизни для сердца Раскольникова.
  • Соня стала источником страданий в жизни Раскольникова.

10. Какому слову равно по значению слово "страдание" в понимании Достоевского?

  • Страдание=счастье
  • Страдание=честь
  • Страдание=любовь
  • Страдание=наказание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...

Роман «Преступление и наказание», Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста...

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.  РОЛЬ ЭПИЛОГА»....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...

Урок литературы в 10 классе на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф.М.Достоевского"

Конспект урока может быть использован на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"...