Проектная деятельность обучающихся на уроках литературы
статья по литературе

Подшивалова Светлана Михайловна

В данной статье рассказывается об использовании проектов на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ead91.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся на уроках литературы

       Как организовать урок литературы, чтобы  создать условия для развития творческих способностей обучающихся и возможности самовыражения, для становления у них системы духовных и нравственных ценностей и идеалов? Как  воспитать  интерес, уважение и бережное отношение к  литературному, историческому и культурному наследию? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации?

       Развитие новых педагогических технологий, творческий подход, формирование универсального умения решать возникающие проблемы могут помочь ответить на все эти вопросы.

        Среди существующих образовательных технологий самым эффективным и интересным я считаю метод проектов. Именно он позволяет формировать и развивать самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся, без которой современный урок литературы невозможен.

        Метод проектов помогает не только учителю добиться поставленных целей. Для обучающихся – это возможность делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично результат.

        Можно эффективно использовать метод проектов при изучении больших по объему произведений, на  которые отводится несколько уроков. Этапы проекта в этом случае распределяются на все уроки, посвященные анализу данного произведения. Так, например, проекты я использовала  при изучении романов Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

       Опыт работы позволяет сделать  вывод, что на уроках литературы целесообразно также  использовать этот метод при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С помощью проектной деятельности знания обучающихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает обучающимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.    

        Программа изучения русской литературы  ориентирует обучающихся не только на изучение художественных произведений, но и на воспитание их средствами. Таким образом, изучение литературы призвано обеспечить понимание школьниками ее роли и значения для своего духовного становления, для развития собственного самосознания и нравственного самоопределения. Эти задачи выполняет, например, тема Родины и тема любви в творчестве русских писателей. Практика показывает, что использование проектной деятельности  при изучении этих тем дает положительные результаты.  Можно запланировать целый цикл, притом, как краткосрочный, так и долгосрочный, потому что данные темы есть в программе  9, 10, 11 классов и проходят через творчество многих писателей.      Предлагаю один из своих вариантов, который я использовала на уроках литературы.

              Тема любви  в творчестве русских писателей.

1. Любимые женщины А.С.Пушкина. Проектную деятельность осуществляла обучающаяся 9 класса Рябцева Е. в октябре 2018 г.

2. Любовь в литературе и искусстве.  Проектную деятельность осуществлял обучающийся 10 класса Дружинин Е. в апреле 2018 г.

3. Любовь, приведшая к дуэлям.  Над проектом работал обучающийся 9 класса Басов Ю. в феврале 2019 г.

4. и др.

Цели проектов:

- ознакомление с фактами биографии русских писателей;

- изучение особенностей отражения темы любви в художественной литературе;

- развитие познавательных навыков обучающихся;                                                                                                                                                                                                                      

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;                                                                                                  

- развитие критического и творческого мышления;

-   формирование нравственных качеств личности.

Организация проектной деятельности обучающихся.

1. этап. Организационно-подготовительный.

- составление плана работы.

- формулирование вопросов для исследований,

- подбор информационных ресурсов для проекта,

- создание дидактических материалов.

2. этап. Обучающий.

- введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя,

- формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований,

- определение темы исследования каждым учеником,

- определение этапов работы над проектом,

- планирование исследований,

- знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский.

- проведение исследований, сбор информации, а именно:

1) прохождение тестов,

2) сохранение результатов в формате Word,

3) самостоятельный поиск информации в Интернет, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы,

4) работа с печатными материалами,

5) изучение методических материалов, предлагаемых к проекту,

6) составление плана презентации,

7) оформление результатов,

8) взаимооценка работ друг у друга.

4. этап. Итоговый. Защита проектов.

        Как показал опрос обучающихся, работающих над проектами, такая форма работы им интересна. Ни один из них не получил за свою работу оценку ниже «4». После защиты проектов дети продолжали интересоваться творчеством писателя, по которому  вели исследовательскую работу, читали другие его произведения, учили наизусть полюбившиеся стихотворения. А в результате они получили более глубокие знания.

         Работая с детьми над этими проектами, я тоже не просто приобрела опыт работы одного из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности обучающихся.  Я смогла поделиться им с коллегами по школе на открытых уроках, разместила материалы на своем Интернет-сайте в социальной сети работников образования (https://nsportal.ru/podshivalova-svetlana-mikhaylovna) и «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/podshivalova-svetlana-mihaylovna/material).

        Проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. И я ставлю себе следующую задачу: использовать метод проектов на уроках литературы в шестом и седьмом классах. Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка обучающихся. Исследовательская работа над проектом – объемная и кропотливая, поэтому при распределении роли обучающихся 6 и 7 классов в проекте я должна быть особенно внимательна.  Но чем труднее работа, тем она интереснее. Главное, не останавливаться на достигнутом и добиваться новых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся на уроках истории

Проектная деятельность помогает повысить интерес к предмету, прививает навыки исследовательской работы....

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...

Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....