Литературная игра "Мой Лермонтов"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Галичкина Ирина Владимировна

Литературная игра "Мой Лермонтов" используется при закреплении знаний по жизни и творчеству русского поэта. Рекомендуется для учащихся 6-8 классов. Состоит из пяти туров: "Биографический", "Тарханы", "Угадай произведение", "А душу можно ль разгадать?", "Поэтический".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_viktorina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Галичкина И.В.,

учителя русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением

отдельных предметов» ЭМР Саратовской области

Литературная игра  «Мой Лермонтов»

Для 6-8 классов

I тур. «Биографический» – Разминка – на скорость

1.Назовите точную дату рождения М.Ю. Лермонтова.

   (в ночь со 2 на 3 октября – по новому стилю – с 14 на 15 – 1814 года)

2. Где он родился?

   (Зимой 1814-1815 года родившегося в Москве Мишу Лермонтова родители привезли в   Тарханы – родовое поместье бабушки поэта по материнской линии.)

3. Назовите имена родителей Лермонтова.

    (Мария Михайловна и Юрий Петрович)

4. Как звали бабушку? К какому известному роду она принадлежала?

    ( Елизавета Алексеевна Арсеньева из богатого рода Столыпиных)

5. С какого возраста Миша стал проживать в Тарханах и приступил к домашнему обучению?

   (с 5 лет, на 6 году бабушка организовала для внука обучение на дому)

6. Сколько лет длилось домашнее обучение?

    (5  лет – осенью 1825 г. Лермонтов был увезён в Москву для  определения в …)

7. В какое учебное заведение определили Лермонтова?

    (кадетский корпус)

8. Когда и почему умерла мама Лермонтова?

     (Слабая здоровьем, она умерла от чахотки в 1817 году в  возрасте 21 года)

9. Почему после смерти Марии Михайловны Юрий Петрович, отец Лермонтова, оставил сына у бабушки и покинул Тарханы?

     (Гордая столыпинской роднёй и своим богатством Елизавета Алексеевна Арсеньева не любила небогатого нечиновного вспыльчивого зятя, не доверяла ему. После смерти дочери между тёщей и зятем началась тяжёлая распря)

10. А почему в детстве Лермонтов часто бывал на Кавказе? И где именно?

    ( Он был болезненным ребёнком, и бабушка возила его в Пятигорск на воды для лечения. Именно там он впервые в десятилетнем возрасте влюбился в белокурую девочку и посвятил ей стихи)

11. Назовите точное место гибели поэта.

    (У подножия горы Машук в Пятигорске. Сейчас на этом месте расположен памятник Лермонтову)

12. Кто убил на дуэли М.Ю.Лермонтова?

    ( Офицер Николай Мартынов, товарищ по юнкерской школе)

II тур.  «Тарханы» - вопросы задаются по очереди каждой команде

Потерявший рано мать, разлучённый с отцом, мальчик жил и учился в тесном общении со сверстниками-братьями. В большом тарханском доме создавалась видимость семьи и подобие школы.

1. При обучении проходился обычный курс наук, много внимания уделялось языкам. Каким?  

     (французский, немецкий, греческий)

2. Какие ещё языки знал Лермонтов и почему? Какой изучал самостоятельно?

     (южные языки, потому что много жил на Кавказе.  Английский)

3. Какими художественными способностями обладал юный поэт?

     (рисовал акварелью, лепил. Из крашеного воска делал целые картины, из снега – огромные фигуры)

4. Кто обучался вместе с Мишей в Арсеньевском доме?

    (Когда Мише шёл 6 год, вместе с ним начали учиться его двоюродный брат Пожогин-Отрашкевич, два брата Юрьевых, Николай и Пётр Максютовы)

5. На старом раскидистом вязе, которого уже давно нет в Тарханах, маленькому Мише устраивали развлечение. Какое?

    (качели)

6. Какое дерево посадил юный Лермонтов в Тарханах и сохранилось ли оно сегодня?

   (дуб в 1985 году был разбит молнией, огромный ствол как музейный экспонат охраняется государством)

7. Какую из старинных крестьянских потех видел мальчик в Тарханах? И, верно, о ней он вспоминал, когда писал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова?

  ( Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на Москву-реку, на кулачный бой, разгуляться для праздника, потешиться)

 8. Первоначально барский дом Арсеньевых располагался в другом месте. Когда и почему он был разобран и что построено на его месте?

   (1817 г. – после смерти дочери, матери Мишеньки, Елизавета Алексеевна построила на месте барского дома храм – церковь Марии Египетской)

9. Какой ещё храм бабушка Лермонтова построила в Тарханах и когда?

   (1840 г. – храм Архистратига Михаила)

10. Где место захоронения М.Ю.Лермонтова? Кто похоронен рядом с ним?

   (семейный склеп располагается рядом с храмом Арх.Михаила, в склепе – дедушка, мама, бабушка, рядом со склепом могила отца)

11. Какова история названия села Тарханы?

   (Это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским. Но так как его жители занимались не только земледелием, но и скупкой и продажей шкурок домашних животных, а скупщиков называли тарханами, то и село в начале 19-го века получило название Тарханы)

Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением. 

И вижу я себя ребенком, и кругом 
Родные все места: высокий барский дом 
И сад с разрушенной теплицей; 

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, 
А за прудом село дымится…

III тур. «Угадай произведение Лермонтова» – капитаны вытягивают бочонки с номерами вопросов, звучит строчка из лермонтовского стихотворения.

Список произведений:

  1. «Бородино»
  2. «Тучи»
  3. «Три пальмы»
  4. «Листок»
  5. «Утес»

Фразы из произведений:

1) «Степью лазурною, цепью жемчужною» (2)

2) «Роскошные листья и звучный ручей» (3)

3) «И только небо засветилось» (1)

4) «Утром в путь она умчалась рано» (5)

5) «С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» (4)

6) «От знойных лучей и сыпучих песков» (3)

7) «Или друзей клевета ядовитая?» (2)

8) «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий» (1)

9) «Но только что сумрак на землю упал» (3)

10) «Но остался влажный след в морщине» (5)

11) «Засох я без тени, увял я без сна и покоя» (4)

12) «Вечно холодные, вечно свободные» (2)

13) «Вот смерклось. Были все готовы» (2)

14) «И корни мои умывает холодное море» (4)

15) «И тихонько плачет он в пустыне» (5)

IVтур. «А душу можно ль разгадать?..» – вопрос зачитывается всем командам, затем на обсуждение дается 1 минута.

Троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, который был моложе Лермонтова на 5 лет и приехал в Тарханы осенью 1825 года, прожил в тесном общении с братом по последний, 1841 год. Он вспоминал десятилетнего Лермонтова: в зелёной курточке, темноволосого, с белокурым клоком надо лбом, с … блестящими глазами

1. Какого цвета были глаза у Лермонтова, и почему они так хорошо запомнились всем мемуаристам?

    ( глубокие, умные, пронзительные чёрные глаза приводили в смущение того, на кого он смотрел… южные, пламенные… большие, неподвижно-тёмные… задумчивые)

2. Сохранились рассказы о том, как ребёнок Лермонтов хватал в руки палку и подчас нож, когда по жуткому крепостному порядку вели кого-либо на конюшню сечь розгами. Как это характеризует мальчика?

     (неравнодушие к чужому страданию, обострённое чувство справедливости)

3. В одном раннем лермонтовском стихотворении 1830 года есть строки:

      Любил с начала жизни я угрюмое уединенье,

      Где укрывался весь в себя, бояся, грусть не утая,

      Будить людское сожаленье…

Какие черты характера ребёнка раскрывают эти строки?

     (замкнутость, грусть, одиночество)

4. А каким вы видите Лермонтова после прочтения следующих строк:

      «Когда я ещё мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг неё…» Или

      Любил я с колокольни иль с горы, когда земля молчит и небо чисто,

      Теряться взором в их цепи огнистой, - и мнится, что меж ними и землёй

      Есть путь, давно измеренный душой…

   ( мечтатель-романтик, постигающий красоту родной природы, её таинственный смысл)

В Тарханах будущий поэт научился думать.

   Он не имел ни брата, ни сестры,

   И тайных мук его никто не ведал.

   До времени отвыкнув от игры,

   Он жадному сомненью сердце предал,

   И, презрев детства милые дары,

   Он начал думать, строить мир воздушный,

   И в нём терялся мыслию послушной…

V тур. «Поэтический» 

  1. командам раздаются четверостишия лермонтовских стихотворений без последнего слова в каждой строке, необходимо досочинить последнее слово каждой строфы.
  2. Капитанам команд – «Буриме» – даны 4 последние слова 4-х строк, сочинить стихотворение.

Закончите строки:

Как солнце зимнее…. (прекрасно),

Когда бродя меж серых …. (туч),

На белые снега … (напрасно)

Оно кидает слабый … (луч).  

 1832г. «Солнце»

Из-за дальних лесов, из-за синих … (гор),

По тесовым кровелькам … (играючи),

Тучки серые … (разгоняючи),

Заря алая … (подымается).

Буриме:

1-й участник: год от году-простор-погоду-разговор,

 2-й участник: дорога-листы-немного-ты,

3-й участник: голова-трава-горят-дрожат,

4-й участник: постой-рукой-сильна-моя.

Выхожу один я на ….. дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь …… блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет …. богу,
И звезда с звездою ….. говорит.

В небесах торжественно и …. чудно!
Спит земля в сияньи ….. голубом…
Что же мне так больно и так ….. трудно?
Жду ль чего? жалею ли …… о чём?

Как солнце зимнее     ….     ,

Когда бродя меж серых  ….  ,

На белые снега   …

Оно кидает слабый   …  .  

Из-за дальних лесов, из-за синих … ,

Потесовым кровелькам …  ,

Тучки серые … ,

Заря алая … .

……………………………………..       год от году  ………………………………………….       простор

…………………………………………..      погоду

………………………………………..         разговор,

 

…………………………………………….     дорога

….………………………………………      листы

……………………………………….         немного

      ………………………………………        ты

 ………………………………………….      голова

…………………………………………       трава

   …………………………………………        горят

…………………………………………       дрожат

………………………………………...        постой

 ………………………………………...       рукой

  ……………………………………….       сильна

……………………………………………       моя.

Выхожу один я на ……

Сквозь туман тернистый путь …

Ночь тиха. Пустыня внемлет …..

И звезда с звездою …..

В небесах торжественно и …..

Спит земля в сиянье …..

Что же мне так больно и так …..

Жду ль чего? Жалею ли …..?

Выхожу один я на ……

Сквозь туман тернистый путь …

Ночь тиха. Пустыня внемлет …..

И звезда с звездою …..

В небесах торжественно и …..

Спит земля в сиянье …..

Что же мне так больно и так …..

Жду ль чего? Жалею ли …..?

1)  «Степью лазурною, цепью жемчужною»

2)  «Роскошные листья и звучный ручей»

3)  «И только небо засветилось»

4)  «Утром в путь она умчалась рано»

5)  «С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская»

6)  «От знойных лучей и сыпучих песков»

7)  «Или друзей клевета ядовитая?»

8)  «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий»

9)  «Но только что сумрак на землю упал»

10)  «Но остался влажный след в морщине»

11)  «Засох я без тени, увял я без сна и покоя»

12)  «Вечно холодные, вечно свободные»

13)  «Вот смерклось. Были все готовы»

14)  «И корни мои умывает холодное море»

15)  «И тихонько плачет он в пустыне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена»

В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежат М.Ю. Лермонтов, чьё 195- летие, мы отмечали 14 октября...

Урок-литературный суд М.Ю.Лермонтов "Маскарад"

Урок-литературный суд по проблемам и образам драмы М.Ю.Лермонтова "Маскарад"  (Что истинно? Что ложно? Насколько преступен Арбенин? Арбенин - жертва возмездия или орудие зла?)...

Сценарий литературной композиции. М.Ю. Лермонтов "Мой гений веки пролетит".

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературная игра Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Литературная игра для учащихся 7 класса. Состоит из 3 этапов:1 этап:  Презентация о М.Ю Лермонтове; 2 этап:   Защита иллюстраций к «Песне…»; 3 этап:   Литератур...

Литературно - музыкальная композиция "Михаил Юрьевич Лермонтов"

Литературно - музыкальная композиция "Михаил Юрьевич Лермонтов"....

Литературная игра "Мой Лермонтов"

Литературная игра "Мой Лермонтов" состоит из 5 туров: 1-Биографический, 2-Тарханы,3- Угадай произведение, 4-А душу можно ль разгадать, 5-Поэтический - и позволяет проверить разносторонние знания учащи...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...