«Методическая разработка “Пишем письмо литературному герою (6–7 класс)”»
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс)

Конспект урока развития речи (русский язык и литература)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2020»

Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма (совместно с редакцией ЗАО «Учительская газета»)

Конспект урока на тему:

«Пишем письмо литературному герою»

(6–7 класс)

Автор: учитель русского языка и литературы

Веселова С.А.

Минеральные Воды, 2020

Тема: Пишем письмо литературному герою

Ход урока.

Цели урока.

Образовательные: сформировать понятие о жанровых особенностях (включая языковую составляющую) эпистолярного жанра; научить писать дружеское и деловое письмо в соответствии с законами эпистолярного жанра; познакомить с типами писем; закрепить навыки соблюдения стилистических норм языка.

Развивающие: развивать способности к эвристическому познанию новых тематических аспектов в процессе учебной деятельности; учить видеть эпистолярный жанр как составляющую историко-культурного процесса.

Воспитательные: учить толерантности, воспитывать интерес к культурному многообразию мира, уважение к просвещению как ценности общества, к образованности человека; формировать бережное отношение к языку как средству межличностного общения; содействовать овладению обучающимися этикой общения в различных речевых ситуациях; формировать общечеловеческие ценности умения сострадать, помогать ближнему, находить общий язык с различными людьми.

Тип урока: урок развития речи.

Предмет: русский язык и литература (метаурок).

Оборудование: проектор, проекторная доска (для презентации), схемы (крепятся на доску), раздаточный материал.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Вступительная беседа.

Слово учителя:

Вы все хотя бы раз в жизни писали письмо. Маленькая записка, электронное сообщение или настоящее письмо на бумаге, с обращением и прощанием – и то, и другое ассоциируется у нас с письмом. Но вот о письме литературным героям мало кто из вас слышал. Сегодня мы постараемся понять не только законы написания, построения письма, но и то, какие литературные герои ждут писем от своих читателей.

Давайте сформулируем задачи, стоящие перед нами на сегодняшнем уроке.

Ответы учащихся (выявить языковые особенности письма как речевого жанра, перечислить литературных героев, которым можно написать ёмкое по смыслу письмо; попрактиковаться в написании дружеского и делового письма героям).

2. Основной этап. Ознакомление с теоретической информацией:

а) исторические традиции эпистолярного жанра;

б) классификация писем;

в) языковые законы (особенности) жанра

Познакомимся с определением «эпистолярный жанр». От греч. epistole – «письмо, послание». Эпистолярный жанр – это жанр письма, текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений. Это понятие многозначное. Давайте рассмотрим (проекторная доска) пути трактовки этого понятия.

4. Совокупность всех форм письменного жанра речи, имеющего адресата, оформленного в соответствии со стилистическими особенностями такой речи.

1.Непосредственно само письмо как текст (то, которое мы отправляем  в конверте знакомым (письмо в «бытовом» понятии) или официальным лицам).        

2.Литературное произведение в форме переписки, письма, посланий и др. Вспомним такие примеры в литературе.

3.Жанр журналистики.


Учитель: Как вы думаете, сколько абзацев содержит обычное письмо? Обязательно ли вообще деление текста на абзацы?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, любое письмо содержит не менее 3-х абзацев. Мы все знаем, как пишут поздравительные письма. Вы знаете, что в любом сочинении также есть структура, и оно содержит не менее трёх частей. Какие это будут части?

Ответы учащихся.

Учащиеся при помощи учителя выявляют структуру письма, изображают схематично:

Вступление (приветствие)

Информационная часть (основной текст) (может содержать несколько абзацев, в зависимости от широты тематики)

Концовка (заключение)

Учитель: Что обычно пишут в начале второго абзаца в обычном дружеском письме?

Ответы учащихся (благодарность, извинение, просьба, приглашение…).

Учитель: Усложняем схему. Выберите необходимый композиционный блок (раздаточный материал – карточки с текстовыми блоками; учащиеся по желанию выходят отвечать: находят верную часть и крепят к доске).

Учитель: В схеме появляется связующий блок, в тексте письма – предложения-связки. Обратите внимание, что начало письма состоит из двух композиционных элементов: 1) собственно слов приветствия; 2) слов, мотивирующих к началу общения.

Вступление (приветствие)

Благодарность / извинение / просьба / приглашение…

            зависит от речевой ситуации

Запишем примеры связок для разных типов письма (на проекторной доске):

  • Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность…
  • Спасибо за письмо. Извини, что долго не писал(а)…
  • Рад(а) получить от тебя весточку…
  • Я скоро приезжаю… Мы сможем увидеться…
  • Смотрел(а) спектакль и хочу выразить Вам своё восхищение…
  • Спешу тебя поздравить…
  • Какое ты мне хорошее письмо написал(а)!; Как ты учишься?
  • Как у вас дела?

Учитель: Таким образом, связка после приветствия – это уже не приветствие, но ещё не основной текст. Письма всегда начинаются ответом на полученное письмо, а если таковых не было, то несколькими словами, относящимися к последней встрече. Спросив, как дела у адресата, в этом же абзаце лучше сказать пару слов и о себе или выразить отношение по поводу текущих событий (например, если знакомый в предыдущем письме чем-то обрадовал вас или добился каких-то успехов).

Далее следует начать новый абзац. Это основной текст. А знаете ли вы, что письмо ещё и потому уникальный речевой жанр, что сочетает в себе два типа речи – монолог и диалог? Порой они гармонично переплетаются. Чтобы текст письма легко воспринимался, мы обязаны (по законам жанра) периодически обращаться к адресату с короткими вопросами или переспросами. Это могут быть как вопросы, так и короткие замечания, например:

  • Ты помнишь …, с которым я тебя познакомил(а) прошлым летом? Так вот…
  • Хочу напомнить Вам о… , изложенном Вами…
  • Ты помнишь …, который я тебе показывал(а), когда ты гостил(а) / приезжал(а)
  • Ты не представляешь себе, сколько усилий мне стоила эта…
  • Давно ты у нас не был(а)! Забыл(а) тебе рассказать о… Приезжай скорей!

- Как вы понимаете, чем больше мы разнообразим текст частного письма такими короткими замечаниями, тем «живее» будет письмо. Давайте выявим языковые особенности дружеского письма.

Ответы учащихся.

Запишем эти особенности. Для дружеского письма характерно наличие:

  • Обращений;
  • Вопросительных и побудительных предложений;
  • Вводных слов и конструкций (Представляешь; Знаешь; Говорят, ты…; По правде сказать; На мой взгляд, это интересная вещь… и др.);
  • Риторических вопросов (особенно в художественных и публицистических письмах);
  • Конструкций с личными местоимениями 2 лица;
  • Вставных конструкций, вводящих адресата «в курс дела», например: На днях посетил галерею (я тебе о ней уже рассказывал) и др.

Учитель: А на какие две части условно разбивается концовка?

Ответы учащихся.

Учащиеся достраивают схему.

Концовка (заключение)

1. Слова прощания, уверения в уважении, дружбе и т.д.

2. Подпись

Учитель: То есть концовка также делится на слова, мотивирующие к продолжению общения и собственно подпись. Арсенал средств велик. Но важно за ним не потерять основной текст. Ведь вы пишете, чтобы рассказать о чём-то главном. Какому же литературному герою и о чём можно написать?

Ответы учащихся.

Учитель: Это, конечно же, и Маленький принц, который исчез, но, наверное, обещал каждому из вас вернуться, это и Акакий Акакиевич, с которым вы познакомитесь в 8 классе, всю жизнь посвятивший работе с документами, и Кусака, оставшаяся в холодном доме одна без хозяев, и герои Р. Брэдбери, отправившиеся в кругосветное путешествие по обезлюдевшей планете втроём (они точно ждут человеческой весточки). Кого-то из них вы бы хотели поддержать, кого-то утешить, а кого-то упрекнуть в чём-то и научить чему-то важному для них.

3. Этап первичного закрепления изученного материала.

- Давайте посмотрим на проекторную доску. Каких героев вы видите?

На доске два генерала из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Учитель: Мы начнём «собирать» дружеское письмо к ним. Выберите вариант приветствия для этих героев.

Вызов учащихся к доске. Из прикреплённых на доске вариантов приветствия и обращения учащийся выбирает наиболее оптимальный.

Варианты (раздаточный материал, комплект приветствий): 1) Здравствуйте, господа генералы! 2) Привет, мои нерадивые друзья! 3) Здравствуйте, герои сказки!

Учитель: Конечно, мы выберем стилистически нейтральный вариант. Не стоит уже в первых строчках упрекать своих друзей, какими бы они ни были. А теперь вспомним, что они на необитаемом острове. Чем стоит поинтересоваться? Составьте 1-2 предложения.

Ответы учащихся (Возможный вариант: Знаю, что вам нелегко сейчас, и кроме газеты «Московские ведомости» в руки вам больше ничего не попадалось, поэтому решил поддержать вас письмом...).

Учащиеся записывают фразы на доску, достраивая письмо.

Учитель: Как нужно продолжить письмо?

Ответы учащихся (начинаем новый абзац, в котором выражаем основную мысль, воплощаем свой замысел).

Учитель: Хотим ли мы чему-то научить этих героев?

Ответы учащихся.

Учитель: Конечно, как по-дружески объяснить им, что они должны измениться? Старайтесь использовать вводные слова, обращения к нашим героям. Используя карточки (раздаточный материал), достройте фразы, оформите основную часть.

Ответы учащихся (записывают на доску, пользуясь вступлениями, данными на карточках; возможный вариант: Узнав о том, что вы в беде, я... К сожалению, вы не знаете, что... Я бы мог помочь вам в... Мне кажется, вам следует... Я думаю, что всё у вас получится, но для этого вы должны...)

Учитель: Как вы видите, у нас получается вполне дружелюбное, но вместе с тем мудрое письмо. Как вы будете прощаться с генералами, если дать обещание приехать на остров вы не сможете? Не забывайте, что сначала нужно написать не собственно своё имя, а слова, мотивирующие адресата, к написанию ответного письма, продолжению общения.

Ответы учащихся (возможные варианты: 1) Пожалуйста, сообщите мне, как только вернётесь в Петербург, что... ; 2) Я уверен, что вы вернётесь домой...; 3) Я постараюсь связаться со службой спасения, они найдут остров и вас...; 4) Когда я буду в Петербурге, обязательно зайду к вам, чтобы...; 5) Мне бы хотелось посетить Петербург и зайти к вам, если бы я знал ваш точный адрес... Я надеюсь, что наше общение продолжится и ...).

Из предложенных вариантов учащиеся «собирают» свой ответ (в том числе комбинируя несколько фраз прощания).

Учитель: Конечно, мы не написали генералам, откуда мы их знаем, но ведь они наивные, а потому, я думаю, примут ваше письмо «как должное». Главное, чтобы это письмо помогло им измениться.

- Давайте посмотрим на проекторную доску. Что за герой изображён на ней?

- Да, это Кусака из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Ребята, расскажите, что произошло в конце этого произведения с Кусакой? Опишите её состояние.

Ответы учащихся.

Далее на проекторной доске учащиеся видят цитатное подтверждение своих слов: 

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь.

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Учитель: Собака осталась без людей, и она в совсем бедственном положении. Давайте напишем ей дружеское письмо (Кусака его обязательно поймёт).

- От чьего лица нужно писать с учётом обиды и отчаяния Кусаки? Как вы представитесь?

Ответы учащихся.

Учитель: Конечно, мы не будем представляться Лёлей (доброй девочкой – героиней этого рассказа, подругой Кусаки), потому что обманывать даже в целях поддержки плохо. Но давайте вспомним, как собака относится к человеку вообще. Каков образ собак в литературе? Что у них есть общее?

Ответы учащихся.

Учитель: Прочитайте отрывок из «Кладовой солнца» Михаила Пришвина.

На проекторной доске:

Мы, конечно, не можем знать, как думала Травка, узнавая своего Антипыча, но догадываться, конечно, можно. Вы помните, бывало ли с вами так? Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки.

Так вот точно, наверно, и Травке в каждом лице человека, как в зеркале, виднелся весь человек Антипыч, и к каждому стремилась она броситься на шею, но по опыту своему она знала: есть враг Антипыча с точно таким же лицом.

Учитель: Сделайте выводы о том, кем вас будет считать Кусака, если вы обратитесь к ней по-дружески, по-доброму?

Ответы учащихся (Она будет видеть в нас Лёлю или кого-то на неё похожего; собака понимает отношение к ней, не воспринимает личность человека, но понимает его человеческую душу)

Работа в группах (4–5 на класс).

Учитель: У каждой из групп одинаковый набор композиционных элементов письма. Это приветствие (состоящее, как вы помните, из двух частей (обращение и вступительные слова, относящиеся к Кусаке) в нескольких вариантах, из которых вы выберете один, стилистически наиболее уместный. Также это концовка. Но основной текст вам нужно написать самим. И, конечно, вы имеет право менять что-то даже во вступлении и концовке, а также нужно достраивать фразы. Главное – определить цель письма именно этому литературному герою. Какова она?

Ответы учащихся (поддержать Кусаку)

Работа учащихся в группах.

Набор вариантов вступления:

1)

Милая Кусачка!

  Я узнал(а), что ты в беде и решил(а) написать тебе письмо, в котором выскажу своё мнение. Мне кажется, ...

         2)

Дорогой друг!

   Тебя опять оставили люди, но я смогу найти тебя и забрать...

        3)

Дорогая Кусака!

   Не переживай, скоро Лёля вернётся, и тогда... А пока я хочу поддержать тебя словами...

Набор вариантов концовки:

 1)

Не думай, что я тоже тебя бросаю, завершая письмо. Я лишь хочу сказать, что...

С любовью, твой друг.

2)

Кусака, даже не сомневайся, Лёля вернётся летом. А если нет, скоро ты приобретёшь новых друзей, ведь...

С любовью, твой новый друг.

3)

     Кусака, даже не сомневайся, Лёля вернётся летом. А если нет, скоро ты приобретёшь новых друзей, ведь...

С любовью, твой друг.

4)

Дорогая Кусака, к сожалению, я не смогу навестить тебя, так как... Но мне бы хотелось, чтобы у тебя было всё хорошо и ты...

С любовью, твой новый друг.

Учитель: Ребята, давайте проверим, что получилось.

Выступления обучающихся в группах.

Учитель: А теперь давайте проанализируем, какое вступление и концовка были наиболее уместными. Какие факторы необходимо учитывать, чтобы верно их составить?

Ответы учащихся (1) Характер, эмоциональное состояние адресата –

Кусаки; 2) стилистические особенности данной речевой ситуации)

Учитель: Мы приходим к выводу, что наиболее уместно выбрать вступление №1: обращение Милая Кусачка наилучшим образом выражает трепетное отношение к собаке, уже дважды обиженной людьми, а также соответствует речевому колориту XIX – начала XX века; произведение было написано в 1901 г., и эпитеты любезный, милый наиболее гармоничны (но, конечно, к собаке мы не обратимся со словами «Любезнейший друг»). А ещё вспомните, что Лёля так обращалась к собаке: не Кусака, а Кусачка. Так мы будем походить на Лёлю, но называться ею не стоит. Кроме того, вступление №2, например, не подходит из-за приветственных слов. Почему?

Ответы учащихся (оно слишком прямолинейно, адресант сразу же говорит о проблемах адресата).

Учитель: А что не так со вступлением №3?

Ответы учащихся (мы по сути не представились, зато пишем о Лёле, с которой знакома Кусака; нарушена логика построения речи)

- А какую концовку стоит написать к такому вступлению?

Ответы учащихся.

Учитель: В каждой концовке есть свои плюсы. Помните вступление №3, которое мы отвергли? Сами по себе слова «Не переживай, скоро Лёля вернётся» очень бы помогли Кусаке (ведь цель нашего письма – поддержать героя). Но их место – в конце письма, ведь именно там мы выражаем надежду. Конечно, Кусаку не обидят только варианты №2 и 3. Стоит ли называть себя «новым» другом Кусаки?

Ответы учащихся (необязательно, ведь в каждом из друзей она видит ту же добрую Лёлю, называя себя просто «другом», а не «новым другом», мы больше обнадёжим Кусаку)

Учитель: До сих пор мы обсуждали законы частного, дружеского письма. Деловое письмо будет отличаться вступлением (вы будете обращаться со словами «Уважаемый...!».  В основной части расскажете о сути деловой проблемы, а в концовке уместны фразы «Надеемся на скорый ответ», «Просим сообщить нам, как можно скорее», «Ожидаем Вашего согласия (одобрения, подтверждения)».

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание

Учитель:

- Даже если письма не дойдут до своих адресатов, зачем необходимо писать литературным героям?

- Каковы перспективы развития этого жанра?

- Какие преимущества у автора текста, когда он выбирает форму письма?

Письмо порой может быть более «говорящим», чем устное общение, вы согласны?

А теперь о вашем домашнем задании. Этому герою пишут сотни писем по всему миру, и я сейчас не о сказочном Деде Морозе или Санта-Клаусе. Я говорю о Маленьком принце, герое философской сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери. Но письма, которые ему пишут дети, в том числе школьники, все дружеские. Ваше домашнее задание заключается в необходимости написать этому герою деловое письмо. Вспомните, о чём говорили Географ и Маленький принц. Ведь Географ вполне мог дать поручение Маленькому принцу обследовать Землю или выяснить точнее координаты тех или иных мет, изучить карту местности. А Деловой человек? Какое поручение он мог бы дать нашему герою? Я не призываю вас писать от лица Географа или иного персонажа. Напишите от себя, от жителя Земли. Но обратитесь с деловым предложением к Маленькому принцу, а в конце не забудьте выразить надежду на его согласие принять участие в предложенном проекте. Вам будут выданы карточки со вспомогательным материалом (речевые клише, характерные для официально-делового стиля речи и делового письма в частности) (раздаточный материал). Думаю, вам не стоит употреблять слишком много таких деловых оборотов, так как ваше домашнее задание будет представлять эксперимент смешения жанров: данное деловое письмо всё же будет иметь ноту дружеского тона (и это не нарушит стилистической однородности текста, поскольку, как вы узнаете на следующем уроке, деловые письма могут очень отличаться по тематике и стилистике), ведь не забывайте, что вы пишете литературному герою!

- Чему научило вас письмо литературному герою как жанр?

Рефлексия учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Пишем письмо литературному герою в социальных сетях

Представим, что наши литературные герои имеют странички в социальных сетях и активно продвигают их. Чем бы они занимались? И что бы вы написали этому персонажу?  Учащимся предлагается нарисовать ...