«Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» (Урок по повести Н.Гоголя "Шинель" в 9 классе)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Елена Юрьевна Сорокина

   Это второй урок в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель" . Тема первого "Повесть Н.В.Гоголя №Шинель". Традиции и новаторство в изображении "маленького человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока59.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

      В 9 классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор».Это второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».

Домашнее задание ко второму уроку:1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.

                                                                2. Найти и отметить в тексте художественные  

                                                                    средства, которые использует автор для выражения  

                                                                    темы, идеи, создания образов.

Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                                                          Ф. Достоевский

«О, кто теперь напомнит человеку

                                                                                   Высокое призвание его!»

                                                                                                                               Н.А.Некрасов

Цели урока: 1. Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать  

                         проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над  

                         речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения

                         учащихся.  

                    2. Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста-  

                        сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях  

                        текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи  

                        произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-

                        ассоциативные способности

                    3. Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия

Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.

                                                           

Ход урока:

  1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.        Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое  влияние на всю русскую литературу 19 в.

         - Каков смысл этого высказывания?

На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые  затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа

      Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)   

        Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы.

       - Какую?

        Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только  униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель»

        - Вспомним, что выражает  название произведения?

      - О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль?

      - К какой мысли приводит нас автор. называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой)

Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования  понять главную идею.

        Итак, шинель главнее человека.

     - Как это прослеживается в тексте?

     - Для чего нужна Акакию Акакиевичу  шинель?

     - А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах  новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо»)

     - Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник)

     - Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили- те самые, которые смеялись, не замечали)

     - Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?

     - Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека)

 В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз.

     - Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры.

 Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости.

 –На что обращает наше  внимание автор? (изменения в городском пейзаже, встреченные люди

- О чем это говорит? (селятся в соответствии с положением)

- Какое художественное средство здесь использует автор? (метонимию)

- Что это такое?

      - Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей?

-Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель (частный случай метонимии).

 -  Почему не называют имен? (чин важнее)

 - А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»).

 - Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения-все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение).

   - Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми?

   -Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (один департамент, один герой)

  Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения.

   - В каком значении оно употреблено? (какой-то, любой, всякий).

Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга.

   - Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных)

    - Что обозначает сравнительная степень?

    - А в произведении? (стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)

Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и  Акакий Акакиевич.

    - В чем это проявляется? (выбор сукна, воротника).

    - Найдите сравнение. («чтобы казался как куница»)

    - Зачем это Акакию Акакиевичу?

Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает.  Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик.

    -  Как это подчеркивается?(гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича)

    -Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в  

      этом  мире? («как муха», «как будто его и не было»)

 Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы.

     - Кого мы имеем в виду? (значительное лицо)

Странное наименование.

    -Какая должность у этого человека?

    - Что значит «значительное лицо»? (начальник)

    - Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (важный, главный)

   - Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение)  

    - Для кого это лицо имеет значение? (для подчиненных и для себя)

    - В чем оно состоит? (от него зависит их положение, а значит, и жизнь)

Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет  на значительное лицо.

    - Каким образом? (он стремиться усилить свою значительность)

    - Как?

    - Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не  имеющем к сюжету    

       никакого отношения? Что хочет этим показать?

При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица.

    - Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).

    - А что важно? (мундир, кабинет, т.е. вещи)

    - Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится?

    - Зачем тогда распекает?

    - А результат?

    - Хотел ли он этого?

    - Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека).

 А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем.

Мы видим два способа уничтожения человека.

      -Какие? (1.Человек теряет лицо, перестает быть человеком,                

                   (индивидуальностью).2.Человек теряет человеческих качества, не видит людей  

                   в  других. И в нем не видят человека. Ни начальники,  ни подчиненные.)

 В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели.

       - Какие? ( 1. Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный.  

                          Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2.Стать  

                          значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е. по сути дела, тоже  

                         никем)

Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, что эти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату.    

       -Какому? (человек становится ничем, перестает быть человеком)

Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один.

     -Есть ли третий путь? В чем он состоит?

     - Показывает ли нам его Гоголь? (вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом…

(Отрывок из повести находят ученики, читает учитель)

    -Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега

    -Какая мысль содержится в этой фразе? ( Акакий Акакиевич достоин уважения уже  

                                                                             потому, что он человек. Пусть невзрачный,  

                                                                             неинтересный, но человек)

    -Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно?

    - В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком)

    - Легко ли это?

Вот почему этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни - самый главный, правильный путь.

Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком.

Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы - интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании - быть человеком

Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!»

 Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании- быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.



Предварительный просмотр:

      В 9 классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор».Это второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».

Домашнее задание ко второму уроку:1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.

                                                                2. Найти и отметить в тексте художественные  

                                                                    средства, которые использует автор для выражения  

                                                                    темы, идеи, создания образов.

Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

                                                                                                                          Ф. Достоевский

«О, кто теперь напомнит человеку

                                                                                   Высокое призвание его!»

                                                                                                                               Н.А.Некрасов

Цели урока: 1. Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать  

                         проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над  

                         речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения

                         учащихся.  

                    2. Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста-  

                        сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях  

                        текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи  

                        произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-

                        ассоциативные способности

                    3. Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия

Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.

                                                           

Ход урока:

  1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.        Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое  влияние на всю русскую литературу 19 в.

         - Каков смысл этого высказывания?

На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые  затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа

      Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)   

        Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы.

       - Какую?

        Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только  униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель»

        - Вспомним, что выражает  название произведения?

      - О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль?

      - К какой мысли приводит нас автор. называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой)

Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования  понять главную идею.

        Итак, шинель главнее человека.

     - Как это прослеживается в тексте?

     - Для чего нужна Акакию Акакиевичу  шинель?

     - А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах  новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо»)

     - Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник)

     - Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили- те самые, которые смеялись, не замечали)

     - Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?

     - Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека)

 В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз.

     - Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры.

 Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости.

 –На что обращает наше  внимание автор? (изменения в городском пейзаже, встреченные люди

- О чем это говорит? (селятся в соответствии с положением)

- Какое художественное средство здесь использует автор? (метонимию)

- Что это такое?

      - Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей?

-Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель (частный случай метонимии).

 -  Почему не называют имен? (чин важнее)

 - А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»).

 - Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения-все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение).

   - Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми?

   -Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (один департамент, один герой)

  Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения.

   - В каком значении оно употреблено? (какой-то, любой, всякий).

Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга.

   - Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных)

    - Что обозначает сравнительная степень?

    - А в произведении? (стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)

Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и  Акакий Акакиевич.

    - В чем это проявляется? (выбор сукна, воротника).

    - Найдите сравнение. («чтобы казался как куница»)

    - Зачем это Акакию Акакиевичу?

Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает.  Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик.

    -  Как это подчеркивается?(гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича)

    -Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в  

      этом  мире? («как муха», «как будто его и не было»)

 Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы.

     - Кого мы имеем в виду? (значительное лицо)

Странное наименование.

    -Какая должность у этого человека?

    - Что значит «значительное лицо»? (начальник)

    - Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (важный, главный)

   - Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение)  

    - Для кого это лицо имеет значение? (для подчиненных и для себя)

    - В чем оно состоит? (от него зависит их положение, а значит, и жизнь)

Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет  на значительное лицо.

    - Каким образом? (он стремиться усилить свою значительность)

    - Как?

    - Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не  имеющем к сюжету    

       никакого отношения? Что хочет этим показать?

При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица.

    - Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).

    - А что важно? (мундир, кабинет, т.е. вещи)

    - Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится?

    - Зачем тогда распекает?

    - А результат?

    - Хотел ли он этого?

    - Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека).

 А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем.

Мы видим два способа уничтожения человека.

      -Какие? (1.Человек теряет лицо, перестает быть человеком,                

                   (индивидуальностью).2.Человек теряет человеческих качества, не видит людей  

                   в  других. И в нем не видят человека. Ни начальники,  ни подчиненные.)

 В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели.

       - Какие? ( 1. Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный.  

                          Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2.Стать  

                          значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е. по сути дела, тоже  

                         никем)

Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, что эти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату.    

       -Какому? (человек становится ничем, перестает быть человеком)

Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один.

     -Есть ли третий путь? В чем он состоит?

     - Показывает ли нам его Гоголь? (вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом…

(Отрывок из повести находят ученики, читает учитель)

    -Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега

    -Какая мысль содержится в этой фразе? ( Акакий Акакиевич достоин уважения уже  

                                                                             потому, что он человек. Пусть невзрачный,  

                                                                             неинтересный, но человек)

    -Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно?

    - В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком)

    - Легко ли это?

Вот почему этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни - самый главный, правильный путь.

Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком.

Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы - интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании - быть человеком

Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!»

 Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании- быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Презентация предназначена для урока литературы с одноименным названием для 8 класса...

План-конспект урока по литературе в 9 классе "Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя "Шинель".

Разработка урока по методической проблеме -  анализ художественного образа. Основные цели урока: развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении, развитие навыков работы с...

Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».

Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....

Урок-путешествие "В мире удивительных Прилагательных". (Открытый урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ).

Цель урока-путешествия :повторение изученного об имени прилагательном,отработка умений и навыков по ихправописанию и употреблению в речи....

Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»

В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образно...

Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ

Конспект урока литературы в 8 классе...