«Лошадь тоже человек». (урок-размышление в 7 классе по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Лебедева Наталья Александровна

На уроке учащиеся познакомятся со страницами биографии и творчества Федора Александровича Абрамова, поразмышляют, почему плачут лошади в его одноименном произведении,  совершенствуют навыки смыслового и эстетического анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshad_tozhe_chelovek.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Лошадь тоже человек».

(урок-размышление в 7 классе по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»)

Тип урока: урок усвоения новых знаний и развития речи.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, экран.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней 
Победила стальная конница?

С.А.Есенин

Цели урока:

познакомить с биографией  Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь анализировать художественное произведение, характеризовать героев; понимать авторскую позицию; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь высказывать свое мнение.

Метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения своей или авторской позиции; уметь работать с другими источниками информации.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- участие в целеполагании и определении темы;

-работа  с текстом рассказа;

- работа со словарями.

- деятельность по обобщению материала урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

«Я родился в красивейшем месте России. Для меня, конечно, красивейшем. В Архангельской области, в селе Веркола, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок...

Как стал писателем? Хотя я родился в таежной, в лесной глуши, … но имя писателя для меня всегда, с малых лет было окружено ореолом почитания и особой славы.Для меня никогда не было более высокой должности на земле, чем писательская»,- так вспоминал писатель в одном из последних выступлений в студии «Останкино».

Беседа о биографии писателя.

- Как вы думаете, какими чертами должен человек, который написал эти строки? (способностью любить то, о чем пишет: любовью к природе, ко всему живому).

О таком необычном человеке, Федоре Александровиче Абрамове, пойдет сегодня речь.

Дома вы должны были познакомиться с биографическими сведениями об этом писателе.

(Ответы учащихся.)

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу. Поэтому  главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.

3.  Этап усвоения новых знаний.

За свою жизнь Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе «О чем плачут лошади», который вы прочитали заранее. Слайд 1

1. Выявление первоначального читательского восприятия.

-  Понравился ли вам этот рассказ?

- Какие мысли, чувства возникли при чтении?

-  О чем и о ком этот рассказ? (об отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек приручил лошадь - он за нее в ответе.)

- Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «лошадь»?

(Добро, тепло; нежное, сильное животное; красота; помощь крестьянину; быстрое передвижение,  сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный)

Составление кластера

Выразительное чтение стихотворения «Живое, красивое и благородное» в исполнении ученицы Косыревой Марины.

Живое, красивое и благородное,
Вечно подвластное, вечно свободное.
Страстное, пылкое и непокорное.
Страшное в гневе, несколько вздорное.
Теплое, нежное, вечно желанное.
Смелое, доброе, несколько странное.
Тихое, кроткое и осторожное.
Внешне простое и внутренне сложное.
Мило-веселое и добродушное.
Хитро-упрямое, все же послушное.
Сердцем горячее, нам непонятное.
Сильное быстрое, часто игривое.
Томное, нервное, гордо-строптивое,
Умное, верное, очень ранимое.
Вечно и всюду нежно-любимое.
Ветру и времени только подвластное,
Вольным рождением вечно прекрасное…

 Справка о лошади.

Раньше лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру. Это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину.
4. Формулирование темы урока и определение учебной задачи.

- Вы прочитали рассказ. Какие мысли и чувства возникли? На какой вопрос мы должны ответить?  Что должны понять? (О чем плачут лошади) Это и будет целью нашего урока.

Достаточно много непонятных слов встретилось в рассказе. Давайте с ними поработаем.

2. Словарная работа. Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной- чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.)

Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.
Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.
Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.
Лесопункт – пункт лесозаготовки.
Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры.
Угор – (диалект.) – пригорок.
«Чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.

Релаксация. Давайте закроем глаза и представим себе, как рассказчик спускается с деревенского угора …рисуем в своем воображении тот самый цветущий, полный ароматов трав луг…привязанные к колышкам лошади…ощущаем благоухание травы, слышим, как пролетают мимо стрекозы. Приближаемся к Рыжухе…

5. Работа с текстом.

Кто является главными героями данного рассказа?

 

Рассказчик

Рыжуха

- уже немолодой модный мужчина, Навестил свою деревушку, встретился с любимыми лошадями, Как раньше нес им хлеб, общался, Дружелюбно похлопывая по спине, Трепал по теплым бархатным губам, Подбадривая ласковым словом.

- некрyпная, неказистая, из породы мезенок, но очень выносливая и неприхотливая, приспособлена к тяжелым условиям севера. Кобылка чистая, с веселым неунывающим характером.

- Речь идет об одной лошади?

- Почему среди других лошадей рассказчик выделяет именно Рыжуху? (ответ: кобылка чистая ..... (зачитать)

  • Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? {Конюх Миколка спустя рукава; старушонки, бабы сопереживают лошадям);
  • Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?  (главный герой с особым вниманием).
  • Докажите, что он понимал и любил этих животных. {Он их кормит, ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.
  • Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).
  • Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).
  • В чем же виноват главный герой? (Не разделил их заботы; посочувствовать - значит помочь, но легче прикинуться равнодушным "стилягой").Друг должен быть честным, откровенным, способным разделить горе товарища.
  • Давайте определим жанр произведения.
  • Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и Рыжухи на человеческом языке).
  • Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (здесь заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком) стр. 137-138.

- Обратите внимание на эпиграф. Сергей Есенин писал:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней 
Победила стальная конница?

- Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с автором этих строк?

Жеребёнок пытался соревноваться на большой скорости с поездом, в чём и был заключен трогательный смысл и образ. Противостояние в этой гонке живого коня и противника, который стал железный из человеческого общества. В этом и заключалась, возможно, главная мысль автора – переход людей на новый этап развития, но всё больше и больше отдаления в другую сторону от естественного и природного начала.

- Нужны ли сейчас лошади? Какое отношение к лошадям сейчас, в наше время? (Саночкина П. рассказывает о лошадях, которые есть у ее бабушки.)

Вернемся к началу урока и дадим ответ на поставленный вопрос.

6. Рефлексия. Мини-сочинение «О чем плакали лошади?»

7. Заключительное слово учителя.

- Как вы думаете, какая деталь напрямую связана с лошадьми? (Подкова.)

Есть примета у людей —

Чтоб с успехом сладить,

Взять обувку лошадей,

Над дверьми приладить.

Подкова символизирует достаток и благополучие, подкова приносит счастье.

Я очень хочу, чтобы вы помнили то, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке. Примите от меня в подарок подкову.

8.Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу  Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 1 часть...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 2 часть...

Буктрейлер к рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади?»

Буктрейлер — короткий видеоролик или слайд-шоу, продолжительностью не более 3 минут.Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать, насколько интересна книга....