Конспект урока литературы в 11 классе Тема: « Я научилась просто, мудро жить" (творчество Анны Андреевны Ахматовой)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Лямзина Ирина Павловна

Исследование творчества Анны Андреевны Ахматовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ-Кокинская СОШ                                                                                                                      Выгоничского района Брянской области                                                        

Конспект урока                                       литературы в  11 классе

Тема:                                                                                                                                    « Я научилась просто, мудро жить»                                                              (творчество Анны  Андреевны Ахматовой)

Автор: учитель                                                                                                  русского языка и литературы                                                                          Лямзина Ирина Павловна

2019 год

Цель  урока: исследование творчества Анны Андреевны Ахматовой.

Задачи:

  • обучающие: учить работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
  • развивающие: развитие умения анализировать стихотворение, совершенствование  навыков  самостоятельной  работы  с  лирическим  произведением;
  • воспитательные: формирование ценностного отношения к слову.

Тип урока: исследование.

Формы работы учащихся:  групповая, фронтальная.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, стихи Ахматовой, компьютерная  презентация.

Ход  урока:

Фаза вызова:                                                                                                            - Ребята, вчера я случайно услышала разговор трех дам солидного возраста. Они так оживленно беседовали…                                                                                Разговор  « окололитературных»  сплетников (инсценировка)                                   - Вы  слышали?  Ахматова   исключена  из  Союза  писателей.                                          - Правильно,  она  давно  исписалась.                                                                                  - Эти  декадентские  стишки  Ахматовой  никому  не  нужны.                                          - Ахматова… - Что-то  фамилия  знакомая…  странная  какая-то.                                 - Почему  же  странная?  Впрочем,  это  псевдоним  Анны  Горенко. Ахматова -  фамилия  прабабки  Анны  Андреевны,  татарки.                                                - Да  вон  она  сидит.                                                                                                               - Я  давно  наблюдаю  за  ней:  очень  стройная,  очень  юная,  патрицианский  профиль…

- А  по-моему,  ничего  особенного:  сидит  вся  в  чёрном,  туфли  столетней давности,  правда,  держится…                                                                                      - Да  что  вы  все – Ахматова,  Ахматова.  Кто  она  вообще?                                       - Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Какова цель нашего занятия?

Фаза осмысления:

Ученица,  исполняющая  роль  Ахматовой,  рассказывает  автобиографию.  По  ходу  рассказа  демонстрируются  слайды.                                                Ахматова. Коротко о себе                                                                                                     Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.                                                                                                            Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем… Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.                                                                     Первое стихотворение написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

   В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов... Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

   В 1910-м я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие в мою первую книгу…

   В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой…

   В 1912 году вышел мой первый сборник стихов — «Вечер». Напечатано было всего 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.

Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. В марте 1914 года вышла вторая книга — «Четки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель… Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка... Там я написала очень многие стихи «Четок» и «Белой стаи». «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года.

   После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 году— книга «Anno Domini»… С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать. Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

   До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам… А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

   В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву. В июне вернулась в Ленинград… В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас. В 1962 году я закончила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года…

   Я не переставала писать стихи. Для меня в них — моя связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. (1965)                                                                                                                                            Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной…                                                                                
Учитель: Ребята, на прошлом уроке вы получили домашнее задание по группам:

  1. на примере стихотворений Ахматовой выявить отличительные особенности лирической героини сборников «Вечер» (1 группа), «Четки» (2 группа), «Белая стая» (3 группа);
  2. подготовить анализ одного стихотворения, вошедшего в тот или иной сборник;
  3. составить по два «тонких и толстых вопроса» по творчеству поэтессы.

Сообщение 1 группы (сборник стихов «Вечер»)

Ученик:  Первый сборник стихов «Вечер» вышел в 1912 году. Хотя было  напечатано всего 300 экземпляров, стихи  сразу были замечены критикой и  приняты благосклонно. В них  А.Ахматова следует основным принципам  акмеизма. Мы предлагаем Вам послушать стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» из  сборника  «Вечер», которое  читает замечательная  актриса Алиса  Фрейндлих  (просмотр видеоролика).                                               Ребята нашей группы подготовили  анализ этого стихотворения и постарались выявить в нем признаки акмеизма. Тексты стихотворения лежат у вас на партах.

Ученик:  (анализирует) Непростые отношения между мужчиной и  женщиной – характерная черта стихотворений сборника  «Вечер».  Героиня, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признаёт свою  вину перед тем, кого она заставляет страдать. Разговор ведётся, очевидно, с  собственной  совестью. Ответом на вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?» - и  является рассказ о конце последнего свидания с «ним». Это хорошо  известный героине и важный  для неё  человек. Опущен весь разговор, его  содержание сконцентрировано в одной метафоре  «…я  терпкой  печалью   напоила его допьяна», которая перерастает в скрытое сравнение: напоённый   «допьяна», «вышел,  шатаясь»,  выбитый  из равновесия. «Я  бежала, перил  не касаясь, / Я  бежала  за  ним  до ворот». Повторение глагола в столь   ёмком, из трёх четверостиший, стихотворении, подчёркивает силу  внутреннего перелома, происшедшего в героине. «Перил не касаясь»,  стремительно,  без всякой осторожности, не  думая о себе, - это  акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь.  Ясно, что всё было всерьёз, что героине неловко, она пытается опровергнуть  ранее сказанные  жестокие слова. «Шутка / Всё, что было. Уйдёшь, я  умру»     (вновь словесная  экономия, опущено даже  «Если  ты…»)  В  тот  момент  она  верит  в то, что говорит.  Но  он, только что выслушавший  гораздо  больше совсем другого, уже не верит,  лишь благородно изображает  спокойствие, что  отражается на лице  в виде страшной  маски  (опять  его  мимика):  «Улыбнулся спокойно и жутко» (любимый акмеистами приём – оксюморон). Он  не  вернётся,  но эту женщину, принёсшую ему столько  горя,  по-прежнему любит,  заботится о ней, просит  её  не стоять на ветру. Герою  обращаться  больше  не  к  кому. Благодаря тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. Настоящее  искусство предполагает именно такое восприятие.

Ученик:   Каждое  стихотворение – драма  женской  души.  Основная  тема – любовь.  Любовь  у  Ахматовой  имеет  разные  оттенки:  тяжести,  радости,  безумия,  зависти,  откровения,  гордости,  земной  любви.                       Учитель:  «Казалось, маленькая  книга  любовной  лирики  начинающего  автора  должна  была  потонуть  в  мировых  событиях», - писала  Анна  Андреевна  в  автобиографических  заметках.

- Как  вы  думаете,  ребята,  почему  же  стихи  не  затерялись  в  трагическое  время  первой  мировой  войны? Счастлива  ли  в  любви  лирическая  героиня  Ахматовой в сборнике «Вечер»?  

Сообщение 2 группы (сборник стихов «Четки»)

Ученик: Вторая книга стихов Ахматовой имела необыкновенный успех. Ее выход в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным. Первое издание вышло немалым для того времени тиражом - 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были многочисленными и в основном одобрительными.

   Стихотворение «Ты письмо мое, милый, не комкай» было написано А. Ахматовой в 1912 году и помещено поэтессой в сборник «Четки» (1914). Критики отмечают, что этот сборник отличается особой позицией лирической героини, ее изменившимся отношением к себе и к реальности. Так, в «Четках» присутствуют два временных пласта – прошлое и настоящее. Героиня вспоминает и описывает то, что было давно – любовь, счастье и страдание, и оценивает все это с позиций настоящего времени – объективно, рассудочно, не сердцем, а головой. 

«Ты письмо мое, Милый, не комкай…» Анна Ахматова

Ты письмо мое, Милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я - Твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —

В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но как прежде жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

 В стихотворении отчетливо «видны» два героя. Произведение представляет собой диалог между лирической героиней и ее «милым». Между двумя людьми произошла какая-то серьезная размолвка и виновата в ней, скорее всего, лирическая героиня. В знак признания своей вины, она написала любимому письмо. Но мужчина не хочет прощать героиню. Лирическая героиня хочет вновь превратиться в любимую. Она пытается убедить в этом своего друга – «Я любимая, я твоя». Время превратило героиню в земную женщину, со всеми достоинствами и недостатками.       Несмотря на все изменения, произошедшие ней, она по–прежнему любит своего друга, дорожит им, он значим и дорог ей. Кажется, что героиня смиряется с тем, что ее не прощают, она оценивает все объективно, думая не о себе, а о любимом. Именно ему она дает совет, как облегчить его душевную боль. Лирическая героиня перевоплощается из земной женщины в поэта, способного видеть гораздо больше чем обычный человек. Героиня-поэт чувствует, что ее письмо станет моральной поддержкой, неким духовным ориентиром, тем, что будет подпитывать в трудную минуту.   Стихотворение воспевает земную любовь, со всеми ее достоинствами и недостатками, как истинную, значительнейшую ценность в жизни человека. Стихотворение обладает основными отличительными особенностями этого периода лирики поэта, отражает ее индивидуальный стиль, эволюцию лирического образа, развитие поэтического языка.

    Почему «Четки»?

    Четки – это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Являясь непременным атрибутом религиозного культа, четки помогают верующему вести счет молитвам и коленопреклонениям. Когда бледная и строгая монахиня перебирает за молитвой четки и сладостный молитвенный восторг сжимает ей сердце, перед древним ликом иконы она открывает всю свою душу. Сомнения, горести, разочарования – разве что-нибудь может она утаить в этот миг? Разве может солгать? Усталые пальцы перебирают четки, губы шепчут слова молитвы, и в сердце нисходит мир – тихий и ясный…

    Возможно, лирика поэтессы является правдивой молитвой перед светлой музой поэзии. Этим даром правдивости владеет  Анна Ахматова, не случайно назвавшая книгу своих стихов «Четки». Поэт, как четки, перебирает все в памяти своего сердца, так искренне говорит  о них, что иногда становится жутко. В стихах открыта усталая и нежная душа,  с болезненно-хрупкой грустью, с затаенной болью разуверений, но для которых еще не пропали земные очарования. В первую часть включены стихи о любви без взаимности, которая заставляет страдать, приводит к разлуке.

    Во второй части «Четок» чувства двух влюбленных сменяет одиночество героини, словно возвращает ее к переживаниям «Вечера». Лирическая героиня вновь винит себя во всех бедах и недоразумениях. Мы видим, что происходят метания в душе героини. Она пытается вернуться к уже пережитому вновь. Во второй части два стихотворения («Голос памяти» и «Здесь все то же, что и прежде») посвящены теме памяти. Ахматова вспоминает и Царское Село, где царит тревога, и флорентийские сады, где веет духом смерти…

     В третьей части книги «Четки» происходит новый виток «спирали». Шаг назад: героиня вновь не считает себя единственной виновной. В стихотворении «Помолись о нищей, о потерянной…» она спрашивает, почему Бог наказывал ее  день за днем и час за часом? В поисках ответа героиня просматривает свою жизнь.

    Главенствующей темой четвертой части «Четок» является тема памяти. Героиня возвращается в покинутое прошлое, посещает любимые сердцу места: Царское Село, Петербург, Венецию. Ее ожидает и встреча с любимым. Но это больше похоже на столкновение, которое всех тяготит.

             Любовь, грусть, мечты - все сплетено у Ахматовой с самыми простыми земными образами, и в этом кроется ее обаяние.

 Сообщение 3 группы (сборник стихов «Белая стая»)

Ученик: Третья книга стихотворений Ахматовой вышла в издательстве «Гиперборей» в сентябре 1917 года тиражом 2000 экземпляров. Ее объем значительно больше предыдущих книг – в четырех разделах сборника было 83 стихотворения; пятый раздел составляла поэма «У самого моря». 65 стихотворений книги были напечатаны ранее. Многие критики отмечали новые черты поэзии Ахматовой, усиление в ней пушкинского начала. Осип Мандельштам еще в статье 1916 года писал: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Перелом в творчестве связан с вниманием к реальной действительности, к судьбе России. Несмотря на революционное время, первое издание книги «Белая стая» разошлось быстро. Второе вышло в 1918 году в издательстве «Прометей». До 1923 года вышли еще два издания книги с небольшими изменениями и дополнениями. «Белая стая» представляет собой совокупность стихотворений различной направленности: это и гражданская лирика, и стихи любовного содержания; в ней звучит и тема поэта и поэзии. 
 
Индивидуальное бытие смыкается с жизнью народа, поднимается к его сознанию. Не я одна, не ты и я, а мы – все, мы – стая. В «Белой стае» именно многоголосье, полифония становится характерной отличительной чертой лирического сознания поэта. Поиски Ахматовой носили религиозный характер. Спасти душу, как ей тогда казалось, можно лишь разделив судьбу многих «нищих». Ахматова употребляет значения слов «белая», «стая», «птица» как в традиционном понимании, так и добавляет значения, присущие только ей. «Белая стая» – это ее поэзия, ее стихи, чувства, настроения, вылитые на бумагу. Всё  это  разрушило  привычный  стереотип поэзии Ахматовой,  сложившийся  у читателей  её  ранних  стихов.  

«Слаб голос мой…»

Слаб голос мой, но воля не слабеет,                                                                               Мне даже легче стало без любви.                                                                                        Высоко небо, горный ветер веет,                                                                                       И непорочны помыслы мои.                                                                                      Ушла к другим бессонница-сиделка,                                                                                 Я не томлюсь над серою золой,                                                                                 И башенных часов кривая стрелка                                                                Смертельной мне не кажется стрелой.                                                               Как прошлое над сердцем власть теряет!                                                       Освобожденье близко. Все прощу.                                                                              Следя, как луч взбегает и сбегает                                                                         По влажному весеннему плющу.

   Стихотворение написано весной 1913 года. Оно о любви, которая у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Стихотворение раскрывает душевное состояние героини после окончания любовной драмы. С каждой строчкой чувство любви в героине угасает, остывает: сначала ее голос слаб, ей стало легче без любви, а уж в конце мы чувствуем, что «освобожденье близко». Мы видим, какой мучительной была любовь: героиню мучила «бессонница-сиделка», она томилась «над серою золой», и даже стрелка башенных часов казалась ей смертельной стрелой; и какое счастье испытывает при окончании любовной драмы. Стихи А. Ахматовой о любви почти всегда пронизаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание, сопереживание в любви.

Учитель: В 1919-20 годы Ахматова почти стихов не писала. Сборник «Подорожник», вышедший в свет в апреле 1921 года, содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917 - 1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду. В «Подорожнике» Ахматова завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи». Что касается тем, связанных с общественной жизнью (революция, гражданская война), то они в «Подорожнике» заявлены отдельными значительными стихотворениями, но большая часть стихотворений этого плана, написанных в плодотворном для Ахматовой 1921 году, вошла в следующую книгу поэта.

    Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» было написано А.А. Ахматовой в 1921 году. События революции, гражданской войны стали для поэта новой, тревожной и горькой страницей в истории России. И все эти события нашли отражение в ее творчестве. Утрата устойчивости мира, давящая пустота, безысходность, чувство горечи — такова атмосфера лирики Ахматовой того времени. «Горло тесным ужасом сжато…», «Вот черные зданья качнутся, и на землю я упаду…», «Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…» — таковы чувства лирической героини в этих стихах. Что спасает поэта и дает ей силы жить дальше? Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении «Все расхищено, предано, продано…». Стихотворение посвящено подруге поэта, Наталии Рыковой. Его мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено по принципу антитезы. Грубая реальность, тяжелая, трудная жизнь противопоставлена у Ахматовой вечным ценностям — природе, вере, вдохновению, творчеству. Именно это, по мысли поэта, помогает человеку выжить.

Ученик.  «Всё  расхищено,  предано,  продано…» 

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
 _______________________________________________________________

Учитель: Но «Anna Domini» стала для неё последней. За следующие  44 года  у  Ахматовой не вышло ни одной  книги.  Её стихи  были  запрещены.  Только в 1940 году увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а  два  следующих – «Стихотворения», «Бег  времени» в 1960-е  годы.                Проверка домашнего задания: «Тонкие и толстые вопросы»                                                                    (по творчеству Ахматовой)

- В каком году вышел сборник Ахматовой «Вечер»?

- Что можно  сказать  о  стихотворениях,  вошедших  в  сборник  «Вечер»?..

Ученица (в роли Ахматовой): В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла мне два тяжелейших удара — расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, — я создаю свой шедевр — «Реквием». Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей — все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта «Реквиема» в то время не существовало: 
Звезды смерти стояли над нами, 
И безвинная корчилась Русь 
Под кровавыми сапогами 
И под шинами черных «марусъ»… 
  Подобные строки — это был фактически смертный приговор самой себе. Но я должна была жить. Уже тогда чувствовала, что принадлежу своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Я предвидела, что на долю моих соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание, поэтому должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа. И вот это случилось. Война... Она застала меня в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну: 
И та, что сегодня прощается с милым, — 
Пусть боль свою в силу она переплавит. 
Мы детям клянемся, клянемся могилам, 
Что нас покориться никто не заставит. 
  Победа, как и для всех героев-патриотов, стала для меня смыслом жизни. Я переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором я думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым я променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенское и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве. 
  Но судьба не помиловала меня и после победы над фашизмом. Я была исключена из Союза советских писателей, лишена даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить меня. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, отрекшимися ради карьеры и благополучия даже от своих родителей, в сердцах исконно русских людей, пронесших веру в истинные человеческие ценности сквозь все круги советского ада, мое творчество, поэта Анны Андреевны Ахматовой, всегда находило живой отклик. Меня помнили и любили. Меня помнят и любят. Меня будут помнить и будут любить.

Учитель: Ребята, как вы считаете, мы достигли цели, поставленной нами в начале урока?

Фаза рефлексии:  составить «синквейн» на сегодняшний урок.

Домашнее задание: выучить стихотворение А.Ахматовой (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 9 классе по теме:Пояэтический мир Анны Ахматовой

       Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества Анны     Ахматовой...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (эволюция лирической героини А. Ахматовой)

    Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахмаᴛᴏʙа вместе со своими героинями  вырастает, превратившись  в первую поэтессу родной земли, ...

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (образ лирической героини М. Цветаевой)

   Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокой...

Конспект урока литературы. А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс...

Конспект урока литературы в 11 классе Анализ поэмы "Реквием" А.А. Ахматовой

Данная разработка  знакомит с особенностями лиро-эпического  художественного текста на примере поэмы А.А.Ахматовой "Реквием"...

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...