Краеведческий музей - это здорово!
статья по литературе

Данная статья "Краеведческий музей - это здорово!" имеет большое значение в преподавании школьных предметов русский язык, литература, внеурочного курса "Русская словесность" в том отношении, что выходит и на услуги регионального компонента, и на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.  Классно-урочная система предполагает использование статей, басен, очерков Н.И.Лаврова  в таких лингвистических областях по русскому языку, как: "Лексика" (фразеологизмы, диалектизмы, разговорная речь, тропы...), "Морфология" ( по всем самостоятельным и служебным частям речи), "Синтаксис" (простое предложение, простое осложненное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение, сложное бессоюзное...), "Фонетика" (фонетический разбор, взятый из культурного наследия Н.И.Лаврова), "Морфемика" (разбор слова по составу). Хорошим подспорьем является материал сборника Н.И.Лаврова и при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в плане выявления проблемы произведений, нахождения комментариев к выявленной проблеме, выражения собственного мнения к позиции автора по отношению заявленной им проблемам. 

Краеведческий музей во внеурочной деятельности формирует у школьников патриотическое чувство, чувство "языка", стимулирует их к исследовательской деятельности по сбору материала земляка, бывшего ученика этой школы, ставшего впоследствии кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры русского языка Новгородского государственного педагогического института. Стихотворения Н.И. Лаврова влияют на развитие личностных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_muzey.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий музей - это здорово!

«...нет любви к Отечеству без любви к родному слову»

К сожалению, приходится констатировать тот факт‚ что современная «рыночная» действительность далеко не всегда позитивно влияет на формирование подрастающего поколения‚ которое‚ находясь на заре своей взрослой жизни‚ задумывается над тем, «сделать жизнь с кого бы».

«Внедренные» в сознание молодежи с экранов телевизоров образы Рэмбо и Терминатора несколько затмевают отечественных героических‚ проверенных временем, Павку Корчагина, Олега Кошевого...

С горечью приходится наблюдать, что у старшеклассников несколько утрачивается и образ Родины, привычно связанный для старшего поколения с « детским» Пушкиным и Аксаковым, сказочным теремом царевны‚ операми Римского-Корсакова...

Ценности самобытности Руси смещаются в приоритеты искусственно созданной, американо-подобной, гиперсвободной Родины …

Вернуть школьникам целостное представление о культуре «малой» Родины; своей, неповторимой‚ с се бескрайними полями и глубинной синевой, щемящей тоской и безудержной радостью‚ перед которой ничто не может устоять…

«Малую»‚ любимую — с ее народными традициями и церковными праздниками, вербными базарами и масленичными блинами да катанием на санях; игрушками, сластями и подарками к Пасхе.

С ее бесценным кладом — простым‚ русским народом, тружеником, имеющим и золотые руки, и золотое сердце; чистые помыслы и широкую душу, раскрывающуюся в непревзойденных по житейской мудрости и прозорливости оборотах речи‚ фразеологизмах‚ пословицах; народных изречениях, излучающих до боли сердечной любовь ко всему‚ что связано с кратким святым Р у с ь... Эти ценности помогают вернуть школьнику уроки по региональному компоненту. Именно они позволяют учащимся найти черты любимых‚ но таких далеких героев классической литературы на «страницах» жизненного материала своих земляков, ведущее место среди которых достойно занимает Николай Иванович Лавров.

Имя кандидата филологических наук‚ старшего преподавателя кафедры русского языка Новгородского государственного педагогического института‚ замечательного русского человека‚ талантливого языковеда‚ писателя, сегодня практически известно каждому старшекласснику Хвойнинского района. Мне посчастливилось учиться в институте у Николая Ивановича; отраден и тот факт‚ что Николай Иванович являлся выпускником школы №1 п. Хвойная, где я сейчас работаю. Вот почему уроки по региональному компоненту я связываю прежде всего с изучением жизни и творчества безвременно ушедшего славного земляка. По воспоминаниям А.В. Жукова, «это была натура‚ щедро одаренная корневыми лавровскими добродетелями: отзывчивостью и добротой‚ бескорыстностью и честностью, трудолюбием и верностью – верностью матери‚ родному очагу, ближним, родине и любимому делу».

В 1985 г. Решением Совета при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена Н.И.Лаврову была присуждена ученая степень кандидата филологических наук. Его основные научные труды относились к проблеме генезиса частных значений в смысловой структуре диалектных фразеологизмов, к смысловой структуре диалектной фразеологической единицы, к указательной функции внутренней формы фразеологизма и другим. По мнению А.Зеленова ‚ Николай Иванович был великим тружеником, обладал оригинальностью мышления и стремлением к самостоятельности в любом виде деятельности. Он подвижнически и любовно на протяжении многих лет жизни пополнял диалектную, фразеологическую картотеки в бесконечных и многотрудных скитаниях по Новгородчине. «Нет, наверное, ни одного затаенного‚ медвежьего уголка Новгородской области, где бы ни пролегали лавровские маршруты: д.Гоступ, Заполье, Частова (Новгородский район)‚ Дергму, Взгляды, Снежка, Добро, Верехново (Волотовский район)‚ Кабожа, Остахново, Демидово (Хвойнинский район)...»

И «какие самоцветы народного русского слова отыскал Николай Иванович! Сколько искренней простоты‚ горькой правды и человечности в задушевных рассказах и исповедях его героев». Именно из этих бесед вышли со временем удивительно самобытные и талантливые очерки-миниатюры Николая Ивановича «Старики мои, старики...» Убедитесь в этом сами: «Слышишь‚ сынок?!»

Не забуду этого никогда. Июль. Слепящий, звенящий‚ благоухающий‚ жаркий. Глухая деревушка в пять жилых домов‚ затерянная в полевых просторах на западе области. Высокий, худой‚ выбеленный возрастом ли, горем ли старик. И надо же такому, случиться — он по незнанию принял микрофон моего дорожного магнитофона за телефон

или, возможно, за микрофон радио. Он держал его длинными узловатыми пальцами столь

цепко‚ он говорил в него с такой истовостью‚ что не мог я, не посмел разубеждать в чем-либо этого человека.

- Петя! Сынок! Слышишь меня? Что же ты‚ дорогой сынок, не приезжаешь, не пишешь? Вот уж скоро пять лет‚ как от тебя ни слуху ни послуху! Плохо мне‚ Петя, очень плохо! Глазы совсем стерлись‚ ноги не владеют. Не знаю‚ сынок, сколько еще протяну... Так один и живу. Приходит ко мне-ка Нюша немая‚ постирает‚ покормит. Но и она, сказывает‚ приболевше‚ второй день‚ как уехала в поселок ко врачу‚ и все еще нету. Слышишь ли меня‚ сынок? Приезжай ко мне‚ увидеть тебя — а потом и умирать буду. Жду! Слышишь, сынок?!

Он медленно‚ устало сел на скамью‚ трясущейся мелко-мелко рукой поставил микрофон на шелушащийся краской подоконник. Потом закрыл ладонью глаза... Я вышел

из дома.

Где же ты‚ Петя? Звуковое письмо твоего отца хранит моя кассета. Кассета обжигает мне пальцы.

Николай Иванович Лавров — одаренный человек, который раскрыл себя и в научном, и в художественном творчестве. Широк и многообразен талант его: в области лингвистики его интересовала фонетика, лексика, стилистика, фразеология. Он легко писал стихи. О чем бы ни писал в стихотворениях Николай Иванович: о весне, людях, природе, войне, фронтовиках - ветеранах...- ясно одно: все они посвящены теме Родины.

Принцип вариативности в литературном образовании я использую и в классно-урочной системе‚ и во внеурочной деятельности школьника‚ направленной на формирование активной жизненной позиции‚ связанной с созданием краеведческого музея в классе подбором краеведческого материала, составление композиции и выступлением с ней на районном литературном конкурсе... При этом дети не ущемлены в праве выбора.

Согласование в деятельности проходит на добровольной основе. Всем находится дело по душе. Кто-то вместе с родителями участвуют в создании интерьера класса-музея, кто-то развивает свои исследовательские способности в области филологии, готовясь к районному конкурсу «Живая стихия языка», кто-то, участвуя в работе летнего профильного лагеря, подготавливает литературно-краеведческую игру « Тропы», кто-то, сочиняя стихи в клубе «Любителей художественного слова» при Хвойнинском краеведческом музее…

Вся эта огромная, насыщенная‚ интересная работа проходит под знаком непоказной искренней любви к родному слову, которую хранил в себе и прививал нам, студентам, Н.И. Лавров.

Каждый раз, готовясь к уроку по региональному компоненту и открывая хрестоматию Н.А. Дойниковой «Храни огонь родного очага...», с чувством уверенности и надежды думаю о том, что когда-нибудь проделываемая мною и моими учениками работа по созданию музея Н.И. Лаврова поможет внести имя нашего замечательного земляка в перечень писателей Новгородчины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей

о создании о работе музея...

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

Конспект занятия"Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей".

.Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

Экскурсия по краеведческому музею (Белгородская область)

Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии по краеведческому музею. Здесь раскрываются особенности истории возникновения Бегородчины, экономико-географические и природные особенности нашей област...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...

Историко-краеведческий музей МБОУ лицея № 4 города Чехова \ Общие сведения о музее

Наш музей – это результат работы поколения краеведов (учителей и учеников) конца 50-ых – 70-ых годов.Основной фонд музея создавался учителями и учениками школы № 4 в 1950-60-ые годы....