ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ «Научи меня, Боже, любить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Капаева Татьяна Николаевна

Раскрытие идейно - художественного  своеобразия рассказа  Н.С. Лескова "Дурачок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 МКОУ «Брянская СОШ имени Гаджимагомедова Н.Э.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

«Научи меня, Боже, любить…»

(по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

https://img1.labirint.ru/books/377207/scrn_big_1.jpg

Автор – учитель русского языка и литературы

Капаева Татьяна Николаевна

                                                                                         2023 г.

                                                                           

Предмет: литература, урок внеклассного чтения урок

Тема: «Научи меня, Боже, любить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

Цели:

  1. Образовательные:
  • знакомство с типом праведника в литературе;
  • исследование процесса духовного развития героя;
  1. Развивающие:
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие умения анализировать прозаический текст;
  • развитие умения отвечать на поставленные вопросы;

Воспитательные:

  • воспитание чувства нравственной ответственности и глубокого уважения к человеку;
  • формирование высокой гражданской позиции.

Технологии: ИКТ (электронная презентация),

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: 8

Эпиграф

«Есть такие прирожденные ангелы. Они как будто невесомы. Они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая». (А.И. Солженицын)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Демонстрируется видеоролик с бытовыми примерами нравственных поступков

              -Ребята, подумайте пожалуйста, почему люди совершают такие действия, рискуя своей жизнью?

-Скажите, а кто-нибудь встречался с подобными ситуациями?

               -Почему порой людей, рискующих собой ради других (особенно животных) называют «дураками»?

-Как вы понимаете смысл слова «дурак»?

Вывести на экран слова «По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак - слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут"... В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак-дураком". "Дурачок - смягчение слова дурак". Ученее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют.»

- Вам знакомо понятие дорога жизни. Попробуйте её представить.

(учащиеся могут описать дорогу, по которой они идут, важные события в жизни каждого человека).

- Вам  14  лет, сейчас можно точно сказать, какой точно будет ваша жизнь?

(Не всегда жизнь зависит от нас самих, часто она зависит от обстоятельств)

- У вас есть какой-нибудь жизненный принцип, девиз, правило, которому вы всегда стараетесь

- Сегодня на уроке речь пойдет о писателе Николае Семёновиче Лескове и его рассказе «Дурачок»

- Дома вы прочитали рассказ Н. С. Лескова «Дурачок», как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами определить цели на урок? Что бы вы хотели узнать, вынести для себя с урока?

- Я тоже определила для себя цели, давайте посмотрим, совпали ли ваши цели с моими?

Цели - найти ответы на вопросы:

1. Можно ли Паньку назвать дурачком?

2. Актуален ли рассказ «Дурачок» в наше время?

3.Кого можно считать дурачком

- Итак, перед нами три цели-вопроса. Над этими вопросами мы будем работать в течение урока и к концу урока попытаемся найти на них ответ.

III. Этап актуализации знаний

- Вам уже известно имя великого русского писателя Н. С. Лескова. Вспомните, пожалуйста, какой рассказ Н. С. Лескова вы уже читали?

- «Левша» «Старый гений»

 Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода. Детство Николая Семеновича прошло в мелкопоместном именьице Панино. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Я с народом был свой человек…». К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

 В огромном творческом наследии Н. С. Лескова особое место занимает цикл «Праведники». Писатель стремился найти правду, истину, что-то бесспорное и абсолютное. К этому циклу можно отнести и рассказ «Дурачок», написанный в 1892 году. Это произведение является объектом нашего сегодняшнего исследования.

IV. Изучение нового материала

- Обратимся к заглавию. В вашем лексиконе есть слово «дурак»? Вы его когда-нибудь употребляли? В каких ситуациях?

- Что вы понимаете под словом «дурак»?

- Глупый человек.

- Сам Н. С. Лесков говорил: «Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести».

Как вы считаете, почему рассказ имеет название «Дурачок», а не «Дурак»?

- Суффикс -ок- является уменьшительно-ласкательным. Поэтому можно сделать вывод, что к дурачку относятся с симпатией, любовью, нежностью, лаской.

- С чего начинается повествование в рассказе?

- Повествование в рассказе Н. С. Лекова начинается с объяснения значения слова дурак. Автор разъясняет, что … «в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем не безумны, не глупы…» (зачитать начало) И про одного такого начинает свое повествование рассказчик.

- Кто является главным действующим лицом – дурачком?

– Панька - крепостной мальчик, который рос при господском дворе.

-Была ли у Паньки семья?

- Чем он занимался в течение дня

-Как Панька  сам оценивал свою жизнь

- А как к нему относились люди?

- Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.

- Обижался ли Панька на людей?

Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.

- Почему Паньку считали дурачком? Какие три интересные ситуации, в которых Панька для жителей деревни выступает «дурачком»

- это история Петькой, поход Паньки на войну и освобождение вора Хабибулы.

- Давайте попробуем разобраться в каждой.  Разделимся на три группы. Каждая группа будет анализировать одну из ситуаций

  • Первая группа должна вспомнить спасение пастушонка Петруши.
  • Вторая вспомнит участие Паньки в военных действиях в Крыму,
  • Третья группа  разберется в ситуации с вором Хабибулой,
  • Опирайтесь на текст. В помощь я раздам вам карточки с подсказками. (ребята готовятся) 

В процессе заполняем   таблицу

Панька - дурачок

Панька – не дурачок

История с Петькой

Принял наказание вместо виновного Петруши

Спас Петрушу от наказания, которое он мог бы не вынести

Панька идёт на войну

Отправился на войну, хотя его не призывали

Помогал защитникам Родины

Панька отпускает Хабибулу

Отпустил вора

Попытался спасти душу вора

Не любил себя

Любил других людей

Если первый поступок лишь усиливает коллективное мнение о Панькиной глупости, то во втором случае, наряду с привычной оценкой "дурачок", начинает звучать и нечто совсем противоположное. "Какой, мол, ты ласковый!" - говорят ему солдаты. И наконец, "ангел", "праведный", - такова данная на языке христианских понятий оценка пораженных мусульман. В рассказе "Дурачок" тема христианского самопожертвования предстает в сложном развитии души героя. Панька трижды проявляет готовность к мученичеству.

- Мы приходим к решению, что Панька не был дурачком, в него будто вселился ангел, он был праведным. Что вы понимаете под словом праведник, праведный?

- Этимология подсказывает основное значение слова - правильно ведающий (знающий). Человека, который правильно знает и старается применять эти знания в жизни, можно назвать праведником. Такие люди живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других.

- Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника, а город без святого».

В каждом селе и городе есть праведные люди, совершающие подвиг доброго участия и помощи ближнему. Благодаря им сохраняется жизнь, праведные люди способны пробудить нечутких людей, заставить задуматься над своей жизнью, научить различать добро и зло. Важно, что в конце рассказа народ оценил праведность Паньки.

- С чем бы вы сравнили любовь к окружающим и готовность к самопожертвованию Паньки?

- С Любовью Христа, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, страдает с радостью и смирением. И в этих страданиях развивается его душа.

Давайте сформулируем нравственные принципы, которые провозглашает автор в данном рассказе.

- Любовь к людям,готовность помочь, милосердие, самопожертвование.

- Ребята, а вы можете привести пример из фольклора, где главного героя тоже незаслуженно назвали дураком?

- Иванушка-дурачок. Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак,а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме.

Есть ли сегодня такие люди, как Панька? Нужны ли они России?


V. Закрепление нового материала


- Как вы думаете, почему тема нашего урока «Научи меня, Боже. любиь…»? Кого нужно любить?

В начале урока мы поставили перед собой цели, как вы думаете, удалось ли нам их достичь?(звучат ответы на вопросы 1. Можно ли Паньку назвать дурачком? 2. Кого можно считать дураком 3. Актуально ли произведение “Дурачок” в наше время? )

- В конце нашего урока я предлагаю просмотреть видеоролик 

VI. Рефлексия


- Ваш выбор цитаты после урока. 

1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)

3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

VII. Итоги урока. Домашнее задание


Ответ на вопрос «Нужны ли сейчас праведники?»

Библиография:

  1. Лесков, Н.С. Повести. Рассказы / Н. С. Лесков. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 448с.
  1. Горелов, А. А. Вступительная статья / А. А. Горелов // Н.С. Лесков / Повести и рассказы. – Л.: Художественная литература, 1972. – С. 3-7.
  2. Мажорина, Е. А. Музей литературных героев Лескова / Е. А. Мажорина // Литература. – 2007. – №14. – С. 20-22.
  3. Мотырев, С. В. Духовно-нравственный аспект изучения творчества Н. С. Лескова в школе / С. В. Мотырев // Международный сборник научных трудов «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» - 2009.
  4. Никульченкова, Е. В. Детские рассказы Лесков а/ Е. В. Никульченкова // Литература. – 2007. –№14. – С. 43
  1. Снегирева, Т. С. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова [электронный ресурс] / Т. С. Снегирева. URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/37-literature/2209-tema-pravednichestva-v-tvorchestve-leskova
  2. Троицкий, В. Ю. В поисках пути праведного/ В. Ю. Троицкий // Словесность в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. – С. 67-68.
  3. Халфин, Ю. Герой Лескова / Ю.Халфин // Литература. – 2007. - №14. – С. 18-20.
  4. Чепурная, О. Н. "Любить, надеяться и верить...": урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова "Дурачок"/ О. Н. Чепурная // Уроки литературы. - 2011. - № 4. - С. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

«Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».

Данный урок разработан в рамках требований ФГОС ООО, подразумевает работу с детьми по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Апробирован на конкурсе "Педагогические надежды" ...

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...