Главные вкладки

    Образ "маленького человека" в произведении Н.В. Гоголя " Шинель"
    план-конспект урока по литературе (7 класс)

    Федосеева Александра Константиновна

    В копилку учителю литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx25.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образ «маленького человека» в произведении Н.В. Гоголя « Шинель»

    Цель: Раскрыть образ "маленького человека".

    Задачи:

    - Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

    - Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

    - Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

    Добрый день, ребята!

    Наш урок сегодня мы открываем кроссенсом.

     Прошу вас внимательно вглядеться в изображения головоломки.

     Что вы видите? 1 – молекула 2- колибри и т.д.

    Что объединяет эти  на первый взгляд  не связанные друг с другом иллюстрации.

    Да , конечно в кроссенсе зашифрован литературный термин

    « Маленький человек».

    А кто такой маленький человек?

    Имеет ли данный термин отношение к произведению, которое мы сейчас изучаем?

    Кто может сформулировать тему урока?

    Именно Гоголь впервые заглянул в петербургские трущобы и острым взором художника из всего многообразия выхватил фигуру нелепую, невзрачную, мало кому интересную в ту пору.

    Башмачкин перевернул  русскую литературу, совершил в ней революцию.

    Что хотим узнать, понять?

    Давайте поговорим о истории произведения, проверим ваши знания при помощи игры «Опровержение». Вам предлагается ложное высказывание, которое вы должны оспорить.

    В чем же заключается   сюжет    произведения?

    Художественный пересказ ( участвует весь класс- миниатюра 5-6 минут)

    Итак, сюжет понятен. Давайте сравним правду и худ вымысел

    Дома  необходимо было соотнести канцелярский анекдот и творение Гоголя.

    Анекдот

    Линия сравнения

    « Шинель»

    Потеря важной и дорогой для бедного чиновника вещи

    Суть происшествия

    Потеря важной и дорогой для бедного чиновника вещи

    Страстный охотник

    Хобби героя

    Хобби нет. Служба поглотила всего героя

    Ружье – предмет роскоши

    Роль вещи в жизни героя

    Шинель – вещь необходимая

    Случайность и небрежность

    Причина потери вещи

    Ограбление

    Товарищи возместили потерю ружья

    Финал событий

    Никто не смог или не захотел  помочь

     Какие выводывы сделали?. В чем заключается разница?

    Гоголь превращает анекдот в трагедию маленького человека, из-за  обидной потери чиновник расстраивается, а у Башмачкина кроме этой вещи нет ничего, он не может жить без нее.

    Слайд

    Какой же образ героя представляет нам автор? Как относится он сам к Башмачкину?

    Иронизируя над ним, Н.В. Гоголь явно выражает и сочувствие к «маленькому человеку», бесправному и униженному.

    Какие моменты вызывают улыбку у вас?

    Какие моменты вызывают сочувствие к герою?

    Работа с цитатами, подготовленными дома

    Человеческая трагедия Башмачкина разыгрывается писателем на комедийном фоне. 

    Гоголь говорил о себе и человеке так:

    Человек  почитается загадкою для всех, никто не разгадал его  совершенно.

    Попробуем разгадать Акакия Акакиевича Башмачкина.

    Вы делитесь на три группы.

    Первая группа представляет лучшие стороны личности маленького человека.

    Вторая группа представляет нам слабые стороны чиновника.

    Третья группа рассказывает нам каких качеств не хватает Башмачкину.

    Обсуждение, подкрепляем фактами из повести.

    Когда в жизни Башмачкина все изменяется?

    Чем становится шинель в жизни бедного чиновника?

    Шинель преображает чиновника, меняется его жизнь.

    Зачитайте цитаты, касающиеся перемен в жизни. О чем это говорит?

    Сделаем кластер.

    Какие выводы может сделать для себя читатель.

    По вещам нельзя судить о достоинствах человека.

    Вещь не может быть смыслом жизни.

    Вещь не может управлять жизнью человека.

    Когда маленький плохо говорящий ограниченный человек начинает бороться за себя, когда в нем проявляется чувство собственного достоинства? Почему?

    В этой шинели его заметили, он почувствовал себя частью общества холодного и равнодушного Петербурга.

    Призрак Башмачкина, срывающий шинели, это символ торжествующей справедливости или показаетль того, что и после смерти душа Башмачкина не может расстаться с дорогой сердцу вещью?

    СЛАЙД

    Многие художники иллюстрировали произведение. Многие представляли маленького человека по-разному.

    У нас тоже есть художники, которые изображали Башмачкина и  готовили защиту своего проекта. Послушаем их.

    Защита проекта

     Учитель – таким был один из первых всевдонимов Николая Васильевича Гоголя. Так он подписывал свои первые статьи стихи. Видимо, он предчувствовал , что станет учителем для своего читателя, то есть для меня, для вас, ля любого человека, который хочет быть человеком.

    Давайте посмотрим, чему же научил нас Башмачкин. Заполните схему

            я            Б рат твой

    А

    Ш

    М

    А

    Ч

    К

    И

    Н

    Великий Учитель и маленький человек открывали  вам сегодня свои мысли и тайны. И знаете, я хочу открыть вам секрет. В душе каждого из нас сидит маленький человек, который рано или поздно сталкивается с несправедливостью общества, с унижением, со спесивым значительным лицом.

    Главное в человеке –это его душевное богатство, человеческое достоинство. Вещь не может стать единственной радостью человека.

    Есть вещи ценные и бесценные. Посмотрите на слайды. Ценно или бесценно?

    Где богатство ваши, там и сердце ваше. Не собирайте богатства, а делитесь богатством своей души, - мой вам совет.

    Пройдут годы , и один из писателей скажет;

    « Все мы вышли из гоголевской Шинели»

    Дз узнать историю данной цитаты, объяснить ее смысл письменно в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по произведению Н.В. Гоголя "Шинель"

    Содержится материал, который можно использовать на уроке изучения произведения "Шинелб"...

    Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

    Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

    Знание содержания произведения Н.В.Гоголя "Шинель"

    Проверочная работа на знание содержания произведения Н.В.Гоголя "Шинель"...

    А.А.Башмачкин - образ "маленького человека" (по повести Н.Гоголя "Шинель")

    Урок построен с требования ФГОС. Ученики заполняют таблицу, работая с текстом художестенного произведения....

    «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» (Урок по повести Н.Гоголя "Шинель" в 9 классе)

    Это второй урок в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель" . Тема первого "Повесть Н.В.Гоголя №Шинель". Традиции и новаторство в изображении "маленького человека"....

    Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

    Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....

    Тест для 7 класса по произведению Н.В.Гоголя "Шинель"

    Тест для 7 класса по произведению Гоголя  "Шинель"....