Тема любви в рассказах И.Бунина
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок литературы для учащихся 11 класса позволит осмыслить понятие "любовь".Покажет своеобразие раскрытия данной темы в творчестве И.Бунина.Работа в группах на уроке формирует коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема любви в рассказах И.Бунина27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе

Количество часов -2

ТЕМА: Образ любви в рассказах И.Бунина

Тип урока: урок-исследование

Целеполагание

Для ученика

Для учителя

1.Узнать   особенности изображения темы любви в рассказах  И.Бунина.

Через анализ прозаических текстов, «открытий», самостоятельных выводов учащихся продолжить формирование понятий:

-любовь

-нравственные ценности

-образ любви в творчестве И.Бунина

2.Совершенствовать навык определения основной мысли художественного текста 
3.Определять особенности изображения темы любви в рассказах цикла «Темные аллеи»; 
4.Совершенствовать навыки смыслового чтения, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме. 

Используя самостоятельную работу учащихся:

-ввести новое понятие образа любви

-образы любви в творчестве И.Бунина

3.Продолжить усвоение понятий темы и научиться решать задачи с их использованием через анализ прозаического текста И.Бунина.

Вызвать заинтересованность в изучении материала темы,

побудить к активности и готовности самостоятельно отбирать и систематизировать материал, делать выводы.

Основные этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Стимулирующее введение (включение в учебную деятельность)

Актуализирует ранее изученные опорные понятия. Создаёт мотивацию, фиксирует новую проблему. 

Приветствие

Выразительное чтение учителем стихотворения   Эдуарда  Асадова

«Слово о любви»

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

Беседа по вопросам:

Какова тема этого стихотворения?

  • Слово учителя:

Поэт   обращается к одной из вечных тем, волнующих человечество-теме любви.

 Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали.

Работа над понятием «любовь».

Слово учителя:

Найдите в словаре определение. ЛЮБОВЬ – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности; склонность, пристрастие к чему–либо. (С.И.Ожегов)

- Какие качества личности, нравственные ценности должны сопутствовать, идти рядом с ценностью « любовь»?

Слово учителя: «Какая тема объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»?

 Интересен взгляд И. Бунина на любовь. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь»

Запрос цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Используют межпредметные связи, фиксируют проблему, формируют учебные цели, задачи собственной деятельности

Отвечают на вопросы:

1.Какова тема этого стихотворения?  

Работа над понятием «любовь».

Индивидуальная работа

Вопрос к учащимся: «Что такое любовь для вас?»

Работа со словарём

Выделите ключевые слова

 

Тема сборника: рассказы о любви, любви недолговечной и трагичной, рассказы о России

Целеполагание

Вывести на тему урока.

 1.Стихотворение посвящено размышлениям о любви.

«Капитанская дочка», «Ася», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин».

Понимание учащимися, что для них означает понятие «любовь».

Умение выделять ключевые слова

(взаимоотношения между мужчиной и женщиной, подарки, ожидание, радость, счастье, цветы, мама, папа, семья, дом, дети; от любви человек преображается, меняет свои взгляды на жизнь; ему хочется петь, торить, совершать только хорошие поступки)

ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к низким, антиморальным, антиобщественным поступкам

ЧЕСТНОСТЬ – добросовестность, проникнутая искренностью и прямотой

ИСКРЕННОСТЬ – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность

ОТКРОВЕННОСТЬ – искренность, чистосердечность

ОТКРЫТОСТЬ – искренность, откровенность, выражающая прямоту и искренность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них

Подвести учащихся к цели урока: Знать об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви.

2этап Приобретение учащимися новых знаний и способов действий.

Задачи:

-осознание понятия «любовь»;

-освоить работу с понятием «любовь»;

-узнать об образах любви в бунинских рассказах.

Организует работу по выполнению учебных задач, ведёт мониторинг деятельности учащихся, оказывает консультативную поддержку и помощь.

 Постановка проблемы исследования. На слайде

Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Буниным   образа любви. Для этого определяем особенности трактования понятия в рассказах. В ходе урока вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы.

Определение объекта исследования. На слайде.

Работа в  группах. 

Ваша задача: увидеть и назвать  образы любви в рассказах И.Бунина.

Самостоятельная работа в группах, работа с первоисточниками.

  1. «Солнечный удар»
  2. «Грамматика любви»
  3. «Лёгкое дыхание»
  4. «Митина любовь»

 1группа исследует  рассказ: «Солнечный удар»

Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе?

2 группа исследует рассказ «Грамматика любви»

 Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе?

3 группа исследует рассказ «Лёгкое дыхание»

 Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе?

4 группа исследует рассказ «Митина любовь»

Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе?

Спланировать деятельность в группе

Подготовить небольшое публичное выступление

Проявить умение публично выступать и отстаивать свою точку зрения, используя текст.

Осознать,

какие образы любви встречаются в рассказах И.Бунина.

         

   Анализ по плану:

1.        Название произведения, автор

2.        Кто главные герои

3.        Чувства влюбленных

4.        Поиски «любви» героями

5.        Какая любовь? (Я думаю, что в этом рассказе любовь ….)

3 этап

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Координирует рациональное распределение времени урока

Производит постановку задач на следующий этап

 Публичные выступления исследователей  по группам.

  Каков образ любви в рассказах И.Бунина?

Самостоятельная работа

Обсуждение

Самоконтроль

1.Любовь в произведении И.Бунина «Солнечный удар» драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него как солнечный удар. Любовь –это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная. Любовь – это потрясение и страсть.

2. Любовь в произведении И.Бунина «Грамматика любви».  Любовь – великая ценность, она всегда и целомудренна, она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться, однако мгновение это остается в душе навсегда.

 3.Любовь в произведении  И.Бунина «Лёгкое дыхание». В этом рассказе она как легкое дыхание. Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

4.Любовь в произведении  И.Бунина «Митина любовь».Рассказ посвящен истории возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Любовь – боль героя так сильна, так нестерпима, что смерть кажется желанным избавлением от ужасов жизни.

Вывод: В рассказах И.Бунина раскрывается многозначность образа любви:

-Любовь-лебединая верность - «Грамматика любви».

-Любовь- потрясение на всю жизнь-«Солнечный удар».

-Любовь как легкое дыхание-отношение к жизни-«Лёгкое дыхание»

-Любовь-боль- «Митина любовь»

4 этап

Закрепление новых знаний

Повторение взаимосвязи   изученных понятий.

Оперативно корректирует деятельность учащихся 

 Слово учителя: Сопоставим высказывания Бунина о любви: “Любовь — это когда хочется того, чего нет и не бывает”; “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”; “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

Что же такое для Бунина любовь — счастье или страдание, влечение плоти или слияние душ? Как эти высказывания соотносятся с творчеством писателя?

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Сопоставляют и соотносят высказывания с прочитанными рассказами.

Проявляют умение анализировать, сопоставлять, соотносить.

5 этап

Самоконтроль по эталону

Самоанализ. Коррекция.

Побуждает учащихся к самоконтролю, самоанализу, коррекции.

Сравнивают результаты работы с заданным эталоном

Задают вопросы, делают выводы.

Приходят к выводу: любовь – это не только радость, счастье, тепло, взаимопонимание, это и боль, страдания, разлука, мучения и даже смерть. Но «Всякая любовь – счастье, даже если она не разделена». И поэтому каждый человек должен пройти через это.

Оценка результативности учеников. Рефлексия.

Домашнее задание:

Уделяет внимание проблемам и  успехам  учащихся

Использует разные приёмы поощрения и порицания. 

Что нового вы узнали о любви? Сопоставьте любовь у Бунина

с творчеством любимых классиков.

Самооценка

Совместная с учителем оценка результативности урока 

Продолжите фразу: «Любовь  для меня – это…»

Вывод по уроку:

 Любовь – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий.

Цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...

Тема любви в рассказах И.А.Бунина (по сборнику «Тёмные аллеи»)

Конспект урока литературы для 11 класса в формате веб-квеста. Можно проводить урок, используя вместо презентации  материал сайта  https://viva-00.wixsite.com/mysite/my-lesso...