Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка
статья по русскому языку на тему

Максимова Елена Николаевна

 

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда только тогда, когда, кроме профессиональных качеств, будет обладать умением эффективно общаться, правильно говорить и воздействовать на людей. Самостоятельный учебный труд – это жизненно необходимое умение для приобретения этих качеств. Поэтому организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»  уделяю особое внимание уже с первых учебных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Елена Николаевна

ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум»

Организация самостоятельной работы обучающихся

 на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда только тогда, когда, кроме профессиональных качеств, будет обладать умением эффективно общаться, правильно говорить и воздействовать на людей. Самостоятельный учебный труд – это жизненно необходимое умение для приобретения этих качеств. Поэтому организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»  уделяю особое внимание уже с первых учебных занятий.

 Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, в процессе которой они учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, аргументировать, делать выводы. Следовательно, студенты овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

 Цель самостоятельной работы – помочь студенту самостоятельно закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания, полученные во время занятий, осознанно овладеть новым учебным материалом; формировать интерес к самопознанию, к творческому поиску знаний; способствовать воспитанию инициативы, активности – качеств, без которых невозможен творческий труд, который и лежит в основе самостоятельной работы студентов.

         При организации самостоятельной работы на своих уроках опираюсь на   такие  принципы, как:

  • неразрывная связь с развитием мышления, опора на уже имеющиеся практические знания и навыки или личный опыт обучающихся;
  • разнообразие видов заданий;
  • принцип постепенного наращивания трудностей;
  • осуществление вариативного и дифференцированного подхода при выполнении заданий;
  • самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при обобщающем повторении.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, способствует прочному и глубокому усвоению изучаемого материала. Она  должна носить целенаправленный характер, определяться четкой формулировкой цели.

Одним из важных принципиальных положений в организации самостоятельной работы считаю принцип постепенного наращивания трудностей. С этой целью у обучающихся сначала формирую простейшие навыки самостоятельной работы (работа с теоретическим материалом учебника, выполнение заданий к упражнению, составление простого и сложного планов к тексту и т.д.), а только потом советую выполнение более сложных заданий (установление соответствия между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения морфологических норм, определение и исправление речевых ошибок, проведение исследовательской работы).

Для самостоятельной работы подбираю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовому шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Так при изучении темы «Лексика и фразеология русского языка» предлагаю описать ситуацию, в которой можно применить одно из крылатых выражений «А судьи кто?»  (А. Грибоедов), «Быть или не быть?» (В. Шекспир), «Рожденный ползать летать не может» (М. Горький). Задания такого характера направлены на формирование умения создавать тексты в устной и письменной форме в соответствии с нормами литературного языка.

Цель работы любого преподавателя – научить студентов осуществлять поисковый процесс. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся. Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Функциональный стили русского языка» рекомендую студентам подобрать научную статью по своей специальности, привести ее выходные данные, составить сложный план статьи, 3-5 тезисов, написать аннотацию.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать то, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными студентами требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. В системе самостоятельной работы желательно использовать  языковой материал литературных текстов и СМИ – как один из наиболее эффективных путей развития речи студентов.

Самостоятельный подбор  языкового материала для орфографических диктантов, словарных работ; составление заданий для лингвистических викторин, экспресс-анкеты; описание ситуации на одну из предложенных тем; анализ речевой ситуации; написание эссе; наблюдение за языковыми явлениями – все эти виды работ помогут студентам овладеть основными языковыми нормами, культурой речи как показателем культуры мышления, общей культуры.

Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует не только получению обучающимися более глубоких и прочных знаний, но и формирует коммуникативную, языковую и культуроведческую компетенции студентов.

Таким образом, самостоятельная работа должна являться неотъемлемой частью учебного процесса. Только тщательно продуманная методика проведения самостоятельных работ позволит совершенствовать речевую культуру студентов, способствовать полному и осознанному овладению речевыми навыками и умениями, необходимыми в профессиональном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...

Организация самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...