Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Криницына Татьяна Владимировна

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_8_klass_ii_vid.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс

Тема «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Цели: познакомить (кратко) учащихся с лирикой поэта; развивать умение определять темы стихов, роль художественных средств; учить выразительности чтения, устному рисованию, «определять» состояние души поэта.

Задачи:

1)Образовательные: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворений, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

2)Развивающая: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

3)Коррекционные: коррекция внимания, мышления, памяти.        

4)Воспитательная: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.         

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  доска, мел, учебник, карточки, тетрадь, аудиозапись, портрет писателя, репродукция И.И.Шишкина «Рожь».

Использованная литература: учебник «Литература» 7 класс.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение

Ход урока.

1.  Оргмомент.

1.1  Речевая зарядка

-Здравствуйте.

- Полина, скажи, какой сейчас урок?  

- Ребята, что мы будем делать на уроке?

- Полина, что мы сейчас делали?     Речевую зарядку.

3. Повторение

Теперь повторим, что мы проходили на прошлом уроке.

Назовите темы.

Полина, расскажи какое произведение М.Ю.Лермонтова,  мы изучали на прошлых уроках.?

Ильназ, расскажи каких главных героев произведения ты знаешь?

Какой поступок совершил Степан Парамонович Калашников? И зачем?

Вызвал на поединок до смерти опричника Кирибеевича, чтобы смыть позор со своей семьи.

Тема урока: «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем три стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива», которые не совсем типичны для его творчества. Эти стихи наполнены гармонией мира природы и человека.

Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа.

Слушаем учителя.

Стихотворение «Молитва» впервые было опубликовано в 1839 году и посвящалось, видимо, М.А. Щербатовой, украинке по происхождению, молодой вдове, которой, по свидетельству современников, был увлечен Лермонтов. С именем этой княгини связывалась история дуэли поэта с сыном французского посланника Э. Де Барантом.

Тема стихотворения - молитва, к которой обращается человек в трудную, грустную минуту. И человек верит, надеется, что молитва поможет.

Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи.

Читаем стихотворение «Молитва». Открываем учебник на странице 162.

Лермонтов украшает свое стихотворение эпитетами.

Словарь:

Эпитет - образное определение дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления в виде скрытого сравнения («чистое поле», «губы алые»).

«Чудная молитва»

«сила благодатная»

«святая прелесть»

Записываем в тетрадь. Определение эпитет.

Слушаем стихотворение.

Понравилось?

Если вы внимательно прочитали и слушали стихотворение, то должны были обратить внимание на то, что лирический герой появляется только единожды, произнося молитву, только в первой строфе мы видим употребление местоимения Я. Стихотворение завершается безличными предложениями (без подлежащих), ибо тут результат, не зависящий от человека: верится, плачется, легко…

Теперь вы читайте следующее стихотворение «Ангел» на странице 163. 3 раза.

Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Это стихотворение Лермонтов посвящает своей, рано умершей матери.

Слушаем стихотворение.

Какое настроение чувствуется в стихотворении  радость, грусть, печаль.

Правильно. Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой  жизни.

О чем рассказывает стихотворение?

Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес  молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез,  в котором  этой душе предстоит  жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.


Мир природы и мир детства в сознании Лермонтова сливаются, они полны ясных, ярких и нежных красок. В мире природы возможны гармония, красота, любовь, сознание значительности жизни. Природа пробуждает желание жить, усмиряет тревогу души, рождает уверенность в возможность счастья на земле.

Именно теме природы посвящается третье стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

5. Физкультминутка.

Ребята давайте прервемся. Сережа  нам покажет упражнения, которые помогут расслабить наши кисти рук и глаза.

Читаем стихотворение.

Устное рисование.

Картина созревающего и желтеющего хлеба на поле, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»), – все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду на счастье на земле. И автор уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога…), который не оставит в трудную минуту жизни.

В этом стихотворении Лермонтов также использует литературные приёмы для создания

настроения?

Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».

Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».

Записываем в тетрадь- литературные термины.

Посмотрим на репродукцию нашего земляка. Великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Желтеющая нива - вот как она прекрасна.

А теперь послушаем стихотворение.

Как красиво, выразительно прочитано это стихотворение. Правда?

В заключение хочется сказать, что творчество великого поэта, делает нашу душу чище, прекрасней, сердце печальней. Наш разум после чтения стихов наполняется радостью, волшебством.  

6.Закрепление.

Какой сейчас был урок?

Какую тему изучали на уроке?

Что мы делали на уроке?

Какие задания выполняли на уроке?

тестирование, отвечали на вопросы, работали с текстом, работали с учебником, работали в тетради выполняли задание.

Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова мастером художественного слова?
В чём особенность лермонтовского пейзажа?
Понравились ли вам стихотворения?

Какое особенно стихотворение понравилось?
Что вас заинтересовало на уроке больше всего?

7.Рефлексия     

 Оценка выполненных работ каждого ученика.

Ребята сами оценивают свою работу на уроке. Выставляют себе оценки.

 

9. Домашнее задание. 

    Учить словарь и записать в тетрадь понятие «Молитва».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направля...

Презентация к уроку литературы Ф.И. Тютчев. Стихи. 6 класс

Презентация содержит вопросы, связанные с анализом лирический произведений "Неохотно и несмело...", "С поляны коршун поднялся...", "Листья"...

Конспект урока - Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.Технология: мастерская,...

Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.

Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления....

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....

Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...

Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."

Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова   и его  анализ...