Тема любви в рассказах И.Бунина
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок литературы для учащихся 11 класса позволит осмыслить понятие "любовь".Покажет своеобразие раскрытия данной темы в творчестве И.Бунина.Работа в группах на уроке формирует коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема любви в рассказах И.Бунина | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе
Количество часов -2
ТЕМА: Образ любви в рассказах И.Бунина
Тип урока: урок-исследование
Целеполагание
Для ученика | Для учителя |
1.Узнать особенности изображения темы любви в рассказах И.Бунина. | Через анализ прозаических текстов, «открытий», самостоятельных выводов учащихся продолжить формирование понятий: -любовь -нравственные ценности -образ любви в творчестве И.Бунина |
2.Совершенствовать навык определения основной мысли художественного текста | Используя самостоятельную работу учащихся: -ввести новое понятие образа любви -образы любви в творчестве И.Бунина |
3.Продолжить усвоение понятий темы и научиться решать задачи с их использованием через анализ прозаического текста И.Бунина. | Вызвать заинтересованность в изучении материала темы, побудить к активности и готовности самостоятельно отбирать и систематизировать материал, делать выводы. |
Основные этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемый результат | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 этап Стимулирующее введение (включение в учебную деятельность) | Актуализирует ранее изученные опорные понятия. Создаёт мотивацию, фиксирует новую проблему. Приветствие Выразительное чтение учителем стихотворения Эдуарда Асадова «Слово о любви» Любить — это прежде всего отдавать. Любить — значит чувства свои, как реку, С весенней щедростью расплескать На радость близкому человеку. Любить — это только глаза открыть И сразу подумать еще с зарею: Ну чем бы порадовать, одарить Того, кого любишь ты всей душою?! Любить — значит страстно вести бои За верность и словом, и каждым взглядом, Чтоб были сердца до конца свои И в горе и в радости вечно рядом. Беседа по вопросам: Какова тема этого стихотворения?
Поэт обращается к одной из вечных тем, волнующих человечество-теме любви. Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали. Работа над понятием «любовь». Слово учителя: Найдите в словаре определение. ЛЮБОВЬ – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности; склонность, пристрастие к чему–либо. (С.И.Ожегов) - Какие качества личности, нравственные ценности должны сопутствовать, идти рядом с ценностью « любовь»? Слово учителя: «Какая тема объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»? Интересен взгляд И. Бунина на любовь. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь» Запрос цели урока | Отвечают на вопросы учителя Используют межпредметные связи, фиксируют проблему, формируют учебные цели, задачи собственной деятельности Отвечают на вопросы: 1.Какова тема этого стихотворения? Работа над понятием «любовь». Индивидуальная работа Вопрос к учащимся: «Что такое любовь для вас?» Работа со словарём Выделите ключевые слова
Тема сборника: рассказы о любви, любви недолговечной и трагичной, рассказы о России Целеполагание | Вывести на тему урока. 1.Стихотворение посвящено размышлениям о любви. «Капитанская дочка», «Ася», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин». Понимание учащимися, что для них означает понятие «любовь». Умение выделять ключевые слова (взаимоотношения между мужчиной и женщиной, подарки, ожидание, радость, счастье, цветы, мама, папа, семья, дом, дети; от любви человек преображается, меняет свои взгляды на жизнь; ему хочется петь, торить, совершать только хорошие поступки) ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к низким, антиморальным, антиобщественным поступкам ЧЕСТНОСТЬ – добросовестность, проникнутая искренностью и прямотой ИСКРЕННОСТЬ – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность ОТКРОВЕННОСТЬ – искренность, чистосердечность ОТКРЫТОСТЬ – искренность, откровенность, выражающая прямоту и искренность ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них Подвести учащихся к цели урока: Знать об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви. |
2этап Приобретение учащимися новых знаний и способов действий. Задачи: -осознание понятия «любовь»; -освоить работу с понятием «любовь»; -узнать об образах любви в бунинских рассказах. | Организует работу по выполнению учебных задач, ведёт мониторинг деятельности учащихся, оказывает консультативную поддержку и помощь. Постановка проблемы исследования. На слайде Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Буниным образа любви. Для этого определяем особенности трактования понятия в рассказах. В ходе урока вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы. Определение объекта исследования. На слайде. Работа в группах. Ваша задача: увидеть и назвать образы любви в рассказах И.Бунина. | Самостоятельная работа в группах, работа с первоисточниками.
1группа исследует рассказ: «Солнечный удар» Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе? 2 группа исследует рассказ «Грамматика любви» Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе? 3 группа исследует рассказ «Лёгкое дыхание» Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе? 4 группа исследует рассказ «Митина любовь» Сделать вывод: Каков образ любви в рассказе? | Спланировать деятельность в группе Подготовить небольшое публичное выступление Проявить умение публично выступать и отстаивать свою точку зрения, используя текст. Осознать, какие образы любви встречаются в рассказах И.Бунина.
Анализ по плану: 1. Название произведения, автор 2. Кто главные герои 3. Чувства влюбленных 4. Поиски «любви» героями 5. Какая любовь? (Я думаю, что в этом рассказе любовь ….) |
3 этап Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. | Координирует рациональное распределение времени урока Производит постановку задач на следующий этап Публичные выступления исследователей по группам. Каков образ любви в рассказах И.Бунина? | Самостоятельная работа Обсуждение Самоконтроль | 1.Любовь в произведении И.Бунина «Солнечный удар» драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него как солнечный удар. Любовь –это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная. Любовь – это потрясение и страсть. 2. Любовь в произведении И.Бунина «Грамматика любви». Любовь – великая ценность, она всегда и целомудренна, она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться, однако мгновение это остается в душе навсегда. 3.Любовь в произведении И.Бунина «Лёгкое дыхание». В этом рассказе она как легкое дыхание. Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской. 4.Любовь в произведении И.Бунина «Митина любовь».Рассказ посвящен истории возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Любовь – боль героя так сильна, так нестерпима, что смерть кажется желанным избавлением от ужасов жизни. Вывод: В рассказах И.Бунина раскрывается многозначность образа любви: -Любовь-лебединая верность - «Грамматика любви». -Любовь- потрясение на всю жизнь-«Солнечный удар». -Любовь как легкое дыхание-отношение к жизни-«Лёгкое дыхание» -Любовь-боль- «Митина любовь» |
4 этап Закрепление новых знаний Повторение взаимосвязи изученных понятий. | Оперативно корректирует деятельность учащихся Слово учителя: Сопоставим высказывания Бунина о любви: “Любовь — это когда хочется того, чего нет и не бывает”; “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”; “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”. Что же такое для Бунина любовь — счастье или страдание, влечение плоти или слияние душ? Как эти высказывания соотносятся с творчеством писателя? | Самостоятельная работа Индивидуальная Сопоставляют и соотносят высказывания с прочитанными рассказами. | Проявляют умение анализировать, сопоставлять, соотносить. |
5 этап Самоконтроль по эталону Самоанализ. Коррекция. | Побуждает учащихся к самоконтролю, самоанализу, коррекции. | Сравнивают результаты работы с заданным эталоном Задают вопросы, делают выводы. | Приходят к выводу: любовь – это не только радость, счастье, тепло, взаимопонимание, это и боль, страдания, разлука, мучения и даже смерть. Но «Всякая любовь – счастье, даже если она не разделена». И поэтому каждый человек должен пройти через это. |
Оценка результативности учеников. Рефлексия. Домашнее задание: | Уделяет внимание проблемам и успехам учащихся Использует разные приёмы поощрения и порицания. Что нового вы узнали о любви? Сопоставьте любовь у Бунина с творчеством любимых классиков. | Самооценка Совместная с учителем оценка результативности урока Продолжите фразу: «Любовь для меня – это…» | Вывод по уроку: Любовь – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий. Цель урока достигнута. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...
Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
Урок в 11 классе...
План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе
Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...
Тема любви в рассказах И.А.Бунина (по сборнику «Тёмные аллеи»)
Конспект урока литературы для 11 класса в формате веб-квеста. Можно проводить урок, используя вместо презентации материал сайта https://viva-00.wixsite.com/mysite/my-lesso...