Технологическая карта урока "А.С. Пушкин в авторской песне"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок литературы в 9 классе "А.С. Пушкин в авторской песне", на котором присходит осмысление роли А.С. Пушкина в дальнейшем развитии русской литературы и культуры. На уроке звучат и анализируются песни А. Городницкого, Б. Окуджавы, В. Качана и других авторов, посвященные великому поэту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: А.С. Пушкин в авторской песне | Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний | ||||||||||
Цели урока | осмысление творческого наследия и личности А.С. Пушкина в авторской песне. | ||||||||||
Задачи урока: | Образовательные:
| ||||||||||
Развивающие: Расширить представление учащихся о роли поэзии и авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем. Развивать аналитические навыки путём осмысления музыкальной и литературной речи в авторских песнях. | |||||||||||
Воспитательные: Формировать «чувства добрые» и нравственные представления о дружбе, братстве, верности, чести, отраженные в творчестве А.С, Пушкина и в авторской песне. | |||||||||||
Планируемые результаты | Предметные | Расширить восприятие авторской песни как духовно – нравственного камертона. | |||||||||
Личностные | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы поэзии и музыки. | ||||||||||
Метапредметные | Коммуникативные | Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на проблему; излагать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать коммуникативные умения и навыки | |||||||||
Регулятивные | Ставить учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; | ||||||||||
Познавательные | Формировать интерес к музыкальному искусству и представление о роли музыки в жизни человека. Отрабатывать сбор, обработку, анализ, передачу и интерпретацию информации. умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), | ||||||||||
Межпредметные связи | Музыка, история, литература. | ||||||||||
Ресурсы урока | экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, фотографии | ||||||||||
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||||||||||
УМК | УМК Г.С. Меркина Меркин Б.Г., Меркин Г.С. Литература. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2./ Г.С. Меркин.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г. | ||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||||||||
1 | Организационный этап | Вход в класс. Приветствие | Приветствие Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | Формирование самоорганизации, способности регулировать свои действия | ||||||
2 | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | Организует опрос | Отвечают на вопросы, работают в группах «Современники» «Середина XIX- начало ХХ века», вторая половина ХХ века | – Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? Звучит стихотворение Б. Окуджавы «Берегите нас, поэтов, берегите нас…» Трудно найти в литературе автора, чьё творчество так широко отразилось в музыке, как творчество А.С. Пушкина. Слово поэта по-особому открывается в сочинениях композиторов, обращавшихся к его произведениям. Около 500 сочинений А.С. Пушкина легли в основу более 3000 музыкальных произведений: опер, балетов, ораторий, кантат, симфонических и камерно-инструментальных произведений, романсов, музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопостановкам. У многих пушкинских сюжетов насчитывается от 5 до 40 авторов музыки. - Опираясь на знания по музыкальной литературе, определите, как менялось отношение к поэту и его творениям в течение XIX--ХХ веков и как это нашло отражение в музыке? Заполните таблицу (Приложение) | Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству | Применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала | |||||
2 | Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи занятия Демонстрация презентации | Принимают участие в беседе, формулируют задачи Ставят цель: познакомиться с авторскими песнями Б. Окуджавы, А. Городницкого, посвящёнными А.С. Пушкину | Проблемный вопрос: - Каким представляется А.С. Пушкин современной молодёжи, не воспринимающей «хрестоматийный глянец» преподнесения программного школьного материала, и стремящейся по-своему взглянуть на его судьбу и творчество. | Умение определять тему и задачи конкретного урока. | Поиск и выделение необходимой информации | |||||
3 | Актуализация знаний Общее понятие авторской песни | Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации. | Знакомятся с сообщением о Б. Окуджаве. | «Пушкина я по – настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом». Б. Окуджава | Формирование художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству | Формирование мотивации к музыкальному творчеству; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия | |||||
4 | Первичное усвоение новых знаний Пушкин в песнях Б. Окуджавы | Организует прослушивание, беседу. | Работают с текстами Б. Окуджавы. Слушают песню «Былое нельзя воротить…» Высказывают мнения Отвечают на вопросы учителя | Задания и вопросы: - Определите тему и проблему стихотворения (песни) «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем». - Как создаётся поэтический образ пушкинской эпохи? Что это даёт для понимания отношения автора к Пушкину, его эпохе и современности? - Как можно прокомментировать последнюю строфу (куплет) текста (песни)? | Формирование представления о роли музыки в жизни человека | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | |||||
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Организует прослушивание, беседу. | Слушают песню «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Отвечают на вопросы учителя. Высказывают мнение | - Как обычная уличная сценка приобретает обобщенный символический подтекст? Какой? - С какой целью поэт использует антитезу? Что он противопоставляет? - - Почему во второй строфе появляются слова «все», а затем и «мы»: «Мы будем счастливы…», и счастливы «благодаренье снимку»? Что даёт для понимания роли Пушкина в жизни читателей эта замена? | |||||||
Организует прослушивание, беседу. | Слушают чтение Б. Окуджавой стихотворения «Счастливчик Пушкин» Отвечают на вопросы учителя. Высказывают мнение | - Какие события жизни А.С. Пушкина отражены в этом стихотворении? - Чьё отношение к Пушкину передается в строках: 1)У него ремесло первый сорт 2) Очень вежливы и тихи, 3) Он умел бумагу марать Что это даёт для понимания масштаба А.С. Пушкина – личности и поэта? - Как в стихотворении Б. Окуджавы звучит тема гибели как расплаты поэта за свой дар? - Почему это стихотворение исполнялось без музыкального сопровождения? | |||||||||
Организует слушание | Слушание Восприятие и анализ песен «Дуэль», «Мне будет сниться странный сон…» Сообщения учеников Заполняют листы самооценки | Сообщение «Пушкин Александра Городницкого». Анализ текстов Дуэль», «Мне будет сниться странный сон…», «Дом Пушкина». Выводы: Размышления о Пушкине, его личной судьбе нередко приобретают обобщенно-символический смысл («Не женитесь, поэты...», «Поэты — изгои природы...», «Дом Пушкина» и др.). В «мини-сюжетах» частной жизни поэта бытовое сопрягается с бытийным, а сам Пушкин предстает как надэпохальная, часто трагедийная фигура, отразившая в своей судьбе извилистый путь отечественной культуры XIX--ХХ веков. В текстах создаётся эффект присутствия Пушкина в ХХ веке. Важную роль играет хронотоп пушкинских мест (Тригорское, Михайловское) России как основа «текста» русской культуры. | Формирование интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений | Умение применять методы наблюдения, моделирования, систематизации учебного материала. Умение пользоваться различными способами поиска (сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия | |||||||
Сообщения учеников Слушание Восприятие и анализ песен «Пушкин», «Дуэль», «Над пушкинской строкой». | Сообщение «Дорога к Пушкину» В. Гоцуленко и В. Быстряква и Н. Караченцова: «… песни, как перегоны между почтовыми станциями, приближают нас к «первой любви России». Сквозная тема дороги раздумий о Пушкине – своеобразный символ перипетий в судьбе поэта. Анализ текстов «Пушкин», «Дуэль», «Над пушкинской строкой». Отличие от бардовской песни в музыке (стык лирической песни и классического романса), но личностное восприятие образа Пушкина, то, что сближает с текстами Б. Окуджавы, А. Городницкого, в которых проповедуются высокие идеалы: «Надежда и Любовь, Достоинство и Честь». | Формирование интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; использование ИКТ при подготовке и представлении сообщений | Умение применять методы наблюдения, моделирования, систематизации учебного материала. | ||||||||
Организует слушание | Сообщения учеников Слушание Восприятие и анализ песен Сопоставление описания и восприятия дуэли авторами и исполнителями песен. Заполняют листы самооценки | Сообщение «Пушкин в ХХI веке». «О поэтах» А. Градский. "Пушкин на балу" Ю. Насыбуллин. «Чёрная речка» - кабарэ-бенд «Серебряная свадьба». «Пушкинский рэп». | Умение пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | ||||||||
6 | Проверка понимания | Организует опрос. | Отвечают на вопросы | – Как вы думаете, почему образ А.С. Пушкина привлекает поэтов и музыкантов? Чем он близок представителям разных поколений? Примерные ответы: Новые поколения читателей приходят к творчеству А.С. Пушкина, и каждый открывает в нём то, что необходимо ему, пробуждает через его поэзию «чувства добрые», возвращает в современный мир достоинство, честь, благородство. Старшему поколению ближе Пушкин Окуджавы и Городницкого, связанный с романтическими идеалами их молодости. Через образ А.С. Пушкина Б. Окуджава и А. Городницкий стремились показать пушкинский век, опоэтизировать его. Девятнадцатый век для них — эталон поэтического и жизненного поведения. А.С. Пушкин — зеркало любимого поэтами сословия, его душа и сердце. Пушкин в их изображении разный, но он — тот идеал совершенства, к которому стоит стремиться. - Какие нравственные ценности в песнях, посвящённых А.С. Пушкину, проповедуют поэты (барды) разных эпох? В чём их значимость для современной молодёжи? - Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, достоинство, честь, благородство, учат уважать друг друга, доверять, помогают сделать нравственный выбор, делают нас чище. | Умение слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей | Умение применять методы систематизации учебного материала; Участие в коллективном обсуждении, умение принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | |||||
7 | Рефлексия, подведение итогов занятия | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Прослушивание последнего куплета песни Б. Окуджавы «На фоне Пушкина…» Анализ своей деятельности. | Мы будем счастливы (благодаренье снимку). Ежегодно в день рождения А.С. Пушкина проходят фестивали бардовской песни, в которых принимают участие десятки поэтов-исполнителей из разных регионов нашей страны и зарубежья. Слушатели поют вместе с исполнителями, и «украдкою … плачут над пушкинской строкой, над пушкинской строкой…» В этом проявляется их единый дух, сопричастность с творчеством А.С. Пушкина. | Формирование интереса к музыкальному искусству | Умение контролировать и оценивать собственные учебные действия; Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся, критичности |
Приложение
Восприятие А.С. Пушкина | Влияние на музыкальное искусство | |
Современники | А.С. Пушкин – поэт, гений; неоцененный прозаик и драматург; друг, знакомый, муж Н. Гончаровой | Романс «Чёрная шаль» Верстовского, «Зимний вечер» М. Яковлева, балет «Черная шаль, или наказанная неверность». Балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» - сочинение А.П. Глушковского на музыку Ф. Шольца. «волшебная комедия в стихах» «Финн» А.А. Шаховского по мотивам «Руслана и Людмилы». «Цыганы» с 1832 года. Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» 1823 Спектакль «Керим-Гирей» по «Бахчисарайскому фонтану» с1831 года. «Моцарт и Сальери» с 1832 года. «Крестницы или Полюбовная сделка» А. А. Шаховского как «Эпилог» к «Пиковой даме», 1836 «Невеста наяву и во сне, или Барышня-крестьянка», «оригинальная шутка-водевиль в одном действии с хором и танцами». Автор неизвестен. 1837. |
Середина XIX века | Романсы М. Глинка. Романс "Я помню чудное мгновенье". Волшебная сказка в 4 действиях «Руслан и Людмила» М.И. Глинки 1840 Опера Даргомыжского «Русалка» «Каменный гость» (1847), «Скупой рыцарь» (1853), «Торжество Вакха», Н.А.Римский – Корсаков опера «Сказки о царе Салтане». 1899, «Золотой петушок», 1909 П.И. Чайковский оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» | |
Начало ХХ века | Ц. Кюи «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Капитанская дочка». В. Кикта «Дубровский». А. Николаев «Граф Нулин», «Пир во время чумы» Балеты: Глиэр «Медный всадник», Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Кавказский пленник», музыкально-хореографический этюд «Каменный гость». А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне семи богатырях» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750772-1454773936.jpg)
Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".
Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750772-1454773936.jpg)
Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".
Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!" Шустова О.Ю....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846294-1478579440.jpg)
Технологическая карта внеурочного мероприятия "Война в одной песне"
Мероприятие предназначено для обучающихся 8 классов. Цель- развитие хорового навыка и паториотическое воспитание подростков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-307616-1381088135.jpg)
Карта творческих достижений обучающихся ансамбля авторской песни "Рондо" за 2021 - 2022 у.г.
Материал содержит количество мероприятий и уровень выступлений юных музыкантов в течение учебного года. По карте можно проследить результат каждого выступления и состав выступающих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-1467167-1682496120.jpg)
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-1467167-1682496120.jpg)
Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)
Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-307616-1381088135.jpg)
Карта творческих достижений обучающихся ансамбля авторской песни "Рондо" за 2022-2023 у.г.
Материал содержит информацию о выступлениях детей ансамбля авторской песни "Рондо", уровнях концертов и конкурсов, результатах. Так же зафиксирован исполняемый репертуар и фамилии выст...