"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7, 8, 9, 10 класс)

Федорова Наталья Николаевна

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы (по изучению концепта «Человек»)

 

В организации проектной деятельности обучающихся планирование данной деятельности является одним из основных моментов, поэтому именно на данном этапе учитель должен составить структуру будущего проекта — паспорт, который включает в себя актуальность, цель, задачи, гипотезу, этапы проведения, продукт проекта и риски, связанные с реализацией. [1, с. 10]

Актуальность проекта. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности, которая позволяет решать такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Эти проблемы влекут за собой сложности в выполнении единого государственного экзамена, который включает в себя часть «С» — написание сочинения-рассуждения (эссе) с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на проверку следующих умений:

  1. умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
  2. умение создавать собственное связное высказывание;
  3. умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
  4. умение композиционно оформлять текст;
  5. умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.

Непонимание обучающимися проблем исходного текста, основной мысли высказывания ведет к тому, что позиция автора может быть сформулирована неверно и обучающиеся не смогут правильно аргументировать свое мнение.

Данная проблема может быть решена через выполнение учебных проектов по анализу основных авторских концептов в художественных текстах определенных авторов. Это позволит обучающимся не только выявить позицию автора, но и рассмотреть, как функционирует авторский концепт не только в данном художественном тексте, но и в других информационных источниках.


Изучение концепта важно для обучающихся, так как особенности восприятия художественных текстов, связанные с ментальностью народа, находят отражение Теория и практика образования в современном мире

при изучении языковых особенностей русского языка и требуют объяснения.

Так, при изучении рассказов А. П. Чехова в Х классе целесообразно использовать анализ основных концептов для выявления позиции автора, который смог проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму — рассказ.

Цель проекта: познакомить обучающихся с понятиями «концепт», «художественный концепт», «концептуальный анализ», проанализировать концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова.

Дидактические цели проекта:

            создание ситуации, способствующей порождению текстов разных типов и формированию на этой основе лингвокультурологической компетенции учащихся;

  1. системное и адекватное использование и развитие потенциала лингвистического образования учащегося на основе его познавательных и творческих возможностей.

Предмет исследования: концепт «Человек».

Материал исследования: рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре» — рассказы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе Х класса.

Проблемные вопросы:

1) Какими репрезентантами представлен концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова;

2) Влияет ли изучение авторских концептов на выявление позиции автора художественного произведения.

Задачи:

1) подготовить учебный проект по предложенному плану:

——выполнить анализ концепта «Человек» по данным лингвистических словарей;

——проанализировать синонимы и антонимы, репрезентирующие концепт «Человек», по словарям синонимов и антонимов;

——подобрать и проанализировать афоризмы и паремии на предмет репрезентантов концепта «Человек»;

——рассмотреть текстовую реализацию концепта «Человек» в предложенных рассказах А. П. Чехова;

——выполнить анализ концепта «Человек» в устной речи на основе социолингвистического эксперимента;

——построить полевую структуру концепта «Человек».

2) представить итоги своей работы в виде реферата, мультимедийной презентации, эссе, анализа данных социологического опроса, буклета, электронного журнала, пакета рекомендаций, публикации, справочника, виртуальной экскурсии, дневника путешествий, главы из несуществующего учебника и т. д. (на выбор) и выступить на ученической конференции.

Вид проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

Методы: наблюдение, описание, концептуальный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, констатирующий эксперимент.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Практическая реализация

1. Подготовительный

1. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

2..Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта

1. Создание паспорта проекта, обоснование его актуальности, значимости.

2. Обобщение имеющегося опыта работы с художественным текстом, с основными понятиями и терминами: концепт, концептосфера, структура концепта, концептуальный анализ.

Паспорт проекта

«Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова».

2. Организационный

1. Создание инициативных групп, способных реализовать цели и задачи проекта.

2. Разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, проектных групп учащихся.

2.. Проведение занятий «Концепт. Репрезентация концептов», «Концептуальный анализ», «Художественный концепт», «Особенности языка А. П. Чехова», «Что делает человека человеком?» Подготовка к выполнению уровня С (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку» (учебное время — 4 часа).

Карточки с определениями (концепт, концептосфера, концептуальный анализ, языковая картина мира, наивная картина мира, художественный концепт), анкета для ассоциативного эксперимента, алгоритм концептуального анализа; сочинения обучающихся.

Методологическую основу исследования составили:

  1. теории концепта в исследованиях отечественных филологов, когнитологов и лингвокультурологов (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, С. Х. Ляпин, С. С. Неретина, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.);
  2. лингвистические (Н. Д. Арутюнова, А. Г. Догалаков, М. В. Пименова, Ю. С. Степанов, М. В. Черников, А. Д. Шмелев и др.) и методические теории классификаций концептов (Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, ЛА. Ходякова и др);
  1. лингвистические и методические теории анализа концепта: лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников (Н. Л. Мишатина), метаконцептуалъная система анализа художественного произведения (М. С. Виноградова), концептный анализ (Л. Н. Богатая);
  2. теория системного подхода к литературе, в рамках которого рассматривается триада «автор-текст-читатель» в литературоведческой науке (В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман), идеи об интертексте как среде обитания культурных и художественных концептов (В. Г. Зусман, Ю. С. Степанов); исследования о соотношении общеязыковых («познавательных» — С. А. Аскольдов) и художественных (Н. С. Болотнова, В. Г. Зусман, Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева, О. Н. Чарыкова и др.) концептов и функционировании художественной картины мира автора (Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева);
  3. исследования концепта «Человек» в русском языке, русской культуре и литературе.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Для успешной реализации проекта необходимы следующие виды ресурсного обеспечения: — кадровый ресурс (учителя русского языка и литературы высшей и первой квалификационной категории); — технический ресурс (компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, ТСО); — научно-методический ресурс (электронные учебные и методические пособия, учебно-методическая литература, художественные тексты, лингвистические словари).

Индикаторы эффективности реализации проекта

  1. Повышение качества успеваемости обучающихся, подготовка обучающихся к выполнению части «С» единого государственного экзамена.
  2. Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом.
  3. Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Гипотеза исследования: обучающиеся Х класса смогут через поиск основных авторских концептов, их репрезентантов, построения концептуального поля развивать умения и навыки, необходимые для подготовки и выполнения части «С» единого государственного экзамена, а именно

  1. умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
  2. умение создавать собственное связное высказывание;
  3. умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
  4. умение композиционно оформлять текст;
  5. умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.

Риски проекта: не все участники проекта готовы осознать значимость данного проекта и включиться в его деятельность.

В результате реализации данный проект поможет достигнуть следующих результатов:

  1. формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых при работе с текстом на уроках русского языка и во внеурочной деятельности (проведение концептуального анализа: изучение концептов по лингвистическим словарям, анализ афоризмов и паремий, анализ авторских концептов в художественном тексте; проведение и анализ результатов ассоциативного эксперимента);
  2. формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.), а также формирование умений и навыков, необходимых при сдаче единого государственного экзамена (например, части «С»);
  3. возрастание познавательных потребностей обучающихся (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам русского языка и литературы, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для обучающегося);
  4. расширение кругозора обучающегося (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, необходимых как для дальнейшего саморазвития, так и для сдачи единых государственных экзаменов).

Литература:

  1. Абрамова, С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9–11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.-2е изд.М.: Просвещение, 2012.
  2. Чехов, А. П. Избранные произведения. В 3х томах. Повести и рассказы. 1897–1903. Пьесы., М., «Худож. лит»., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен материал об организации самостоятельной деятельности учащихся на разных этапах урока....

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

. В статье представлены конкретные   задания для самостоятельнойработы учащихся,которые я использую  на разных этапах работы на урокахрусского языка и литературы....

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...