Игра " Золотой век русской литературы"11 класс
классный час по литературе (11 класс)

Баранова Татьяна Александровна

Игра по станциям, посвящённая золотому веку литературы. Класс поделен на 4 группы. Каждая посещает станции: историческую, литературные места,поэтическую, ребусную, контактную, творческую,кроссвордную,аукционную, книжную лавку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_11_klass.docx155.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игра « Золотой век русской литературы» ( 11 класс)

Образовательная цель:

  • обобщить знания учащихся по творчеству писателей и поэтов «золотого века»;
  • закрепить знание учащимися текстов произведений, закрепить  навыки выразительного чтения.

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества писателей и поэтов « золотого века»;
  •  расширять кругозор обучающихся по биографии авторов;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному  предмету;
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности .

Задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • сформировать навыки осознанной творческой деятельности.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Класс разбит на группы .

Ребята, сегодня мы с вами  поговорим о золотом веке в литературе. В этом нам помогут станции, которые мы посетим. Какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)

Давайте вспомним некоторые исторические события, характерные для данной эпохи? Ведь литература непосредственно связана с историей.

1 станция  « Историческая» ( максимально 6 баллов)

У детей  на парте листочки с датами, они указывают исторические события.

1812, 12 июня — начало Отечественной войны. Вторжение войск Наполеона в Россию.

1812, 26 августа — Бородинское сражение.

1817—1864 — Кавказская война.

1825, 14 декабря — восстание декабристов в Петербурге.

1853—1856 — Крымская война.

1861, 19 февраля — отмена крепостного права.

Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время?   Учитель показывает портреты, ребята называют. Портреты помещают на доску.(Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Чехов А.П., Некрасов Н.А., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Тютчев  Ф.И., Фет А.А, Тургенев И.С.,Лесков Н.С., Гончаров И.А.)

 (мелодия вальс П.И.Чайковского «Спящая красавица»)

Начиная изучать творчество любого писателя, поэта , мы всегда знакомимся с его биографией. Я предлагаю вам отправиться на станцию « Литературные места». Ваша задача соотнести автора и название населённого пункта, с которым он  связан.

2  станция « Литературные места» ( максимально 7 баллов)

1)А.С.Пушкин                             а) село Тарханы    Пензенская  область

2)М.Ю. Лермонтов                      б) село  Сорочинцы  Полтавская область

3) Л.Н. Толстой                             в) город Таганрог

4)И.С.Тургенев                              г) село  Михайловское Псковская область

 5)Н.В.Гоголь                                 д) город Симбирск

6)И.А.Гончаров                            е) село Спасское -Лутовиново Орловская  область

7)А.П.Чехов                                 ж) село Ясная Поляна    Тульская

Ответы

А.С.Пушкин                            село  Михайловское Псковская область                              1-г

М.Ю. Лермонтов                   село Тарханы    Пензенская  область                                     2-а

Л.Н. Толстой                       село Ясная Поляна    Тульская область                                  3-ж

И.С.Тургенев                  село Спасское -Лутовиново Орловская  область                         4-е

Н.В.Гоголь                          село  Сорочинцы  Полтавская область                                     5-б

И.А.Гончаров                                город Симбирск                                                               6-д

А.П.Чехов                               город Таганрог                                                                        7-в

                             

3 станция « Поэтическая» Продолжить строчки стихотворения.

Учитель читает 1 строку, чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает. От1 до  5 баллов за продолжение строк+ 1 балл , если указали  автора.

1)Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

     Я не хочу печалить вас ничем. ( А.С.Пушкин)

2 )Белеет парус одинокой


В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю. Лермонтов)

3) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить. (Ф.И, Тютчев)

4) Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;( А.А. Фет)

5) Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. ( А.С. Пушкин)

6)Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой. ( М.Ю. Лермонтов)

7)Я встретил вас — и все былое


В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло… (Ф.И. Тютчев)

8) Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья. ( А.А.Фет)

4 станция « Ребусная» Отгадать зашифрованные слова, объяснить, что они обозначают. Какое отношение имеют к нашей теме? ( максимально 5 баллов)

  ребусы Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹

Эпитет- художественное ,образное  определение.

ребусыребусыhttps://tylkoastronomia.pl/sites/default/files/Comet_Hale-Bopp1.jpg                 Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹              ребусы Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹

     

Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

ребусы Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹      ребусы 4  = Б Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹           Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹

Гипербола- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

ребусы Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹

Инверсия- расположение членов предложения  в обратном  порядке.

ребусы Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹ Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑÑ‹

Анафора- стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Всё это средства выразительности . Поэты использовали их в своих произведениях.

5 станция « Контактная  (  максимально 8 баллов): За пять минут заполнить страницу в контакте герою по жребию.

(участники зачитывают статус, информацию о герое, но не вписывают имя. Соперники называют героя, произведение, автора) ( Илья Обломов,  Андрей Болконский, Евгений Базаров, Наташа Ростова)

Страница героя ВКонтакте.

Статус

Имя

Фамилия

Возраст

Семейное положение

Место проживания

Деятельность

Интересы

Дети

Качества

6 станция « Творческая»( максимально 10 баллов)

Составить рекламу одному из произведений: « Евгений Онегин», « Война и мир», « Отцы и дети», «Герой нашего времени»

 Одна команда читает рекламу, другие угадывают произведение.

  1. Известная цитата из произведения.
  2. Краткое содержание произведения.
  3. Идея произведения.
  4. Зачем нужно прочитать это произведение?

7 станция « Кроссвордная» (максимально 10 баллов)

Кроссворд

По горизонтали:

1.Название произведения Н.В.Гоголя, эпиграфом которого послужила народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

5. Самая известная пьеса Островского.

6. Фамилия сестер в романе «Евгений Онегин» А.Пушкина.

7.Автор произведения  « Бедные люди».

10. Противоположный персонаж Обломова в романе «Обломов».

По вертикали:

2. Фамилия возлюбленной  Базарова.

3. Настоящая фамилия Салтыкова-Щедрина .

4.  Поэт, присутствующий  на экзамене А.Пушкина в лицейский период.

8.  Автор строк: « Я лиру посвятил народу своему..»

9.Имя первой жены Пьера Безухова в романе «Война и мир».

D:\Docs\Downloads\biocrossword (2).png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

д

о

с

т

о

е

в

с

к

и

й

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

г

р

о

з

а

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

а

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щ

 

в

 

2

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

1

р

е

в

и

з

о

р

 

в

 

 

 

 

 

 

9

 

 

д

 

н

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

 

 

р

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

6

л

а

р

и

н

ы

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

н

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

10

ш

т

о

л

ь

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

8 станция « Аукционная»  Вспомнить названия произведений А.С.Пушкина. Чья команда окажется последней, та и победила.

9 станция  Книжная лавка. Сейчас мы проверим, насколько глубоко наши игроки осведомлены в области литературной классики 19 века. Для этого мы отправимся в книжную лавку.

На выставке вы видите известные произведения русских писателей 19 века. Все книги в суперобложках, скрывающие подлинные названия и фамилии авторов. На обложках записаны «обновленные» заглавия произведений. Задача игроков – «перевести» эти заголовки с молодежного сленга на язык классики.

 Команды подходят, берут книгу поочередно и высказывают свои версии.

«Предки и бэби» («Отцы и дети» И. С. Тургенева)

«Тинэйджер» («Подросток» Ф. М. Достоевского)

«Записки чайника» («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя)

«Шнобель» («Нос» Н. В. Гоголя)

«Не в свою тачку не садись» («Не в свои сани не садись» А. Н. Островского)

«Братья-рэкетиры» («Братья-разбойники» А. С. Пушкин)

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

 Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что мы сегодня очень плодотворно поработали и обобщили знания по литературе 19 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о т...

Литературная игра «Золотой век русской литературы»

Цели и задачи. Воспитание любви к русской литературе; развитие памяти, логического мышления.Оборудование: Интерактивный комплекс, система голосования  «Вердикт»; карточки с заданием, портреты рус...