Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку на тему

Щербакова Светлана Анатольевна

В статье изложен теоретический материал и  приложены образцы упражнений, которые могут быть использованы на уроке при  организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся

на уроках  иностранного языка

Современный рынок труда требует воспитания конкурентоспособной социально устойчивой  личности, владеющей набором определенных компетенций. Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Одной из важнейших компетенций, которыми должен владеть выпускник школы,  является владение иностранным языком. В настоящий момент главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения и выбрать самый рациональный из них.

Перспектива развития школы ориентирована на переход от образования как передачи ученику определенных знаний к образованию продуктивному, направленному   на развитие познавательных способностей учащихся,    позволяющему им активно осваивать учебный материал, взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса и с окружающим миром как активная, самостоятельная, творческая личность.

В школьном образовании центральным объектами являются личность учащегося и учебная деятельность. Направленность на продуктивное образование повышает значимость  самостоятельной учебной деятельности при изучении иностранного языка. Обязательным условием становится перенос  с управляющей роли учителя на самостоятельную, активную и ответственную позицию учащегося.

Владение иностранным языком как средством общения предполагает наличие умения  самостоятельно работать над изучением иностранного языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать навыки и умения  в развитии коммуникативной и информационной культур. Языковое образование как важнейший компонент учебного процесса требует  такого подхода к изучению иностранного языка, который был бы основан на целенаправленном развитии самостоятельной учебной деятельности, способной обеспечить развитие необходимых личностных качеств учащегося.

Надо признать, что сложившаяся  школьная практика не обеспечивает в должной степени развитие личностных качеств учащегося при самостоятельной работе по иностранному языку. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в большинстве учебных ситуаций  вопросы самостоятельной учебной деятельности  учащихся по иностранному языку решаются путем внешнего воздействия преподавателя – ведущего субъекта образовательного процесса.  Подобный характер учебной деятельности не обеспечивает необходимую прочность языковых и коммуникативных умений, так как в личном опыте учащихся они остаются на уровне репродукции. Вследствие этого наблюдается разрыв между учебным и реальным использованием иностранного языка, что означает потерю качества владения им.  Самостоятельная работа учащихся способствует повышению качества овладения языком, преодолению разрыва между учебным и реальным использованием иностранного языка, адаптации практического владения иностранным языком к конкретным целям его использования в реальной коммуникативной ситуации.

Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку – это ответственная и сложная задача. Особенно это важно для учащихся начальной школы, так как начальный этап обучения является наиболее благоприятным для усвоения новых знаний. На других этапах обучения самостоятельная работа играет также немаловажную роль,  и ее объем должен увеличиваться по мере продвижения учащихся из класса в класс.

Перед учителем, организующим самостоятельную работу учащихся,  стоят две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить  у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями; вторая -  в том,  чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.  Для выполнения этих задач необходимо сформировать у учащегося умения самостоятельно ставить себе цели деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленными задачами.

Самостоятельная работа учащихся – это работа, выполняемая  учащимися самостоятельно в специально предоставленное для этого время под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней.  Все виды самостоятельной работы по иностранному языку можно классифицировать по различным целям.  Рассмотрим содержание самостоятельной работы в рамках классификации по основной дидактической цели:

  1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно получать их осуществляется на основе работы с учебником, при выполнении упражнений, заданий аналитического характера
  2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, отделению существенных признаков от несущественных.
  3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью выполнения упражнений различного вида, написания письменных работ и т. п.
  4. Формирование умений практического характера  достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, при поиске новых способов выполнения упражнений.

Все виды самостоятельной работы по иностранному языку дают только тогда положительный результат, когда они организованы определенным образом, т.е. представляют собой некую завершенную систему. При построении данной системы необходимо следовать основным дидактическим требованиям:

  1. Система самостоятельной работы по иностранному языку должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, в первую очередь, принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3. Все виды работ, входящие в систему, должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных навыков и умений.
  4. Последовательность выполнения самостоятельных работ по иностранному языку должна логически вытекать из предыдущих самостоятельных работ и готовить почву для последующих.

Самостоятельная работы при изучении иностранного языка может быть эффективной только в том случае, если она является одним из составных органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Организуя самостоятельную работу учащихся,  следует учитывать следующее:

  1. Начинать следует с формирования простейших навыков самостоятельной работы. Учитель должен ознакомить учащихся  с приемами работы, дать  четкие объяснения; формированию навыка должны также способствовать записи, сделанные учителем на доске или учащимися в тетради.
  2. Самостоятельная работа при изучении иностранного языка должна быть действительно самостоятельной,  при этом содержание и объем работы должны быть посильными для учащихся, а те в свою очередь должны быть теоретически и практически подготовлены к выполнению самостоятельной работы
  3. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы,  должны вызывать интерес у учащихся Это могут быть материалы страноведческого характера, знакомясь с которыми учащиеся «открывают» для себя что-то новое о стране изучаемого языка , ее жителях, традициях, нравах, обычаях, праздниках.
  4. Задания, предлагаемые учащимся,  не должны допускать действий по готовым рецептам и шаблону, а требовать применения знаний в новых ситуациях.
  5. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Учителю необходимо так формулировать цель работы и критерии результативности, чтобы вызвать у учащихся интерес и стремление выполнить ее на должном уровне.
  6. В организации самостоятельной работы следует использовать дифференцированный подход. Успешно справившихся с заданием учащихся следует немедленно переключать на  выполнений более сложных заданий.
  7. Не следует злоупотреблять самостоятельной работой. При ее организации необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, навыков и умений.  
  8. Какие бы виды и формы работы не выполнялись учащимися,  руководящая роль должна принадлежать учителю.

Прочное усвоение изучаемого материала при выполнении самостоятельной работы возможно только при выполнении определенных требований к ее организации:

  • Осознание учащимися целей конкретных заданий. Учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат;
  • Знание процедуры выполнения заданий.  Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их подготовленности по иностранному языку, содержание материала, учитель должен познакомить  учащихся с рациональными приемами учебной деятельности;
  • Умение пользоваться различными средствами обучения. Для современных детей не представляет затруднений пользование компьютером, Интернет-ресурсами, аудио- и видеотехникой;
  • Умение видеть опоры в материале заданий и применять их при выполнении конкретных упражнений. Учащиеся должны научиться пользоваться как готовыми опорами, так и создавать свои собственные;
  • Выбор организационных форм. В отличие от домашней работы, которая, по определению, носит индивидуальный характер,  работа в классе   в зависимости от характера материала может осуществляться как индивидуально, так и в парах и группах;
  • Определение времени, затрачиваемого на самостоятельную работу. Необходимо разумное сочетание времени, отведенного на самостоятельную работу учащихся, и времени, отведенному на  сотрудничество с учителем. Огромное значение при этом имеет систематичность этой работы.
  • Выбор определенного уровня самостоятельной работы:

-  воспроизводящий (списывание  из учебника, чтение  за диктором);

- полутворческий (формирование высказывай в аналогичных ситуациях,   письменное преобразование материала)

- творческий ( подготовить сообщение на предложенную тему, высказать свое отношение к услышанному или прочитанному материалу). Не следует пренебрегать ни одним из этих уровней при организации самостоятельной работы.

  • Учет соответствующих дидактических условий. Следует принять во внимание, что в случае предъявления учащимся рациональных способов выполнения заданий, лучше проводить такую работу в классе, закрепляя навык и имея непосредственную возможность контроля за данным процессом.

Работая самостоятельно, каждый учащийся использует индивидуальную траекторию: в зависимости от своих способностей он выбирает необходимый ему темп работы, пользуется  одним или   несколькими источниками информации. При этом повышается ответственность каждого ученика, и как следствие, улучшается его успеваемость.

В качестве источников информации, которыми учащиеся могут пользоваться в ходе самостоятельной учебной деятельности, служат учебники, грамматический и лингвострановедческий справочники, словари, тексты для домашнего чтения, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы, интернет.

Конкретные задания к упражнениям, памятки, наводящие вопросы, опоры, функционально-смысловые таблицы и ключи составляют методический инструментарий, воспитывают у учащихся рациональный подход к приобретению знаний и к развитию на их основе речевых умений.

Еще один немаловажный аспект самостоятельной работы – это наличие самоконтроля, т.е. критической оценки знаний и действий и внешний контроль, позволяющий учащемуся получить подтверждение или опровержение правильности своих действий.

Каждый вид речевой деятельности требует определенного специфического подхода к организации самостоятельной учебной деятельности учащихся по иностранному языку, определенных приемов и методов.

Задача «учить учиться» предполагает четкое руководство со стороны учителя. Учитель отбирает материал для самостоятельной работы, обозначает конкретную цель для данного задания, указывает на источники информации, которыми учащиеся могут пользоваться, работая самостоятельно,  знакомит с возможными приемами работы. Все это приводит к тому, что у учащихся постепенно формируется умение самостоятельной учебной деятельности. При этом роль учителя не столь явно видна, что позволяет учащимся  почувствовать себя  истинными субъектами учения.

Организуя систематическую, целенаправленную работу по формированию навыков самостоятельной работы,  вы, несомненно,  добьетесь прочного усвоения изучаемого иностранного языка учащимися.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Н.К. Педагогика. – М. ПРсвещение, 1988
  2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитания школьников. М, 1975
  3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке.- М. Учпедгиз, 1981.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., Просвещение, 1991
  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980
  6. Щукина Г.И.  Активизация познавательной деятельности учащихся. – М. 1979.
  7. Макарова Н.И. Устные темы по немецкому языку. – М. 1996

Приложения

Приложение 1

Упражнение для аудирования

1.Прослушай предложения и выполни последующие задания.

Meine Schwester heißt Anna.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin. Sie interessiert sich für Kunst.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin. Sie interessiert sich für Kunst. Abends geht sie oft ins Theater oder ins Kino

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin. Sie interessiert sich für Kunst. Abends geht sie oft ins Theater oder ins Kino.  Museen besucht sie auch gern.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin. Sie interessiert sich für Kunst. Abends  geht sie oft ins Theater oder ins Kino. Museen besucht sie auch gern. Aber für Sport findet sie auch Zeit.

Meine Schwester heißt Anna. Sie ist 20 Jahre alt. Sie ist Studentin. Sie interessiert sich für Kunst. Abends  geht sie oft ins Theater oder ins Kino. Museen besucht sie auch gern. Aber für Sport findet sie auch Zeit. Sie treibt Tennis.

2. Ответь на вопросы

Wie alt ist Anna? Wann geht sie ins Theater? Welche Sportar treibt sie?

3. Повтори фразы за диктором.

Комментарий. Упражнение данного типа способствует развитию слуха и расширению возможностей оперативной памяти, создают ситуацию погружения в иноязычную среду. Вопросы к предложениям помогают осуществить контроль понимания иноязычной речи.

Приложение 2

Упражнение для построения монологического высказывания.

Sport treiben ist gesund, das wissen alle. Um gesund und munter zu sein stehe ich jeden Morgen früh auf  und mache Morgengymnastik. Morgensport hilft mir den ganzen Tag fit zu bleiben.

Meine Sportart ist Schwimmen. In diesem Jahr besuche ich einen Sportverein, um regelmäßig zu trainieren. Ich habe Training in der Schwimmhalle dreimal in der Woche. Unser Trainer war früher ein bekannter Sportler. Er nahm an internationalen Meisterschaften teil. Er sagt, dass der Sportler zielbewußt, mutig und willensstark sein muß. Meiner Meinung nach kann der Sport mir großen Nutzen bringen.

Im Fernsehen sehe ich mir gern die Sportsendungen über die Wettkämpfe im Schwimmen an. Bald werde ich auch an richtigen Wettkämpfen teinehmen und die Ehre meiner Schule verteidigen. Ich will immer gewinnen.

Комментарий: текст-образец служит для учащихся ценной информацией, из которого они могут взять лексико-грамматический материал, структуру высказывания в целом. При этом, рассказывая о своем отношении к спорту и о видах спорта, которыми занимаются они, учащиеся должны будут производить определенные преобразовательные процедуры: подстановку, расширения, сокращения, трансформацию. Следует предложить учащимся составить план своего высказывания, выделить из текста слова и выражения, которыми они могут воспользоваться для построения собственного монологического высказывания, соотнести их с пунктами плана, вспомнить какой еще  языковой материал они смогут использовать по теме высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке литературы

Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эфф...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен материал об организации самостоятельной деятельности учащихся на разных этапах урока....

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

. В статье представлены конкретные   задания для самостоятельнойработы учащихся,которые я использую  на разных этапах работы на урокахрусского языка и литературы....