Организация самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Позднякова Наталья Викторовна

В статье излагается сущность методики преподавания русского языка в старших классах: рассказывается о проведении диагностики пробелов в знаниях и умениях обучающихся, описывается система организации самостоятельного повторения в соответствии с индивидуальными проблемами обучающихся, даются примеры систематизации изученного, в том числе приводятся обобщающие алгоритмы орфографического и пунктуационного контроля написанного. Представленная система организации самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку позволяет обучающимся научиться самостоятельно контролировать написанное и таким образом существенно повысить уровень своей орфографической и пунктуационной грамотности.

Данная методика может быть использована как учителем в обучении, так и обучающимися в самостоятельной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._v._pozdnyakova_organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

1-13

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Позднякова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 42»

В статье излагается сущность методики преподавания русского языка в старших классах: рассказывается о проведении диагностики пробелов в знаниях и умениях обучающихся,  описывается система организации самостоятельного повторения в соответствии с индивидуальными проблемами обучающихся, даются примеры систематизации  изученного, в том числе приводятся обобщающие алгоритмы орфографического и пунктуационного контроля написанного. Представленная система  организации самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку позволяет обучающимся научиться самостоятельно контролировать написанное и таким образом существенно повысить уровень своей орфографической и пунктуационной грамотности.

Данная методика  может быть использована как учителем в обучении, так и обучающимися в самостоятельной работе.

 

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности старшеклассников давно волнует педагогическое сообщество, самих учащихся и их родителей. Это связано не только с возрастающей значимостью предмета «Русский язык» на выпускных и вступительных  экзаменах в вуз, но и с растущими требованиями работодателей к общему культурному уровню претендентов на рабочее место, и с растущей значимостью общего культурного развития человека в обществе. Не секрет, что уровень реальной орфографической и пунктуационной грамотности выпускников общеобразовательных школ довольно низок.  Существующие методики обучения орфографии и пунктуации, в подавляющем большинстве случаев  основанные на изучении правил, на освоении теоретического материала, «задающего» то или иное правило, на постоянном возврате к уже изученному материалу  (повторение),  не всегда эффективны даже для ответственно относящихся к учёбе  обучающихся. Поэтому учителю, работающему в 10 и 11 классах, для достижения высокого уровня реальной  грамотности по русскому языку  поневоле приходится строить свою работу по принципу компенсирующего обучения. Занятий только на уроках   даже хорошо подготовленным обучающимся  недостаточно, чтобы иметь знания и умения по русскому языку на  отличную отметку, поэтому велика потребность в дополнительной самостоятельной работе старшеклассников.

        

Настоящая методика самостоятельной работы старшеклассников по устранению пробелов в знаниях и умениях по   русскому  языку базируется на формировании у них умения самостоятельно контролировать своё правописание. Это умение формируется посредством повторения и систематизации ранее изученного материала по орфографии и пунктуации в соответствии с разработанными нами требованиями для осуществления орфографического и пунктуационного самоконтроля.

        

В основе  требований орфографического самоконтроля лежат следующие моменты:

  • понятие орфограммы;
  • опознавательные признаки орфограмм[1];
  •  алгоритм действий по поиску орфограмм;
  • набор графических символов для выполнения анализа слова на наличие орфограммы и условий применения правила (например, знак ударения, графическое обозначение морфем, подчёркивание орфограмм);
  • правила правописания;
  • алгоритмы применения правил и проверки правильности применения правил.

 

Общий вид требований, организующих  работу по формированию умения орфографического самоконтроля, с которым работают   старшеклассники, таков.

Для орфографического самоконтроля нужно

1. знать, что

        а) орфограмма – это место в слове (или место, возникающее при         стечении слов), правописание которого на слух не устанавливается;

б) существуют следующие типы орфограмм:

        орфограммы-буквы:

                 - гласные;

        - согласные;

        - твёрдый и мягкий знаки;

        - большие (прописные);

        орфограммы-дефис;

        орфограммы-пробел (слитное или раздельное написание);

        орфограмма-чёрточка;

2. уметь находить орфограммы, используя опознавательные признаки:

        1) для орфограммы-буквы

        а) гласные:

                - безударность;

                              - шипящие и ц перед гласными;

        б) согласные:

                - конец слова;

        - стечение согласных;

        - н перед гласными в конце слова;

        в) твёрдый и мягкий знаки:

                - мягкий знак на конце и в стечении согласных;

        - звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и;

        - шипящий на конце;

        - -тся и - ться [ца] в глаголах;

        г) большие (прописные):

                - начало предложения или текста;

        - наличие собственных имён и наименований;

        2) для орфограммы-дефиса:

        - сложные слова;

        - приставки кое-, в-, по-;

        - суффиксы -нибудь, -либо, -то;

        - частицы -то, -ка;

3) для орфограммы-пробела:

        - не, ни, бы, же;

        - предлоги;

4) для орфограммы-чёрточки:

        - конец строки;

3. знать правила правописания;

4. точно применять правила;

5. знать словари и справочники, «обслуживающие» орфографию, и уметь пользоваться ими.

        

В основе алгоритма  пунктуационного самоконтроля лежит

  • понятие знака пунктуации как знака границы смыслового членения текста и связи его частей[2];
  • понятие пунктограммы как места в предложении или в тексте, где следует решить вопрос: нужен или нет знак препинания;
  • знание назначения и функций  знаков препинания в русской письменной речи: разделения,  выделения и соединения;
  • знание конкретных пунктуационных правил;
  • умение выполнять полный или частичный пунктуационный разбор предложения, в основе которого лежит знание членов предложения и их графического обозначения, умение синтаксического разбора предложения, знание правил схематизации предложения и его частей, умение схематизации.

Общий порядок пунктуационного самоконтроля следующий.

Чтобы проверить пунктуацию в любом предложении, нужно

1. определить цель и интонацию высказывания, посмотреть, соответствует ли им знак в конце предложения;

2. определить, простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу;

если предложение  сложное –

а) определить границы предложений в его составе, связи между ними (сочинительная или подчинительная) и средства их выражения (сочинительные или подчинительные союзы или союзные слова, без союзов при помощи интонации), соотнести с правилами выбора знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном  предложении;

б) если сложное предложение содержит  прямую речь, определить, где собственно прямая речь, а где слова автора, их взаиморасположение; выбрать в соответствии с конструкцией комбинацию знаков препинания;

3. охарактеризовать грамматическую основу, соотнести с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;

4. разобрать каждое простое предложение, в том числе и в составе сложного, по членам, чтобы установить наличие или отсутствие

а) однородных членов и обобщающих слов при них;

б) обособленных, уточняющих или присоединительных членов предложения;

в) не членов предложения (вводных слов, обращений, междометий, слов «да» и «нет», частиц, союзов);

г) пропуск восстанавливаемых из контекста членов предложения, если оно неполное; соотнести с правилами постановки знаков препинания.

Очень важно при пунктуационном самоконтроле выполнять анализ предложения графически: подчёркивая члены предложения, схематизируя предложение в целом или отдельные его части.

        

Организация самостоятельной работы старшеклассников по устранению пробелов в знаниях и умениях по орфографии и пунктуации и по формированию умения самоконтроля начинается с  диагностики пробелов. Для диагностики используется каждая контрольная работа, а в начале учебного года проводится так называемый входной контроль в форме диктанта или теста.  Диктант, тест,  а также изложение или сочинение, которые, при условии, что учитель знает возможности каждого учащегося, проверяется дифференцированно:

  • хорошо подготовленным обучающимся  учитель может выставить отметку и вынести количество допущенных ошибок с указанием их вида; это позволит сильным обучающимся  активизировать работу по самоконтролю, т. к. большинство ошибок такие они допускают не по незнанию, а по невнимательности;
  • в работах средне подготовленных обучающихся  ошибки соответствующим их виду значком выносятся на полях напротив строки, где они допущены, но место ошибки в строке не указывается. Это также активизирует контролирующую функцию, но несколько сужает объект поиска ошибок и сокращает время поиска, которое потребуется для тщательного повторения теории, т. к. у таких обучающихся  бывают случаи ошибок и по незнанию орфографических и пунктуационных норм, содержания теоретических понятий, требований к тому или иному виду грамматического разбора и т. п.;
  • у слабо подготовленных обучающихся, кроме вынесения ошибок на полях, указывается (подчёркивается) место с ошибкой в слове, в предложении, а иногда ошибки исправляются учителем,  и он указывает правило,  которое следует освоить, так как у таких обучающихся  основная проблема – незнание теории; помощь учителя при проверке  даёт им  возможность продуктивно провести анализ выполненной работы и откорректировать план индивидуальной работы.

Если класс незнаком учителю, например, в начале учебного года, работы проверяются обычным образом.

Затем старшеклассники  выполняют работу над ошибками, состоящую  из нескольких этапов:

  • работа непосредственно над допущенными  ошибками, которая должна отвечать следующим требованиям:

а) слова, в которых были допущены орфографические ошибки, выписываются в строчку через запятую  без ошибок с  обозначением места орфограммы, где был сделан неправильный выбор, и условий выбора орфограммы;

б)  предложения, в которых были допущены пунктуационные шибки, выписываются из работы полностью, без сокращений, пунктуационные ошибки исправляются, делаются графические обоснования правильного выбора знаков препинания;

в) работа над речевыми ошибками ведётся в таблице:

Допущенные речевые ошибки

Исправленный вариант

  • анализ допущенных ошибок, выявление причин, определение средств устранения ошибок; если ошибка допущена

а)  из-за незнания теории, правила и т. п., то следует выучить теорию, правило и т. п.;

б) по причине незнания  отдельных  нюансов теории или правила, то нужно найти материал, описывающий эти тонкости, и выучить его;

в)  из-за неумения  применять знания, то следует разработать алгоритмы применения знаний и выполнить упражнения на использование алгоритмов в необходимом объёме;

г)  по причине небрежности, торопливости в работе, из-за  неумения проверить, проконтролировать себя, то следует подобрать упражнения, требующие обязательного применения алгоритмов самоконтроля, и выполните их в нужном объёме. Нужный объём – объём, при котором обучающийся  начинает контролировать себя автоматически, без усилий;

  • составление индивидуального плана повторения тем, отработки орфографических, пунктуационных и речевых умений; структура плана:

№ по порядку

Тема для повторения

Упражнения

Календарные сроки

  • выполнение  индивидуального плана.

Учителем устанавливаются сроки сдачи на проверку работы по индивидуальному плану. Работа может длиться неделю, месяц, до следующей контрольной работы. Старшеклассники  сами выбирают уровень самостоятельности: они могут работать исключительно сами, сдавая на проверку тетрадь в назначенное учителем время, могут обращаться за помощью к учителю во внеурочное время, могут «запрашивать» консультацию на урок. Для удобства такая работа ведётся  в отдельных тетрадях для самостоятельной работы. В ней обучающиеся   указывают дату работы над ошибками, вид контрольной работы, ошибки в которой анализируются и устраняются, индивидуальный план повторения и упражнения, которые выполняются в соответствии с планом. Для повышения ответственности старшеклассников за такую работу оговаривается  статус её оценки: вторая по значимости после итоговой контрольной работы при выставлении отметок за полугодие.

        

При повторении орфографии и пунктуации очень важно привести в систему  все нюансы правила, помочь обучающимся  запомнить все тонкости правописания. Для этой цели полезно выстраивать алгоритмы применения правила для выбора написания  и самоконтроля выбранного написания. Для организации такой работы старшеклассникам  предлагается следующий порядок  действий.

1. Прочитать все версии правила (на уроке следует использовать учебные и справочные пособия с разным объёмом материала и разными способами его подачи).

2. Выучить наиболее полную, выбрав приемлемую для себя форму оформления правила и подходящий способ запоминания.

3. Составить алгоритм применения правила для выбора написания и самоконтроля написанного, соотнося его с первоисточником и проверяя точность результата его применения.

Вот как выглядят алгоритмизированные учащимися  некоторые орфографические правила.

1. Как выбрать гласную перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола, перед –в-, -вши-, -ши- в деепричастиях прошедшего времени?

1. Поставить глагол, деепричастие в инфинитив (что делать? что сделать?).

2. Определить, какая гласная стоит перед –ть.

3. Написать ту же гласную в глаголе прошедшего времени или в деепричастии.

Например: залаял, залаяв – залаять.

ГЛАСНАЯ ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц.

Как найти орфограмму?

Для этого нужно

а) знать, что буквы ж, ч, ш, щ называются шипящими;

б) посмотреть, есть ли в слове шипящие и ц, следует ли после них гласная.

Как проверить орфограмму-гласную после шипящих и ц?

Для этого нужно знать, что

        а) после шипящих пишутся а, у, и, е (не я, ю, ы, э), т. е. ча, ща, чу, щу, жи, ши; исключения: жюри, брошюра, парашют, Жюль Верн, «Жэньминь Жибао», Шэньян, Шяуляй;

        б) после ц

                1) в корне слова пицутся и, е, а не ы, э, исключения: цыплёнок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках, Цыси, Цюрюпа;

                2) не в корне:

и – в существительных на –ция;

ы – в окончаниях множественного числа и в суффиксе –ын;

        3) ё, е, я после ц не пишутся никогда.

Как проверить о(ё) после шипящих и ц?

1. Определить часть слова с орфограммой:

        а) если в корне, подобрать однокоренные слова, образовать формы этого слова и посмотреть, есть ли чередование ё[о] с другими звуками;

        если есть – писать ё;

        если нет – писать о.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1). Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог (шо́мпол – шомпола́).

2). О – в существительных ожог, поджог; ё – в глаголах ожёг, поджёг.

3). Вечо́р, хотя ве́чер.

4). Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о: ножны – ножо́н, княжна – княжо́н.

5). В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: шокола́д, шоссе́. Такие слова в случае сомнения нужно проверять по словарю.

        Б) Если орфограмма в суффиксе или в окончании, определить часть речи:

1) у имён существительных, прилагательных, наречий писать о под ударением, ё без ударения;

        нужно запомнить: ещё – наречие;

суффикс –ёр- (стажёр, дирижёр и др., но после ц будет писаться о: танцор);

2) у глаголов, страдательных причастий, существительных, образованных от глаголов и от глагольных форм, писать всегда ё.

в) Если орфограмма после буквы ц, то следует руководствоваться следующими правилами:

- под ударением после ц если произносится о, то и пишется о; без ударения пишется е; буква ё после ц никогда не пишется;

- в безударном слоге о пишется после ц только в слове цокату́ха (от слова «цокот») и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе).

Для формирования умения самоконтроля требуются упражнения со специальными заданиями. К сожалению, в рекомендованных Министерством образования Российской Федерации учебных пособиях преобладают упражнения на отработку умения применять правила. Задания к упражнениям в них формулируются так:

- переписать текст (или предложения, или словосочетания, или слова), вставить пропущенные буквы, подобрав устно или письменно проверочные слова; расставить пропущенные знаки препинания;

- устно или письменно объяснить правописание выделенных букв в тексте, в предложении, в словах и словосочетаниях; объяснить выбор знаков препинания. Чтобы целенаправленно формировать умение самоконтроля, приходится подбирать упражнения в других пособиях, или придумывать упражнения, или переформулировать задания к имеющимся в пособиях по русскому языку упражнениям. Приведём пример формулировок заданий к упражнениям на проверку слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Варианты заданий к упражнениям.

1. Укажите (обозначьте) в словах проверяемые безударные гласные.

2. Укажите (обозначьте) в тексте проверяемые безударные гласные.

3. Задания тестового характера:

а) укажите номер строки, в которой все слова содержат орфограмму – безударную гласную в корне и т. п.

4. Укажите слова с ошибками в выборе проверяемой безударной гласной, исправьте ошибки, обоснуйте свой выбор написания.

5. В тексте допущены ошибки на правописание проверяемой безударной гласной в корне, найдите и исправьте их. И т. п.

Приведём в качестве примера систему упражнений на формирование умения самоконтроля проверяемой безударной гласной корня.

Упражнение №1.

Укажите (подчеркните) безударные гласные в корне слова.

Бегом, белить, бледнеть, варить, верхушка, веселье, вечеринка, вещица, взлететь, видение, горожанка, доброта, единица, заплатить, забронировать, заварить, завернуть, привязать, выглянуть, заледенеть, прописать, запретить, отменить, замерзать,  утихать, защищать, заявить, земляника, мостовая, навязать, наградить, наконец, напряжение, насладиться, натренировать, невидимка, обновить, одобрение, окончательно, оленёнок, опередить, орбитальный, освобождение, основной, откликаться, оформление, пищевой, победитель, повторить, соболиный, сожалеть, сознавать, чернота, шерстяной, щебетать.  

Упражнение №2.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в правописании безударной гласной в корне из-за неправильно подобранного проверочного слова.

1.Ослажнение – слаженный; 2. хватать – хваткий; 3. карательный – кара; 4. накопить – накопит; 5. опаздать – опаздывать; 6. наслождаться – сложный; 7. накрениться – крен; 8. привидение – видеть; 9. шептаться – шепчет; 10. укороченный – коротко; 11. неумолимый – молит; 12. удалённый – даль; 13. далина – дальний; 14. обливаться – лить; 15. прсвятитель – свято; 16.спешите задание – пеший; 17. ободрённый – бодро; 18. трагический – трагик; 19. пощадить – нещадно; 20. одарённый – дарит; 21. утишительный – тише; 22. раздаваться – дать; 23. завинтить – винт; 24. содрогнуться – вздрогнуть; 25. отворить овощи – створки; 26. облениться – лень; 27. проживать пищу – жить; 28. копировать – копия; 29. вычистить грязь – чисто; 30. различать – различие; 31. раздевалка – раздеть; 32. ополчение – полк; 33. вопеющий – петь; 34. глаза слепаются – слепнет; 35. зачисление – числа; 36. изобретатель – изобрёл; 37. опасаться – опасный; 38. снижаться – ниже; 39. проживать в доме - жить.                                                        

Упражнение №3.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в выборе безударной гласной в корне слова.

1. всклакоченный                                                         11. повадырь        

2. заморить                                                                 12. переместиться

3. затемнить                                                              13. подновлённый

4. короткий                        14. покаяние

5. молотить                       15. поскоблить

6. накрениться                      16. притягательный

7. обронить                     17. разгородить

8. одряхлеть                    18. разогревание

9. оправдаться                   19. распрямить

10. отломать                  20. убиение.

Упражнение №4.

Запишите предложения, подчеркните проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1. Звуки оркестра, жесты мима, движения танцовщицы, переливающееся стекло вазы, изгибы мраморной статуи, краски, линии картины – всё это знаки великого языка искусства, соединяющего людей. (По А. Новикову).

2. Истомлённые перелётом, отяжелевшие от морской влаги, скворцы стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своём быстром лёте они разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. (По А. Куприну).

3. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей, они ломали линию строя, тревожно кружились над степью, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. (По В. Закруткину).

4. Кто не любит вспоминать, как описал Гоголь внешность Чичикова или, вернее, как он отказался её описывать: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

(По И. Андроникову).

5. В телегах, свесивши ноги, держа в руках вожжи, сидят мужики в вышитых рубахах; бабы в разноцветных сарафанах трясутся на телегах, вытянув ноги. (По И. Соколову – Микитову).

6.На месте срубленного леса белела щепа, среди срубленных сучьев и поблёкших листьев возвышались три тонкие берёзки с уцелевшими макушками. Их очертания хорошо гармонировали с открытыми далями… (По И. Бунин).

7. Зной был нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землёй густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль. (По И. Тургеневу).

8. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперёд белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… (По Н. Гоголю).

9. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. (По А. Чехову).

10. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невесёлая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи. (По А. Чехову).

Упражнение №5.

Перепишите, вставляя на месте пропусков нужные буквы, подбирая проверочные слова. После окончания проверьте себя по ключу.

ЛЮБОВЬ

        Я знал, что пл…нительное несчастье подкрадывается ко мне, и радость слонялась со мной по ветреным улицам. Как она пришла, любовь, которой я не ждал! Как-то всё смешалось: пустынные с…ды, солнце над морем, радость дышать с…леным туманом, и крепнущая любовь.

        Любовь созрела и цв…тёт, и з…леные м…рские дни как дни из сказки. Я жду случайной встречи. Несколько дней на душе саднит, как тонкая трещина, боль о том, что просторные дни см…няются, как перевёрнутые страницы, а я не вижу её. Я прохожу около её дома. На подмёрзшей земле я ищу сл…ды её ног. Я тихо касаюсь з…леных ставен, ограды х…лодного сада, к которым прикоснулись её руки.

        Я не м…гу передать боль и радостную сладость этой любви, когда ждёшь неизбежных потр…сений, когда исполинское солнце прол…тает над притихшими зимними днями.

        На бульваре я купил прел…стную раковину. Она вся была овеяна твёрдой розовой пеной. В раковине звучал отд…лённый шум прибоя. Она тоскует по морю и всё шумит, как в…лна. Человека тоже взяли от иной, прекрасной жизни и пос…лили в этом с…роватом ч…стилище. Каждый т…мится по своему морю, которое помнит сердце. Я часто прислушиваюсь к себе и слышу, как неясным сладостным пением подымается из души любовь.

        С л…дниковых полей тянет слабым зап…хом фиалок. Д…лины л…жат вн…зу, как поз…л…невшие бронзовые чаши. В великой горной т…шине ст…ит жаркое и близкое солнце. Будто ветром выдуло из меня старую душу и вместо неё – горное солнце и воздух л…дниковых п…лей.

        Любовь как горные перевалы. Видно на сотни вёрст, но не каждому дано приблизиться и погрузить св…и х…лодные и чистые ручьи Эльбруса.

        (ПО К. Г. Паустовскому)

Упражнение № 6.        

Напишите текст упражнения № 5 под диктовку и вновь проверьте себя, действуя по алгоритму самопроверки.

Упражнение № 7.

Вернитесь к общему алгоритму работы над правилом, повторите его. Внимательно прочитайте предложения, действуя по алгоритму, найдите слова, в которых допущены ошибки в выборе проверяемой безударной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите их правильно.

Построенная таким образом работа старшеклассников позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс. Так как старшеклассники решают исключительно свои проблемы в области правописания, значительно повышается их  ответственность за результат. Формальным перестаёт быть как текущая работа по повторению, так и промежуточный и итоговый контроль. Всё это в совокупности способствует повышению  уровня орфографической, пунктуационной, речевой культуры обучающихся.

Н. В. Позднякова


[1]         Опознавательные признаки орфограмм в соответствии с их типами выделены  и представлены в учебных пособиях по русскому языку, например, «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». Авторы:  М. Т. Баранова, Л. Т Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова,  И. И. Кулибаба. М., «Просвещение», 2000. С. 204.

[2]         Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Составитель М. В. Панов. М, «Педагогика», 1984. С. 246


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...

Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка

Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....