Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Минина Инна Валерьевна

. В статье представлены конкретные   задания для самостоятельнойработы учащихся,которые я использую  на разных этапах работы на урокахрусского языка и литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Минина И.В.

Все учителя русского языка (да, впрочем, и других предметов) хотят, чтобы их ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. У одних детей это получается хорошо, у других — не очень, у многих — совсем плохо. Успех здесь во многом зависит от способностей, от речевой и общей культуры семьи. Школа, конечно, тоже участвует в развитии речи учащихся, предлагая им читать книги, учебные и художественные, побуждая к речевой деятельности: устному пересказу и рассуждению, составлению планов и тезисов, написанию сочинений и изложений — и оценивая результаты.

Наблюдая за обучающимися, я пришла к выводу, что они слабо владеют формами самостоятельной работы с учебниками, дополнительными источниками, им очень сложно выделить главное, сравнить и сделать обобщение, вывод.

А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Умения эти не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся. Я стараюсь не просто вложить в головы детей «готовые» факты и сведения, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно  приобретать знания. Пытаюсь помочь развить  у обучающихся навыки самостоятельного мышления, готовность к принятию самостоятельных решений.  Поэтому я считаю необходимым  формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • мотивировать учащихся на самостоятельную работу.

Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:

  1. При  изучении нового материала

.

                        Составление  алгоритма.

Я много думала, как сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и повысить грамотность учащихся. Такие поиски путей обучения привели меня к изучению возможности применения на уроках алгоритмов при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию.

Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с правописанием частицы не с различными частями речи.

В 5-м классе эта тема изучается опять. Учащиеся повторяют правописание не с существительными и прилагательными, в 6-м классе – с глаголами и местоимениями, в 7-м – с причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, изучая в 7-м классе тему «Частицы», ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». Алгоритм помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.

Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.

         Пресс-конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие вопросы)

  1. На этапе закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний

Комплексный анализ текста (Провожу разнообразную работу с текстом. Например, в программе "Гор. картошка" Подобная работа помогает не только закрепить орфографические и пунктуационные навыки, но и расширяет словарный запас обучающихся, учит работе с текстом, даёт возможность  самовыражения,  развивает творческую и познавательную активность, навыки самостоятельного мышления

  •  «Рисование» правил, фразеологизмов

Другим эффективным способом запоминания правил явлеется их рисование. Я считаю, что самая сложная   информация  будет усвоена, если подать ее с юмором

(при изучении темы «Фразеология»: нарисовать фразеологизм и рассказать о его происхождении.)

Эта работа требует привлечения дополнительной литературы, использование Интернет, которые формируют и развивают у учащихся способности к самостоятельному поиску, сбору, анализу, предоставлению информации.

Лови ошибку (Уч. получают серию цитат со ссылкой на авторов, определяют. в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору, доказывают свое мнение)

          3). Домашнее задание

 Три уровня домашнего.задания

Задание массивом (задается большое кол. слов по теме "Орфоэпия", к каждому уроку ребята заучивают слова,10 -отлично. 5-хорошо)

Необычность обычного (даны слова с пропущ. буквами, ученики должны выписать пропущенные буквы)

По характеру задания должны быть разнообразны и затрагивать все мыслит. процессы учащихся.

  • логические задания. Докажи свой ответ не менее, чем тремя аргументами.
  • проблемные задания. Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
  • образные задания. Представьте, что вы оказались … расскажите…. о своих впечатлениях.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы стараюсь формировать навыки самостоятельной деятельности с помощью различных форм и методов. Объём выполняемой учеником работы может быть разным, в зависимости от цели и типа урока.

Опыт моей работы показывает, что систематическое проведение самостоятельных работ формирует  у детей ответственность, мобильность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, организованность, уверенность, деловитость, требовательность, дисциплинированность, заинтересованность к изучению предмета; позволяет улучшить качество знаний, т.е. самостоятельная  работа помогает сформировать у обучающихся компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать. Самостоятельная деятельность помогает учащимся стать уверенной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка

В статье изложен теоретический материал и  приложены образцы упражнений, которые могут быть использованы на уроке при  организации самостоятельной деятельности обучающихся....

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен материал об организации самостоятельной деятельности учащихся на разных этапах урока....

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...

Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...