Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».
методическая разработка по литературе (6 класс)

Шелег Ольга Валерьевна

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Системно-деятельностный подход соблюдается, существует правильный переход от простых заданий к сложным. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент

Мотивация. Создание позитивного микроклимата в классе. На доске эпиграф («Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного»).

Учитель литературы:

- Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок (на столе или на слайде 2 цветка - 1 завял, 2 – живой).

- Что это перед вами? (ответы обучающихся)

- Для чего нужны цветы? (ответы обучающихся)

  1. Актуализация знаний.

Учитель биологии, экологии:

- Обратите внимание на эти цветы. Одинаковы ли они?

- Почему один цветок завял?        Слайд 1

(Сообщение ученика о том, как ухаживать за цветами)

  1. Объявление темы и постановка целей урока. (Дети заранее знают текст произведения, это было домашним заданием).

Учитель литературы:  на сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы ещё одного цветка. Цветка неизвестного, необычного. Сказочного. Непохожего на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнём, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

- Какова тема сегодняшнего урока? (ответы обучающихся)

Учитель литературы:

- Совершенно верно. Тема урока «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».                Слайд 2

- Как вы думаете, чему мы научимся на таком уроке? (обучающиеся ставят цель, педагог к этому подводит:  проанализировать текст, обсудить, почему необходимо уважать чужое достоинство, воспитывать в себе такие качества, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, любовь к Родине).

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово о писателе (выступает подготовленный ученик). Слайд 3
  2. Слово учителя (из истории создания сказки – были):

Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

  1. Беседа.

Учитель литературы:

- Обратите внимание на эпиграф. (ДОСКА)

- Как вы понимаете эту фразу?

- Как определил жанр своего произведения сам автор? (быль)

- Подберите однокоренные слова (был, было, былина, быличка).

- Почему А. П. Платонов называет своё произведение сказкой-былью? (сочетается реальное и фантастическое) Что реально? Что сказочно? Слайд 4

Учитель биологии, экологии:

- Что такое цветок? (сообщение подготовленного ученика из биологии)

- Цветы бывают разные, а каким был наш герой, наш цветок, мы узнаем, поработав в группах.                                                  Слайд 5

4. Работа в группах. (Обучающиеся выполняют задания на карточках. Записывая в тетрадь тезисы- выводы).

        V. Закрепление изученного материала.

1. Выступление групп учащихся.

2. Заполнение таблицы обучающимися всего класса по ходу выступления групп.                                                                             Слайд 6,7 

      VI. Подведение итогов урока.

  1. Беседа.

Учитель литературы:

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (доброта, милосердие, уважение, сочувствие, сострадание, помощь, любовь)

- Какие душевные качества нужны человеку, чтобы жить и трудиться? (те же самые) 

Прикрепляем лепестки со словами “Я понял, чтобы жить достойно, нужно быть ....”

На доске появляется цветок. В центре слово ТРУД. Лепестки – человеческие качества.

Учитель биологии, экологии:

- Чего не хватает человеку и цветку для роста? (корни подрисовать; обсудить - корни у человека).

Учитель: Да, любому цветку, каждому человеку дорого то место, где он родился. Отчий дом – главное для каждого из нас.

  1. Рефлексия.

Учитель литературы:  

- Ребята, скажите, почему Платонов не дал названия своему цветку?

- Может ли каждый из вас принести пользу растениям?

Учитель биологии, экологии: 

- А как вы считаете, нужны ли нам цветы? Нужно ли ухаживать за ними? (ответы обучающихся)

Выставление отметок. Домашнее задание: 1 вариант – написать синквейн о цветке, 2 вариант – синквейн о девочке Даше.      Слайд 8



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас». 

Учитель: Шелег Ольга Валерьевна

Образовательное учреждение: МОБУ «СОШ № 4» пгт. Пойковский.

Программа: Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под ред. В.Я. Коровиной (Примерные программы по учебным предметам.Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2014 год).

Учебник: учебник – хрестоматия  по литературе в 2-х частях для 6 класса, М.  Просвещение, 2015.

Урок № 64 в разделе «Из русской литературы 20 века».

Цель: создать условия для литературного анализа сказки- были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; акцентировать внимание на тонкости чувств автора и своеобразии его языка.

Задачи:

  1. Показать обучающимся, что вокруг нас много прекрасного. Чтобы сохранит прекрасное, нужно за ним ухаживать.
  2. Воспитывать личность, готовую прийти на помощь живому.

Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.

Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), практический, проблемный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Системно-деятельностный подход соблюдается, существует правильный переход от простых заданий к сложным. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Педагогические технологии: использованы элементы проблемной технологии, технологии деятельностного метода обучения.

Структура, содержание и методы привели к формированию УУД:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, уметь работать в группе.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе.



Предварительный просмотр:

Дополнительные тексты

  1. Как ухаживать за растениями

Насколько хороши будут домашние растения зависит только от человека. Если за ними не ухаживать – они погибнут. Уход за комнатными растениями зимой и летом различен. Поэтому для того, чтобы растения радовали глаз, надо соблюдать правила ухода.

Правила

  1. Необходимо создать температурный режим.

Сигналы опасности нарушения режима температур для домашних растений:
1. Начинают сворачиваться, темнеть и опадать листья комнатных растений– причиной является низкая температура воздуха.
2. Начинают увядать нижние листья , темнеют края и листья в самом низу растения опадают – причиной является высокая температура воздуха.
3. Листья растений начинают желтеть и опадают – причиной является резкий скачок температуры воздуха. (Внезапный скачок температуры более 6 град С может даже загубить растение)

  1. Обеспечить световой режим.
  2. Обеспечить правильный полив.
  3. Поддерживать необходимую влажность воздуха.

Многие растения не выносят сухой воздух. Поэтому существует ряд способов повышения влажности воздуха.
1.Опрыскивание.
2. Группировка – растения размещают группами. Влажность воздуха в группе растений значительно выше, чем возле одиночно расположенного растения.

3. Использование двойных горшков. Место между двумя горшками заполняется торфом, что повышает влажность.

4. Растения размещаются на подносе с галькой, что также повышает влажность

  1. Давать растениям минеральное питание.
  2. Предоставить покой (уход за комнатными растениями зимой).
  3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
  4. Ухаживать за внешним видом.

— Режим мытья.

Пыль не только портит внешний вид растения, но и препятствует нормальному газообмену с внешней средой. Поэтому растения требуют купания либо мытья губкой. Молодые листья лучше просто опрыскать и протереть. Кактусы и другие суккуленты обметают от пыли щеткой.

     — Режим полировки.

Чтобы растение имелоткрасивый вид – его рекомендуется полировать. Лучше всего использовать готовые аэрозоли для полировки – в инструкции всегда указано, какие растения не подлежат полировке. Полироли изготавливаются на основе натурального воска и других натуральных веществ.

     — Режим формовки.

Формовка подразумевает подвязывание стеблей к опорам для создания наиболее удобной и привлекательной формы растения. Существуют разные опоры- шпалеры, трубки со мхом, обручи, решетки. Новые побеги стараются подвязывать – пока они еще небольшие.

   — Прищипка.

 Чтобы сформировать растение иногда бывает нужно удалить точку роста на стебле.

    — Обрезка.

           Для формирования кроны обрезаются ветви растений – по возможности сразу над почкой.

    — Очистка.

Необходимо удалять отмершие листья, поврежденные стебли и увядшие цветки.

  1. Разговаривать с растениями.
  1. Сообщение о писателе.

Андрей Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании.

 Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Мать М ария Васильевна была дочерью часового мастера. Семья была трудовой, бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. В 1942 году Платонов уходит на фронт, работает военным корреспондентом.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

Наследие писателя Платонова велико. Он много писал для детей, видел в них будущее, одухотворенную детскую теплоту и нежность. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг. Начнём путь приобщения к прекрасному миру, созданному писателем.

  1. Сообщение:  что такое цветок

Цвето́к— сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений. Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения. От шишки голосеменных растений цветок отличается тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика, а не на семязачаток непосредственно, а при последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи. Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра, достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг. Цветки бывают одиночными, но чаще группируются в соцветия.

Таблица

Цветок

Даша

Дети и новый цветок

Одинокий, грустный.

Не имел друзей. Листочки сравниваются со звёздочками (метафора)

Трудился, преодолевал преграды.

Девочка оценила трудолюбие цветка, сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.

Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях. Чтобы  после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)

Слайд 3

Сказка -быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях.

Слайд 4

Заполним таблицу! Цветок Даша Дети и новый цветок

Слайд 5

Проверь себя!!! Цветок Даша Дети и новый цветок -необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый… -страдает, живёт, борется, трудится… Девочка оценила трудолюбие цветка, сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях. Чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.

Слайд 6

Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Добрая, отзывчивая Грустит, сострадает, поддерживает Она помогает цветку Друг Цветок Одинокий, терпеливый Страдает, борется, стремится Он любит жизнь. Герой Домашнее задание Составить синквейн: 1 вариант – о цветке; 2 вариант – о Даше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме"Цветок.Соцветия"

Данная презентация может быть использована при изучении строения цветка на уроках биологии...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".

Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Конспект урока по технологии развития критического мышления....

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»

Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»...