Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Преснякова Тамара Владимировна

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах. Несомненно, формирование интереса к чтению  – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Золотой век русской литературы

(урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)

Автор : учитель русского языка и литературы

МБОУ Долматовская ООШ №16

Преснякова Тамара Владимировна

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данной теме.
  • Развивающие: развитие речевой культуры  учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие  памяти, творческих способностей обучающихся и коммуникативных навыков.
  • Воспитательные: формировать умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к литературе через создание ситуации успеха.

Тип урока:  урок обобщения и закрепления изученного

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место работы в учебном плане: заключительный урок в разделе: «Русская литература 18-19 веков».

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский, наглядно-иллюстративный.

Подготовительная работа: 

  • Изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.
  • Внимательное прочтение произведений русской литературы 18-19 веков.
  • Изучение биографического материала авторов русской литературы 18-19 веков.
  • Жеребьевка.

Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями для групп, предметы для задания «Бюро литературных находок», книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов о них, музыкальное сопровождение

Актуальность урока:

     Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах. Несомненно, формирование интереса к чтению  – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.

Ход урока:

  1. Оргмомент (1 минута)

 Команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат тексты изученных произведений. За отдельным столом сидят члены жюри – учителя литературы, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.

Критерии оценок:

       6 б – за особые знания литературы

       5 б – задание выполнено правильно

       3 б – задание выполнено с недочетами

       0 б – задание не выполнено                              

  1. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки (П.И.Чайковский «Времена года»)

 Сегодня у нас урок «смотр знаний», где мы вспомним ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках. Вспомним лучшие произведения русской литературы 18-19 веков. Ребята, вам дается возможность продемонстрировать свои знания, организованность, артистизм, умение работать в коллективе. И конечно же продемонстрировать знание теоретико-литературного компонента, знание текста, биографического и историко-культурного материала.

На столе лежат карточки – задания. Один участник от группы подходит и выбирает одно из заданий. На столе – песочные часы. На выполнение задания дается 1 минута. Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» участники осмысливают ответ. Ведущий повторяет вопрос – участник отвечает. Жюри оценивает.

1.Этап.  По характерным признакам определите литературное направление XVIII-XIXвв:

1. Культ разума, «подражание природе», гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры рисуются прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров.

2. Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира; преобладает подчеркнутая субъективность в изображении мира.

3.  Стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу; герой всегда одинок в своих идеальных устремлениях; основной чертой этого направления является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, мечтает быть понятым людьми.

II Этап. В истории литературы есть имена, которые ассоциируются с отдельными литературными направлениями. К какому литературному направлению вы бы отнесли творчество этого писателя:

1.   В.А.Жуковский

      2.   М.В.Ломоносов

      3.   Н.М.Карамзин

При ответе обязательно назвать и.о. писателя и показать его портрет.

III Этап. Знания литературных понятий.

Какие художественные приемы использует автор в следующем отрывке

     1. «Я телом в страхе истлеваю

   Умом громам повелеваю

   Я царь – я раб – я червь – я Бог!»

   Г.Р.Державин

      2  «Звучал булат, картечь визжала.

    Рука бойцов колоть устала.

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел»

    М.Ю.Лермонтов.

 

3  «И он убит – и взят могилой,

     Как тот певец, неведомый, но милый.

     Добыча ревности глухой,

     Воспетый им с такой чудной силой,

     Сраженный, как и он, безжалостной рукой»

     М.Ю.Лермонтов.

 

4  «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что   недостойно            лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней  было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».

Н.В.Гоголь

5    «Белеет парус одинокий

      В тумане моря голубом!»

     М.Ю.Лермонтов

6   «Я вас любил: любовь еще, быть может,

     В душе моей угасла не совсем…»

     А.С.Пушкин

IV Этап.  Задания на знание текста художественного произведения. Приведены цитаты, в которых один литературный персонаж говорит о другом. Назовите произведение, имена героев,  ф.и.о. автора, покажите его портрет

.

  1. Английского клоба

Старинный, верный член до гроба!

(Александр Андреевич Чацкий о Павле Афанасьевиче Фамусове «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова)

  1. Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

(Павел Афанасьевич Фамусов о Сергее Сергеевиче Скалозубе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова)

  1. «Мне хотелось бы,- сказал он матери, - чтобы дочь никому, кроме меня, не продавала свои работы. Таким образом, ей незачем ходить в город и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».

(Эраст о бедной Лизе. «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин)

V Этап. Определите героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» по кругу их чтения.

  1. «Теперь…кумир или забывчивый Вампир,

Или Мельмот, или Корсар, или таинственный Сбогар….

….Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм»

  1.  «Бранил Гомера, Феокрита,

  Зато читал Адама Смита»

  1.  «При свечке Шиллера открыл…»

«… Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал…»

VI Этап. Собери афоризм. Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость  или нравоучение.

В творческую командировку отправляются 2 человека от группы. На отдельном столе лежат напечатанные на отдельных листочках афоризмы, разрезанные пополам. Выигрывают те, кто быстрее и больше соберет афоризмов, назовет произведения и авторов.  

  • «свежо предание, но верится с трудом» «Горе от ума»
  • «счастливые часов не наблюдают» «Горе от ума»
  • «шел в комнату, попал в другую» «Горе от ума»
  • «герой не моего романа» «Горе от ума»
  • «дома новы, но предрассудки стары» «Горе от ума»
  • «не хочу учиться, хочу жениться» «Недоросль»
  • «без наук люди живут и жили» «Недоросль»
  • «и золотой мешок и метит в генералы» «Горе от ума»
  • « в мои лета не должно сметь свое суждение иметь» «Горе от ума»
  • «служить бы рад, прислуживаться тошно» «Горе от ума»
  • «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» «Горе от ума»
  • «а злые языки страшнее пистолета» «Горе от ума»
  • «муж – мальчик, муж – слуга» «Горе от ума»
  • «а впрочем он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят безсловесных»   «Горе от ума»
  • «Молчалины блаженствуют на свете» «Горе от ума»
  • «ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна» «Горе от ума»
  •       «любви все возрасты покорны» «Евгений Онегин»
  •       «что день грядущий мне готовит» «Евгений Онегин»

VII Этап. Ребус. Прочтите зашифрованную фамилию русского писателя.

Назовите имя и отчество.

  • -о-о-о-о-
  • -р-б-е-о-
  • -у-о-с-и-

Прочтите зашифрованное название литературного произведения.

Назовите Ф.И.О.автора.

  • «-е-е-н-»
  • «П-р-с»
  • «С-е-л-н-»
  • «-л-в-//о//-о-к-//-г-р-в-»
  • «О-а//н-//д-н-//в-с-е-т-и-»
  • «-у-е-е-т-и-//и-//-е-е-б-р-а//в//-о-к-у»

Прочтите зашифрованное имя героя литературного произведения. Назовите произвеление и Ф.И.О.автора.

  • -а-к-й
  • В-р-н
  • М-т-о-а-у-к-

VIII Этап. Цветок любимому писателю. В творческую командировку отправляются 2-3 человека от группы. Напишите эссе по теме: Цветок любимому писателю, поэту. Ответьте,  с каким цветком ассоциируется автор и почему?

IX Этап. Бюро литературных находок. Какому из русских писателей, поэтов,  или кому из их литературных героев это может принадлежать?

  • «Сверчок» (кличка Пушкина)
  • Варенье из крыжовника (любимое варенье А.С.Пушкина)
  • Моченая морошка (перед смертью Пушкин Наталью Николаевну покормить его моченой морошкой)
  • Черное кольцо с изображением мертвой головы (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов носил это кольцо в знак разочарований)
  • Платок, намоченный уксусом (А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Дуня обвязала голову «заболевшему» гусару-ротмистру Минскому платком, намоченным уксусом)
  • Русские блины («…Водились русские блины

                                  У них на масленице жирной…»

          А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Дом Лариных.)

  • Шкатулка ( А.С.Пушкин. «Метель». Марья Гавриловна со шкатулкой в руках уходит из дома на тайное венчание с Владимиром)
  • Монета рубль.(Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Эраст давал рубль Лизе за букет ландышей)
  • «Духи в граненом хрустале» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В кабинете на столе предмет туалета Е.Онегина)
  • Золотой мешок. (АС.Грибоедов «Горе от ума». Сергей Сергеевич Скалозуб «золотой мешок и метит в генералы)
  • Пистолет. (Пушкин «Евгений Онегин» дуэль. «Выстрел» дуэль Сильвио и графа. Жизнь Пушкина)
  • Стакан молока. (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».Лиза подает стакан молока Эрасту)
  • Стакан минеральной воды (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времен». Водяное общество пьет воду.)

X Этап. Цветок любимому писателю. Заслушивание эссе.

 Подведение итогов.

Материалы для учителя:

  1. Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.) Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО,2010г.
  2. Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М. Просвещение. 2011г.
  3. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 2012г.
  4. Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. М. 2012г.
  5. П.И.Чайковский. «Времена года».

Список литературы для учащихся:

  1. Литература. Русская классика. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.
  2. Хрестоматия к учебнику практикуму для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.