Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно демонстрирует необходимость теоретических знаний, пробуждает интерес к урокам по теории литературы. Так, например, после знакомства с темой «Пейзаж в художественной литературе» был проведен урок, посвященный анализу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек и мир природы в литературе

Тема урока: Пейзаж в ХТ (7 класс)

  1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

– Чем является природа для искусства?

– Какие три цели преследует автор ХТ, изображая картины природы?

а) представить картины из жизни природы (лицезрение);

б) передать те чувства, которые она в нем пробуждает (сопереживание);

в) рассказать о мыслях, которые тревожат его разум (размышление).

  1. Какие образы включает в себя картина жизни природы?

а)        зрительные образы;

б)        звукообразы;

в)        образы-запахи;

г)        осязательные (тактильные) образы.

Обобщение ответов. Учитель дает понятие о видах пространства: закрытое, открытое; дальнее, ближнее и т.д.

Продолжение беседы по домашнему заданию:

– Что такое пейзаж?

– Какие существуют виды пейзажей?

а) годового и суточного природного цикла, в динамике;

б) географические (лес, степь, море, горы и т. д.); вертикального пространства (верхнее и нижнее): небо, светила, земля, овраг, яма;

в) спокойные и бурные;

г) естественные и искусственные (городской, сельский, усадебный, индустриальный; парк, сад, пруд, аллеи);

д) национальный, экзотический, земной, космический, фантастический.

Изучение темы «Место пейзажного описания в композиции ХТ и| функции этих описаний».

  1. Какое место занимает пейзаж в композиции ХТ?
  2. Каковы функции пейзажных описаний?

а) изобразительная – передает визуально-чувственное представление о пейзажной картине;

б) эмоционально-психологическая – раскрывает внутреннее состояние персонажа, передает настроения, эмоции автора;

в) аллегорическая – передает через пейзажные образы некую отвлеченную идею (такие пейзажи рассчитаны на устойчивые традиции прочтения образов);

г) символическая – осмысляет пейзаж и его образы как многозначное авторское иносказание.

  1. Что значит развить в себе пейзажное мышление? (Понимать язык пейзажных образов).
  2. Что дает читателю понимание пейзажных описаний в ХТ?

(Позволяет представить, какую роль в своем ХМ автор отводит природе).

Практическая работа. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

  1. Сообщение цели работы: развить в себе пейзажное мышление, чтобы научиться понимать язык пейзажных образов и представлять, какую роль в своем ХМ автор отводит природе.
  2. Чтение стихотворения (учитель).
  3. Работа с текстом.

– Как построено это стихотворение? (Стихотворение построено в виде развернутого сложноподчиненного предложения с тремя придаточными с союзным словом когда и одним главным предложением, в котором дважды повторено слово тогда. Т. е. сама композиция стихотворения подсказывает ключ к его главной мысли: когда, при каком условии лирический герой находит успокоение душе своей: «когда волнуется желтеющая нива...» и т. д.).

– Каким размером написано это стихотворение? (Шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе).

– Что придает звучанию стиха этот размер? (Стихотворение звучит неспешно, плавно, что передает гармонию и покой природы, дарящей поэту радость и успокоение).

Рассмотрим иконику ХМ этого стихотворения.

Работа в группах над 1–3 строфами стихотворения.

1-я группа выписывает из тексга слова и словосочетания, характеризующие пространство;

2-я группа – образы-звуки и цветообразы;

3-я группа выписывает слова и словосочетания, характеризующие художественное время;

4-я группа – словосочетания, имеющие отношение к образу-персонажу (лирический герой и его место в природе);

5-я группа – образы-чувства и тактильные образы.

Работа в группах с помощью опорных карточек, консультации учителя (то есть учащиеся должны не просто выписать нужные слова и словосочетания, но и уметь их интерпретировать). Обратим внимание на функции пейзажных описаний в данном ХТ: а) изобразительная, б) эмоционально-психологическая.

Осмысление полученных результатов.

1-я группа. Пространственные образы:

Нива, лес, ветерок, сад, слива, тень, листок; роса, куст, ландыш; ключ, овраг, мирный край, откуда мчится он.

Анализируя эти пространственные образы, мы видим, что мысль и взгляд поэта движется от широкого, верхнего пространства к иижнему, и от нижнего – вновь к широкому, открытому пространству, где он не был, но чувствует свою связь с ним благодаря студеному ключу, который рассказывает ему об этом «мирном крае».

2-я группа. Образы-звуки:

Лес шумит при звуке ветерка; ключ... лепечет.

Звуки в природе мирны, ненавязчивы, легки и приятны для слуха. Цветовые образы:

Желтеющая нива, малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый.

Мир природы щедро расцвечен красками, яркими, сочными. Образы, созданные поэтом, выразительны, т. к. эпитеты подобраны очень точные, ёмкие.

3-я группа. Художественное время:

Желтеющая нива (конец лета, осень), малиновая слива, зеленый листок (лето), румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый (весна).

Природа близка поэту всегда, в любое время года, в любое время суток.

Что говорит об этой близости? Присутствует ли образ автора (лирического героя) в картинах природы?

4-я группа. Лирический герой и его место в мире природы.

Прячется... слива (здесь нет прямого указания на присутствие лирического героя, но глагол прячется дает нам это почувствовать: слива от него прячется, он ее увидел).

Ландыш... мне кивает головой; ключ... лепечет мне таинственную сагу.

Природа делится с лирическим героем своей красотой, своими секретами. Он «свой» в этом мире гармонии и покоя.

5-я группа. Образы-чувства, тактильные образы:

Волнуется... нива, свежий лес, тень сладостная, росой обрызганный душистой... ландыш... приветливо качает головой, студеный ключ играет, погружая мысль в какой-то смутный сон.

Лирический герой чувствует природу: волнение нивы, шум свежего леса; он будто ощущает сам, как сладостно сливе прятаться от зноя под тенью зеленого листка; он чувствует душистую росу, которой обрызган ландыш; ему приятна прохлада студеного ключа. И природа отвечает ему взаимностью: ландыш «приветливо качает головой», ключ «лепечет... таинственную сагу», слива игриво «прячется» от него. Равнодушному человеку не удастся увидеть и услышать все то, что дарит природа человеку, влюбленному в нее.

– Все эти образы мы увидели в ХМ природы, изображенной поэтом. Как же соотносится пейзажное описание с внутренним миром лирического героя (автора)?

Работа с 4-й строфой стихотворения.

Душа – тревога; чело – морщины.

– Есть ли что-нибудь подобное в мире природы? Нет. Но: обратим внимание на глаголы: тревога смиряется, морщины расходятся.

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

– Когда же человек может обрести душевный покой?

(Когда он видит и чувствует красоту и гармонию в мире природы, он верит, что не все плохо на этой земле, что счастье есть, и оно – в общении с природой. И он видит, что Бог есть, ибо Он даровал грешным людям природу и возможность наслаждаться ею, ее красотой и величием; и он благодарен Богу за Его доброту и щедрость.)

– Какую роль отводит М. Ю. Лермонтов природе в своем ХМ?

(Чувствуя связь, слиянность с природой, которая щедро делится с ним, лирический герой Лермонтова ощущает себя частью огромного, бесконечного мира.)

– *Почему стихотворение заканчивается многоточием?

– Какие слова в последних двух строчках вы бы выделили ударением? Почему?

(Здесь возможны несколько вариантов: можно сделать акцент на словах «счастье» и «Бог», или на словах «земля» – «небеса», или «постигнуть» и «вижу». Может быть, это говорит о том, что, как ни ставь ударение, какие слова ни выдели – никак не нарушишь того равновесия, которое обретает человеческая душа, соприкоснувшись с Природой.)

Выводы, обобщение ответов.

Ни выбор формы, ни выбор слов – ничто не случайно в художественном произведении. Помог ли такой подробный анализ лучше понять стихотворение? Что вы увидели в этом ХТ, чего не заметили сразу, при первом чтении?

Учащимся предлагается выучить это стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам  сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...

Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.

Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления....

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."

Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова   и его  анализ...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....

Урок литературы "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Я жить хочу. Хочу печали..."

Урок литературы "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Я жить хочу. Хочу печали..."...