Презентация Биография М.В.Ломоносова
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Назарова Ольга Егоровна

Материал для уроков литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.v.lomonosov.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 2

В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене .

Слайд 3

Причины возникновения классицизма Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государствеприводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам

Слайд 4

Классицизм – художественный стиль и эстетическоенаправление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Слайд 5

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Слайд 6

Особенности литературного направления Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. - Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях

Слайд 7

Эстетика классицизма Принцип трех единств: Единство времени (действие развивается не более суток); - Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10); Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое). Но забывать нельзя, поэты, о рассудке; Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н. Буало

Слайд 8

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 гг.)

Слайд 9

Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.

Слайд 10

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

Слайд 11

В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии .

Слайд 12

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд 13

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Слайд 14

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Слайд 15

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Слайд 16

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Слайд 17

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 18

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Слайд 19

Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд 20

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) . Высокий стиль

Слайд 21

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль

Слайд 22

- допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль

Слайд 23

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Слайд 24

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747

Слайд 25

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения

Слайд 26

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд 27

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 28

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха

Слайд 29

Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха

Слайд 30

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Слайд 31

Дом-музей Ломоносова

Слайд 32

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Слайд 33

Могила М.В.Ломоносова

Слайд 34

Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Слайд 35

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ "ГЕНИЙ ЛОМОНОСОВА"

Методическая разработка внеклассного мероприятия о М.В.Ломоносове посвещена его трёхсотлетнему юбилею и предназначена для коррекционных школ. В частности, проводилось мероприятие в школе 1 вида. данна...

Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"

Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...

Биография Михаила Васильевича Ломоносова .

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в...

Биография М.В. Ломоносова. Реформа стихосложения.

Презентацию можно использовать на уроке литературы в 9 классе....

Интегрированный урок (математика-литература) по теме "Биография М.В.Ломоносова в математических задачах".

Материал содержит т конспект данного урока . Данные материалы можно использовать для уч-ся 6-8 классов, меняя уровень и содержание математических задач....

Рабочий лист "Биография М.В.Ломоносова

Для знакомства с биографией Ломоносова...