Главные вкладки

    План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    Сырцова Людмила Валерьевна

    Тип урока: урок освоения новых знаний

    Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

    Воспитательные задачи:

                - воспитание ценностного отношения к слову;

    - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    - воспитание стремления к хорошей успеваемости на антипримере героев рассказа.

                Метод:  смысловое чтение

                Приемы: чтение с пометками,  поисковая деятельность; постановка проблемных вопросов.

                Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                Материальное обеспечение:  текст произведения, тетради, карточки для доски.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого урока литературы в 5 классе

    Тема: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

            Тип урока: урок освоения новых знаний

            Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

            Предметные УУД:

    - понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористичекие особенности рассказа;

    - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»

    Метапредметные УУД.

    Коммуникативные:

    - воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;

    -уметь отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с использованием цитат;

    -создавать устные монологические высказывания разного типа;

    -уметь вести диалог;

    -уметь работать в группе.

    Регулятивные:

    - целеполагание;

    - прогнозирование результатов;

    - контроль знаний и умений.

    Познавательные:

    - уметь анализировать художественное произведение;

    - установление  причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

    Личностные:

    - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

    - собственная интерпретация, высказывание понимания темы и идеи художественного произведения;

    - понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

    - взаимодействие учащихся в групповой  работе.

            Воспитательные задачи:

            - воспитание ценностного отношения к слову;

    - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    - воспитание стремления к хорошей успеваемости на антипримере героев рассказа.

            Метод:  смысловое чтение

            Приемы: чтение с пометками,  поисковая деятельность; постановка проблемных вопросов.

            Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

            Материальное обеспечение:  текст произведения, тетради, карточки для доски.

    Сценарий урока.

    1.Организационный момент. Настрой на работу.

    Друзья мои!

    Я очень рада
    Войти в наш светлый дружный класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений.
    Но без труда талант не впрок:
    Скрестите шпаги ваших мнений

    Мы вместе сочиним урок!

    Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
    Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные  друг другу,  пронесите это настроение через весь урок.

    2. Актуализация знаний. Терминологическая разминка

    Предлагаю начать урок с терминологической разминки.

    Сюжет-

    Диалог-

    Идея-

    Рассказ-

    Юмор-

    - Хорошо, ребята, эти знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.

    (. На доске карточки)

    3. Определение темы урока. Постановка цели .

    Для того чтобы определить тему нашего урока поиграем в  « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

    «Заколдованное место».

    «Ночь перед рождеством»

    «Хирургия»

    «Пропавшая грамота»

    С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках,

    сегодня познакомимся с произведением А.П.Чехова  «Хирургия». (На доске появляются карточки)

    Посмотрите на это произведение, оно лежит у вас на столе.

    - Как вы думаете, какой жанр данного произведения?  (рассказ)

     (Открывается часть темы на доске)

    Между А.П. Чеховым и Н.В.Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

    Поэтому в качестве эпиграфа я взяла высказывание Гоголя и Чехова (написаны с двух сторон на доске)

    О смех, великое дело! 
    Ничего более не боится человек так, как смеха… 
    Боясь смеха, человек удержится от того, 
    от чего  не удержит его никакая сила. 
    Н.В.Гоголь.  

     Они смешные, но невесёлые. 
    А.П.Чехов. 

    Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос:

    - какой смысл заключается в этих словах?

     (Человек боится быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше). 

     Вывод: значит, смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех исправляет человеческие недостатки.( Юмор)

    Значит, мы будем знакомиться с  юмористическим  произведением А.П.Чехова.

    Запишем число и тему урока. Юмористический рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.

    - Как вы думаете,  какова будет цель нашего урока?

     (Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На доске)

    Давайте построим план работы на уроке.

    1. Познакомиться с  юмористическим произведением А.П.Чехова «Хирургия».

    2. Проанализировать прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое произведение.

    3. Сделать выводы.

     Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный  случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное  глазами ученых-литературоведов. 
    Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые 
    называются художественными средствами.
      (Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)

    Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История из жизни писателя,  легла в основу рассказа «Хирургия».

    - Давайте предположим, о чём этот рассказ?

    4. Лексическая работа.

    Лев Николаевич Толстой говорил: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня».

    -- Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение?

    Чтобы во время работы над данным произведением язык Чехова не показался и вам странным и нескладным, я приготовила подсказку.

    Наверняка некоторые значения слов покажутся и вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов. (На листах )

    Земская больница – это больница, организованная  земством.  Земство -  орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для  крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

    Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

    Дьячок – низший чин служителя церкви.  

    Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).

    Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

    Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

    Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

    Псалтырь – часть Библии.

    Литургия – церковное богослужение.

    Косноязычие – невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

    Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

    Тракция – растяжение мышц.

    5.Прослушивание аудиозаписи рассказа «Хирургия». Смысловое чтение с пометками. –

    - Ребята, у вас на столах лежит текст рассказа А.П.Чехова «Хирургия».

    - Можете предположить, сколько участников эпизода?

    - Кто ведёт диалог?

    Предлагаю прослушать рассказ «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. Когда-то артиста аналогичного жанра называли

     « человек-оркестр».

    - А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

     Во время прослушивания вам необходимо  следить по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву Ф, а напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.

    Таким образом мы подготовим пьесу для выразительного чтения по ролям.

    (Прослушивание аудиозаписи).

    - Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?

    (Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).

    - Можно ли сказать, что он профессионал, человек знающий своё дело?

     Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным.

    -А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер Курятин не сумел удалить зуб).

    - А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)

    - А рассказ получился смешным. Почему?

    - С помощью чего автор вызывает наш смех?

    -Итак, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана?

    - Что дальше мы будем делать?

     Теперь мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».

                            «Коли не умеешь рвать, так не берись».

    -  А кому принадлежат эти слова?

    ( Дьячку Вонмигласову.)

    - Почему именно дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?

     Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

     На доске Средства:

    1. Говорящие фамилии героев.

    -Как вы думаете, что означает фамилия Курятин? На что она намекает?

    - Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.

     -Наверняка, все слышали такое выражение «мокрая курица». А что оно означает?

     (Можно вспомнить фразеологизм «Куриные мозги» - ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень).

     Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами предстаёт Курятин?

    ( Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.)

    - Получилось это у него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

    6.Работа в группах.

    Почему Курятин не смог сыграть роль врача?

    Над чем смеётся писатель?

     Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь, помогающую создать юмористический жалкий образ.

    Эту работу мы проделаем в группах.

     У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев и маркеры. Выберите правильно ответы и обозначьте маркерами. Подготовьтесь к ответу.

    1 группа даёт Характеристику Курятину, 2 группа Вонмигласову. (На работу даётся 3-5 минут).

    Фельдшер Курятин

    Внешность

    Речь

    Поведение, поступки

    Дьячок Вонмигласов

    Внешность

    Речь

    Поступки, поведение

    Отчёт групповой работы

     Итак, охарактеризуем героя . Смешной ли Курятин? (выступление первой группы)

    Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет…)

     Итак, охарактеризуем героя. Смешной ли Вонмигласов? (выступление второй группы)

    (Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том, что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…)

    Давайте взглянем на смешное глазами учёных-литераторов.

    Вывод

     Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого использует? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).

    На доске Средства:

    1. Говорящие фамилии героев.

    2. Описание внешности героев

    3. Речь героев.(диалог)

    4 Поступки и поведения героев.

    Выполнили мы вторую часть плана?

    7.Итог  урока. 

    -Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?

    Чехов так и сказал о своих рассказах:

    Эпиграф на доске.   «Они смешные, но невесёлые»

    А.П.Чехов

    Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?

    (Над глупостью и невежеством.)

    - Это уже недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.

    Ребята! Порой в жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?

     Чехов видел смысл своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
    -Что бы вы посоветовали нашим героям?

    - Какой должна быть речь?

    А поведение?

    - Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).

    - Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия» А.П,Чехов.»

    Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать юмористическим и почему?

    (Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства создания характера (внешность, речь, поступки)).

    8. Домашнее задание.

    Читать текст по ролям.

    Теперь вы имеете представление о героях рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный эпизод рассказа ( по желанию)

    9. Рефлексия.

    10. Подведение итогов.

    Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

    – Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других”).

    Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.



    Предварительный просмотр:

    А.П.Чехов « Хирургия»

    Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние.

    В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

    - Ааа... мое вам! - зевает фельдшер. - С чем пожаловали?

    - С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич... К вашей милости... Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: "Питие мое с плачем растворях". Сел намедни со старухой чай пить и -? ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай... Хлебнешь чуточку - и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону... Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом... Студнымибоокалях душу грехми и в лености житие мое иждих... За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей после литургии упрекает: "Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь". А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, все распухши, извините, и ночь не спавши...

    - Мда... Садитесь... Раскройте рот!

    Вонмигласов садится и раскрывает рот.

    Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

    - Отец диакон велели водку с хреном прикладывать - не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...

    - Предрассудок... (Пауза.) Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

    - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем... На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные... по гроб жизни...

    - Пустяки... - скромничает фельдшер, подходя к шкафу и роясь в инструментах. - Хирургия - пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский... Тоже с зубом... Человек образованный, обо всем расспрашивает, во все входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Долго мы с ним тут... Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как.

    Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

    - Ну-с, раскройте рот пошире... - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. - Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси... и все... (подрезывает десну) и все...

    - Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил...

    - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт... Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот - раз плюнуть... (Накладывает щипцы.) Постойте, не дергайтесь... Сидите неподвижно... В мгновение ока... (Делает тракцию.) Главное, чтоб поглубже взять (тянет)... чтоб коронка не сломалась...

    - Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...

    - Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.) Сейчас... Вот, вот... Дело-то ведь не легкое...

    - Отцы... радетели... (Кричит.) Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

    - Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот... Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительнейшие полминуты - и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

    - Тянул! - говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом.

     Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно!

    Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...

    - А ты зачем руками хватаешь? - сердится фельдшер. - Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова... Дура!

    - Сам ты дура!

    - Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (Дразнит.) "Не умеешь, не умеешь!" Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты... Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человек почище тебя, а не хватал руками... Садись! Садись, тебе говорю!

    - Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (Садится.) Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!

    - Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (Накладывает щипцы. ) Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (Делает тракцию.) Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (Тянет. ) Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (Слышен хрустящий звук.) Так и знал!

    Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

    - Было б мне козьей ножкой... - бормочет фельдшер. - Этакая оказия!

    Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

    - Парршивый черт... - выговаривает он. - Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

    - Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

    Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

    Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

    План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

    Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

    Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

    История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

    Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "А.П. Чехов. Юмористические рассказы"

    Презентация к уроку литературы в 6 классе.Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова "Налим", "Пересолил", "Хирургия"...

    План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

    Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...