Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_v_romane_tolstogo.docx607.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Конспект

открытого урока по литературе

10 класс

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

                               pt_075

Подготовила Ипатова Раиса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Богородицкой СШ

Смоленского района,

высшая квалификационная категория

2016 год

Тема: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Класс: 10 класс

Тип урока: урок – погружение  в литературный материал

Цели урока:

Личностные

  • помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества;
  • способствовать принятию ценностей семейной жизни;
  • формирование уважительного  и заботливого отношения к членам своей семьи.

Метапредметные

  • способствовать развитию умения анализировать изучаемый материал, работать с дополнительными источниками;
  • содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, устанавливать аналогии, находить различия;
  • развивать умение организовывать  совместную   деятельность с учителем, сверстниками, работать на  основе согласования позиций и учёта  интересов других;
  • учить формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные

  • развивать умение анализировать  литературное произведение;
  • учить сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;
  • способствовать развитию умения  понимать  авторскую  позицию  и  высказывать своё отношение к ней.

Оборудование:

  • Ноутбук и проектор
  • Иллюстрации к теме
  • Презентация «Мысль семейная» в романе Л.  Н. Толстого»
  • Раздаточный материал

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Работа по вопросам:

  • Как  называется  роман, который мы изучаем?
  • На каком приёме построено заглавие?
  • Почему Л.Толстой именно так назвал своё произведение?
  • Как вы понимаете смысл заглавия?

Если первая часть заголовка понятна, то вторая …  До сих пор литературоведы не перестали спорить о том, как следует понимать  вторую половину заглавия, т. е. какой смысл вложен в слово «мир».  

  • Каково значение этого слова?

2.  Работа над значением слова.

  • Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова.

Две словарные статьи. Два слова. Омонимы.

МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.

2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.

МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.

2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.

3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.

В сущности, это слово употреблено в двояком значении.

 Во-первых, им обозначается обычная, невоенная жизнь  людей, их судьбы в период между войнами, вдали от сражений, в мирных условиях быта.

Во- вторых, «мир»  обозначает человечекую общность  людей, основанных на близком сходстве или полном единении. «Жить в миру» - значит  жить среди людей, вместе с людьми. Слово «мир» синонимично понятиям «масса людей»,  «народ», «общество».

 «Миром, все вместе, без различия  сословий, без вражды, а соединённые братской любовью – будем молиться», - думает Наташа Ростова.      

      Как бы то ни было, в заглавии присутствует мысль о народном единении, братстве людей во имя противостояния войне как злу.  О войне, о «мысли народной» в романе мы уже говорили, но есть ещё в романе  и мирная жизнь. Ведь первоначально роман был задуман как произведение о дворянских семьях, затем центр  внимания был перенесён на историю народа. Однако в романе широко развёрнуты картины жизни дворянства.

II. Формулирование учащимися темы урока, постановка целей.

  • Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока
  • Каковы цели нашего урока?
  •  Какими способами  мы будем достигать намеченных целей?

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - это раздумье Л. Толстого о тайнах счастья и согласия людей» (Слайд № 1)

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

 с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

В романе Л.Толстого  дворянские семьи представлены широко. Это семьи… -  Назовите их.

  • Болконских
  • Ростовых
  • Безуховых
  • Курагиных
  • Друбецких
  • Карагиных
  • Бергов и т. д.
  • Какие три семьи крупно изображены в романе?  (Слайд №2)
  •   К разным дворянским семьям Толстой относится по-разному. Все семьи разные. Попробуем выяснить уклад  семейной жизни, семейные ценности, традиции каждой из этих трёх семей: Курагиных, Ростовых и Болконских.

III. Семейство Курагиных.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите членов этой семьи
  • Когда мы впервые встречаемся с главой этой семьи? Каким мы его видим?
  • Как он отзывается о своих сыновьях? (об Анатоле и Ипполите).

2.  Сообщение ученика о семье Курагиных (Князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен)

3 . Чтение фрагмента текста «Мысли Пьера по поводу его женитьбы на

Элен»   (том 1, часть 3, глава 1, стр. 258). .

4.  Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации № 3- 8)

  • Отсутствие всяких моральных принципов и нравственных традицицй
  • Брак основан на расчёте и порочности
  • Отсутствие семейного благополучия
  • Дети не являются целью супружества, Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей»
  • Бездетность Элен как наказание

      Этой семье  и ей подобным чужды патриотические  чувства, они равнодушны  к судьбе народа, страны, зато проявляют  изворотливость в корыстных исканиях  почестей, наград, выгод.

  • Какие семьи противопоставлены  им?

IV.  Семья Ростовых. Анализ фрагментов текста, позволяющих сделать выводы о нравственных  ценностях семьи Ростовых.

  • Когда мы впервые знакомимся с этим семейством?

1. Именины матери и дочери Ростовых  (том 1, часть 1, главы 7,8, 15,16, 17)

  • Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.
  • Приём хозяевами гостей.
  • Приход молодёжи. Характер беседы.
  • Обстановка за обедом.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (главы 7-11 – сцены именин; главы 18-21 – смерть Безухова). Толстой, чередуя эти главы, передаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

Эпизод следует  за сценами  вечера у Шерер.

  • Отметьте сходство (и там и тут гости).
  • Отметьте различия.

Мир Ростовых – это мир простоты и естественности, чистоты и сердечности, вызывает восхищение патриотизм «ростовской породы».Радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

  • Сравните хозяйку дома, графиню Наталью Ростову и Анну Павловну Шерер.
  • Как принимает гостей граф Илья Ростов?

«Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих имениниц».

  •  Каковы выводы?

2. Возвращение Николая Ростова домой (том 2, часть 1, главы 1,2).

 Анализ эпизода  учеником.

3. Сцена «Проигрыш Николая Ростова»  (том 2, часть 1, главы 14 – 16). Анализ эпизода  учеником.

4.  Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации№ 9- 16)

Итак, Ростовы – люди простые. Они не умеют ни беречь, ни приумножать богатства. Илья Андреевич, глава семейства, очень добр, нерасчётлив, плохо разбирается  в хозяйстве и всей душой привязан к жене и детям. Оба его сына – участники Отечественной войны, ни один  не стремится сделать  карьеру. Николай Ростов презирает чистеньких адъютантиков вроде Бориса Друбецкого. Он воюет по-солдатски просто, скромно. Петя отказывается от университетского образования ради участия в освободительной войне. Он героически погибает в партизанском бою.

  • Какая неотъемлемая черта  отличает семью Ростовых?

Патриотизм. В опасное для родины время они без всяких громких фраз готовы всем пожертвовать для неё.

Автор любит в Ростовых то, что он любит в народе: патриотизм, душевную искренность и непосредственность – и отказывает им в том,  в чём он отказал народу: в организующей и направляющей  силе мысли, идеи.

V.  Семья Болконских.

Перенёсёмся из Москвы в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея.

1. Жизнь Болконских в Лысых Горах. Сообщение ученика

(том 1, часть 1, главы 22- 25, стр. 109-110)

- Чтение эпизода «Наказ сыну» (глава № 25, стр.138)

2.  Анализ эпизода «Известие о сыне» (том 2, часть 1, глава 7, стр.401)

3. Чтение эпизода  «Князь Андрей и княжна Марья у кроватки болеющего Николушки» (том 2, часть 2, глава 8-9, стр. 465, 472-473)

4.  Пьер у Болконских (том 2, часть 2, глава 14, стр. 494). Сообщение ученика.

  • Назовите наиболее запоминающиеся детали в жизни Болконского.
  • Что отличает Болконских  от семейства Ростовых?

Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме  того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.

  • В чём сходство Болконских и Ростовых?

Та же взаимная любовь членов семьи друг к другу, та же близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.

5.  Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации).

VI. Самостоятельный вывод учащихся. Составление синквейна (слайд № 22)

  • Как относится Л.Толстой к нормам жизни Ростовых и Болконских?

Ростовы и Болконские – два типа дворянских семей в романе. Семьи простые, патриархальные, где люди не тянутся к министерским портфелям и рвут друг у друга из рук  портфели с завещанием, семьи, сохраняющие тёплую чистоту родственных отношений,  вызывают  глубокую симпатию у автора.

  • Каковы нравственные ценности этих семей?
  • Есть ли у этих семей продолжение?

C:\Users\1\Desktop\img1Сиквейн по р,.jpg

VII.  Рефлексия

  • Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?
  • Какой тип семьи близок мне?
  • Чему научил меня роман Толстого?
  • Что нужно для счастья?

VIII.  Домашнее задание: индивидуальные задания

1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).

2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).

3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)

Том  1, часть 2, главы 20, 21;  часть 3, главы 12, 16

 (выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...»  до конца абзаца), 19.

4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году

(том 2, часть 1, глава 9;  часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )

5. Его настроение перед Бородинским боем.

6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)

Приложение к уроку

  • Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова

Две словарные статьи. Два слова. Омонимы

МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.

2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.

МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.

2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.

3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.

  • Составим синквейн

Схема

синквейна

Семья

Ростовых

Семья Болконских

Семья

Курагиных

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Фраза (предложение)

Сушествительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...

«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...

Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....

Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль  учащихся с помощью ТОУУ. Дл...

Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в ...