Технологическая карта урока "А.С. Пушкин в авторской песне"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы в 9 классе "А.С. Пушкин в авторской песне", на котором присходит осмысление роли А.С. Пушкина в дальнейшем развитии русской литературы и культуры. На уроке звучат и анализируются песни А. Городницкого, Б. Окуджавы, В. Качана и других авторов, посвященные великому поэту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_asp_i_avtorskaya_pesnya.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: А.С. Пушкин в авторской песне

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Цели урока

осмысление творческого наследия и личности А.С. Пушкина в авторской песне.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • Познакомить и учащихся с песнями Б. Окуджава, А. Городницкого, Л. Филатова и В. Качана, авторов начала XXI века, посвящёнными А.С. Пушкину его творчеству и эпохе.
  • Определить тематику текстов песен, их соотнесённость со временем написания.
  • Определить, как проявляется и меняется отношение к личности и творчеству А.С. Пушкина в текстах песен с 1960 по 2000-е годы .

Развивающие: 

Расширить представление учащихся о роли поэзии и авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.

Развивать аналитические навыки путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях.

Воспитательные:

Формировать «чувства добрые» и нравственные представления о дружбе, братстве, верности, чести, отраженные в творчестве А.С, Пушкина и в авторской песне.

Планируемые результаты

Предметные

Расширить восприятие авторской песни как духовно – нравственного камертона.

Личностные

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы поэзии и музыки.

Метапредметные

Коммуникативные

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на проблему; излагать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать коммуникативные умения и навыки

Регулятивные

Ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Познавательные

Формировать интерес к музыкальному искусству и представление о роли музыки в жизни человека.

Отрабатывать сбор, обработку, анализ, передачу и интерпретацию информации. умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),

Межпредметные связи

Музыка, история, литература.

Ресурсы урока

экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, фотографии

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК

УМК Г.С. Меркина

Меркин Б.Г., Меркин Г.С. Литература. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2./ Г.С. Меркин.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап

Вход в класс.

Приветствие

Приветствие

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Формирование самоорганизации, способности регулировать свои действия

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Организует опрос

Отвечают на вопросы, работают в группах «Современники» «Середина XIX- начало ХХ века», вторая половина ХХ века

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? 

Звучит стихотворение Б. Окуджавы «Берегите нас, поэтов, берегите нас…»

Трудно найти в литературе автора, чьё творчество так широко отразилось в музыке, как творчество А.С. Пушкина. Слово поэта по-особому открывается в сочинениях композиторов, обращавшихся к его произведениям. Около 500 сочинений А.С. Пушкина легли в основу более 3000 музыкальных произведений: опер, балетов, ораторий, кантат, симфонических и камерно-инструментальных произведений, романсов, музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопостановкам. У многих пушкинских сюжетов насчитывается от 5 до 40 авторов музыки.

- Опираясь на знания по музыкальной литературе, определите, как менялось отношение к поэту и его творениям в течение XIX--ХХ веков и как это нашло отражение в музыке? Заполните таблицу (Приложение)

Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству

Применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала

2

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи занятия

Демонстрация презентации

Принимают участие в беседе, формулируют задачи

Ставят цель: познакомиться с авторскими песнями Б. Окуджавы, А. Городницкого, посвящёнными А.С. Пушкину  

Проблемный вопрос:

- Каким представляется А.С. Пушкин современной молодёжи, не воспринимающей «хрестоматийный глянец» преподнесения программного школьного материала, и стремящейся по-своему взглянуть на его судьбу и творчество.

Умение определять тему и задачи конкретного урока.

Поиск и выделение необходимой информации

3

Актуализация знаний

Общее понятие авторской песни

Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации.

Знакомятся с сообщением о Б. Окуджаве.

 «Пушкина я по – настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом».

Б. Окуджава

Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству

Формирование мотивации к музыкальному творчеству;

Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия

4

Первичное усвоение новых знаний

Пушкин в песнях Б. Окуджавы

Организует прослушивание, беседу.

Работают с текстами Б. Окуджавы. Слушают песню «Былое нельзя воротить…»
Заполняют таблицы

Высказывают мнения

Отвечают на вопросы учителя

Задания и вопросы:

- Определите тему и проблему стихотворения (песни) «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем».

- Как создаётся поэтический образ пушкинской эпохи? Что это даёт для понимания отношения автора к Пушкину, его эпохе и современности?

- Как можно прокомментировать последнюю строфу (куплет) текста (песни)?

Формирование представления о роли музыки в жизни человека

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью;

Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия;

участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Организует прослушивание, беседу.

Слушают песню «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину».

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают мнение

- Как обычная уличная сценка приобретает обобщенный символический подтекст? Какой?

- С какой целью поэт использует антитезу? Что он противопоставляет?

- - Почему во второй строфе появляются слова «все», а затем и «мы»: «Мы будем счастливы…», и счастливы «благодаренье снимку»? Что даёт для понимания роли Пушкина в жизни читателей эта замена?

Организует прослушивание, беседу.

Слушают чтение Б. Окуджавой стихотворения «Счастливчик Пушкин»

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают мнение

- Какие события жизни А.С. Пушкина отражены в этом стихотворении?

- Чьё отношение к Пушкину передается в строках:

1)У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто…?

2) Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!

3) Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.

Что это даёт для понимания масштаба А.С. Пушкина – личности и поэта?

- Как в стихотворении Б. Окуджавы звучит тема гибели как расплаты поэта за свой дар? 

- Почему это стихотворение исполнялось без музыкального сопровождения?

Организует слушание

Слушание

Восприятие и анализ песен

«Дуэль», «Мне будет сниться странный сон…»

Сообщения учеников

Заполняют листы самооценки

Сообщение «Пушкин Александра Городницкого».

Анализ текстов Дуэль», «Мне будет сниться странный сон…», «Дом Пушкина».

Выводы:

Размышления о Пушкине, его личной судьбе нередко приобретают обобщенно-символический смысл («Не женитесь, поэты...», «Поэты — изгои природы...», «Дом Пушкина» и др.).

В «мини-сюжетах» частной жизни поэта бытовое сопрягается с бытийным, а сам Пушкин предстает как надэпохальная, часто трагедийная фигура, отразившая в своей судьбе извилистый путь отечественной культуры XIX--ХХ веков.

В текстах создаётся эффект присутствия Пушкина в ХХ веке.

Важную роль играет хронотоп пушкинских мест (Тригорское, Михайловское) России как основа «текста» русской культуры.

Формирование интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений

Умение применять методы наблюдения, моделирования, систематизации учебного материала.

Умение пользоваться различными способами поиска (сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия

Сообщения учеников

Слушание

Восприятие и анализ песен «Пушкин», «Дуэль», «Над пушкинской строкой».

Сообщение «Дорога к Пушкину» В. Гоцуленко и В. Быстряква и Н. Караченцова: «… песни, как перегоны между почтовыми станциями, приближают нас к «первой любви России».

Сквозная тема дороги раздумий о Пушкине – своеобразный символ перипетий в судьбе поэта.

Анализ текстов «Пушкин», «Дуэль», «Над пушкинской строкой».

Отличие от бардовской песни в музыке (стык лирической песни и классического романса), но личностное восприятие образа Пушкина, то, что сближает с текстами Б. Окуджавы, А. Городницкого, в которых проповедуются высокие идеалы: «Надежда и Любовь, Достоинство и Честь».

Формирование интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений

Умение применять методы наблюдения, моделирования, систематизации учебного материала.

Организует слушание

Сообщения учеников

Слушание

Восприятие и анализ песен

Сопоставление описания и восприятия дуэли авторами и исполнителями песен.

Заполняют листы самооценки

Сообщение «Пушкин в ХХI веке».

«О поэтах» А. Градский.

"Пушкин на балу" Ю. Насыбуллин.

«Чёрная речка» - кабарэ-бенд «Серебряная свадьба».

«Пушкинский рэп».

Умение пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6

Проверка понимания

Организует опрос.

Отвечают на вопросы

Как вы думаете, почему образ А.С. Пушкина привлекает поэтов и музыкантов? Чем он близок представителям разных поколений?

Примерные ответы: 

Новые поколения читателей приходят к творчеству А.С. Пушкина, и каждый открывает в нём то, что необходимо ему, пробуждает через его поэзию «чувства добрые», возвращает в современный мир достоинство, честь, благородство. Старшему поколению ближе Пушкин Окуджавы и Городницкого, связанный с романтическими идеалами их молодости. Через образ А.С. Пушкина Б. Окуджава и А. Городницкий стремились показать пушкинский век, опоэтизировать его. Девятнадцатый век для них — эталон поэтического и жизненного поведения. А.С. Пушкин — зеркало любимого поэтами сословия, его душа и сердце. Пушкин в их изображении разный, но он — тот идеал совершенства, к которому стоит стремиться.

- Какие нравственные ценности в песнях, посвящённых А.С. Пушкину, проповедуют поэты (барды) разных эпох? В чём их значимость для современной молодёжи?

-  Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, достоинство, честь, благородство, учат уважать друг друга, доверять, помогают сделать нравственный выбор, делают нас чище.

Умение слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей

Умение применять методы систематизации учебного материала;

Участие в коллективном обсуждении, умение принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

7

Рефлексия, подведение итогов занятия

Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.

Прослушивание последнего куплета песни Б. Окуджавы «На фоне Пушкина…»

Анализ своей деятельности.

Мы будем счастливы (благодаренье снимку).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина И птичка вылетает.

Ежегодно в день рождения А.С. Пушкина проходят фестивали бардовской песни, в которых принимают участие десятки поэтов-исполнителей из разных регионов нашей страны и зарубежья. Слушатели поют вместе с исполнителями, и «украдкою … плачут над пушкинской строкой, над пушкинской строкой…» В этом проявляется их единый дух, сопричастность с творчеством А.С. Пушкина.

Формирование интереса к музыкальному искусству

Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся, критичности



Приложение

Восприятие А.С. Пушкина

Влияние на музыкальное искусство

Современники

А.С. Пушкин – поэт, гений; неоцененный прозаик и драматург; друг, знакомый, муж Н. Гончаровой

Романс «Чёрная шаль» Верстовского,

«Зимний вечер» М. Яковлева,

балет «Черная шаль, или наказанная неверность».

Балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» - сочинение А.П. Глушковского на музыку Ф. Шольца.

«волшебная комедия в стихах» «Финн» А.А. Шаховского по мотивам «Руслана и Людмилы».

«Цыганы» с 1832 года.

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» 1823

Спектакль «Керим-Гирей» по «Бахчисарайскому фонтану» с1831 года.

«Моцарт и Сальери» с 1832 года.

«Крестницы или Полюбовная сделка» А. А. Шаховского как «Эпилог» к «Пиковой даме», 1836

«Невеста наяву и во сне, или Барышня-крестьянка», «оригинальная шутка-водевиль в одном действии с хором и танцами». Автор неизвестен. 1837.

Середина XIX века

Романсы М. Глинка. Романс "Я помню чудное мгновенье".

Волшебная сказка в 4 действиях «Руслан и Людмила» М.И. Глинки 1840

Опера Даргомыжского «Русалка» «Каменный гость» (1847), «Скупой рыцарь» (1853),

«Торжество Вакха»,

 Н.А.Римский – Корсаков опера «Сказки о царе Салтане». 1899, «Золотой петушок», 1909

П.И. Чайковский оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»

Начало ХХ века

Ц. Кюи «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Капитанская дочка».

В. Кикта «Дубровский».

А. Николаев «Граф Нулин», «Пир во время чумы»

Балеты: Глиэр «Медный всадник»,

Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Кавказский пленник», музыкально-хореографический этюд «Каменный гость».

А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне  семи богатырях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!"...

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!" Шустова О.Ю....

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Война в одной песне"

Мероприятие предназначено для обучающихся 8 классов. Цель- развитие хорового навыка и паториотическое воспитание подростков....

Карта творческих достижений обучающихся ансамбля авторской песни "Рондо" за 2021 - 2022 у.г.

Материал содержит количество мероприятий  и уровень выступлений юных музыкантов в течение учебного года. По карте можно проследить результат каждого выступления и состав выступающих детей....

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Карта творческих достижений обучающихся ансамбля авторской песни "Рондо" за 2022-2023 у.г.

Материал содержит информацию о выступлениях детей  ансамбля авторской песни "Рондо", уровнях концертов и конкурсов, результатах. Так же зафиксирован исполняемый репертуар и фамилии выст...