Главные вкладки

    Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"
    план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

    Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_o_chem_plachut_loshchadi.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"(сл.№1)

        Цели урока: (сл. №2)

    1. Подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, её жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает;
    2. развивать речь и образное мышление учащихся.

         Эпиграфы к уроку (сл. №3)

    Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

                                                                                                Ф.Абрамов.

    Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь                    В.Маяковский

                                                                                                                               Подковы и масти – людям на счастье.
                                                                                                                                                                  Поговорка.

                                       Ход урока

    I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).

    Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

    II. Беседа о биографии писателя. (сл.№4)

    1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

    Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:

    Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

    В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

    В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

    В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".

    В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

    В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...

    Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

    С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

    27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.

    Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

    3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).

    4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
    Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
     

    III. Переход к произведению.

    За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.(сл. №5)

    IV. Беседа по произведению.

    1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

    2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

    3) Краткий пересказ по плану (сл. №6-10)

    4) Ребята, некоторые из вас подготовили иллюстрации к рассказу, в которых вы показали эпизоды, наиболее понравившиеся. Покажите свои рисунки и прокомментируйте их.

    5) Работа с текстом и беседа.

    Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.

    Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).

    Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).

    В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).(сл. №7)

    Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

    Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).

    Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

    V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).(Сл.№11)

    1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение к 3 эпиграфу).

    2) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

    Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

    VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).

    Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

    Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

    Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

    О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).(сл. №12)

    Зачитывается отрывок из рассказа

    К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).

    VII. Творческая часть.

    А сейчас, ребята, я хочу предложить вам  написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”

    (В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)

    1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей и ухаживать за ними.

    2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

    3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. Он учит нас гуманному отношению к животным.

    ВЫВОД:

    1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

    2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

    В завершении урока послушайте, пожалуйста, песню “Красный конь”

    VIII. Подведение итогов. Домашнее задание. 

    1. Прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е.И. Носова?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

    Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

    Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

    Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

    Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")

    Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...

    Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

    Конспект урока по рассказу  Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"...

    Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

    Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 1 часть...

    Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

    Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 2 часть...

    «Лошадь тоже человек». (урок-размышление в 7 классе по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».)

    На уроке учащиеся познакомятся со страницами биографии и творчества Федора Александровича Абрамова, поразмышляют, почему плачут лошади в его одноименном произведении,  совершенствуют навыки смысл...