Активизация читательского интереса у обучающихся на уроках литературы
статья по литературе

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы и основан на собственном опыте работы. В материале рассмотрены способы активизации читательского интереса у современных школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация читательского интереса у обучающихся на уроках литературы

В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.

Книги играют огромную роль в жизни каждого человека. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через них проходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Поэтому от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние годы мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

К сожалению, широкое распространение интернета, телевидения, отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед современным педагогом – является активизация читательского интереса у обучающихся на уроках литературы.

Есть несколько путей решения данной задачи. И один из них – умелая организация контроля за самостоятельным чтением. Так называемый, фактологический контроль, который должен опережать любые другие формы литературный учебы.

Перед изучением какого-либо объемного произведения проводится зачет по тексту. Внимательно перечитав текст, составляется вопросник. Вопросы формулируются таким образом, чтобы на них можно было бы ответить фразой из текста или цитатой. Списать ответы из сборников типа «Все произведения русских классиков в кратком изложении» практически невозможно, т.к они в данных сборниках не освещены. Обычно – это 5-6 вариантов по 10 вопросов каждый.

Данный вариант имеет и недостатки и достоинства. К недостаткам можно отнести – затраты большого количества времени на подготовку.

К достоинствам – минимальные усилия при проверке, возможность обратить внимание учащихся на детали, свободное ориентирование в тексте, усвоив принципы создания заданий, обучающиеся смогут самостоятельно составлять вопросы для взаимопроверки.

Также стимулируют интерес к чтению викторины, проводимые перед изучением произведения. Они интригуют, вызывают желание найти и прочесть книгу. Например, перед изучением рассказов А.П.Чехова вопросы типа «Кому из героев принадлежит фраза?» или «Узнай героя по описанию».

Если описание героя поместить на карточки, то раздав их обучающимся, можно немного усложнить задание: после прочтения отрывка не только назвать героя, но и дать ему более полную характеристику. Задания могут быть как устными так и письменными. Вопросы могут быть как широкого, так и узкого плана. (Пример темы викторины: «Интерьер дома Фамусовых»)

Особой популярностью у обучающихся пользуются пресс-конференции по знанию текста. Ее можно проводить перед изучением объемного эпического произведения.

3-4 сильнейших ученика класса составляют экспертную группу, все остальные ученики готовят к уроку-конференции по 3 вопроса каждый (вопросы только фактологические). Пресс-конференции проходят живо, позволяют оценить знания текста не только представителей экспертной группы, но и всех обучающихся и выявить тех, кому предстоит еще дочитать роман.

Очень важно, чтобы процесс контроля был увлекательным для детей и имел нестандартную форму. Поэтому проверка знаний текста осуществляется часто при помощи викторин, особенно при изучении драматических произведений. Викторины очень интригуют. Класс делится на 5 творческих групп, каждая из которых получает задание подобрать из драмы 20 реплик различных героев, которые либо характеризуют кого-то из героев, либо к кому-то обращены. Условие: группа должна интересно подать реплику, а отвечающим предлагается не только назвать автора, но и того, к кому эта реплика обращена, по какому поводу сказана (и как высшая стадия внимания – в каком явлении какого действия произнесена)

Задания по проверке степени прочтения драматического произведения могут быть самыми разными.

Например, на доску вешаются конверты с именами персонажей (3 конверта справа, 3 – слева). От каждой команды приглашается по одному участнику, которому вручается карточка с репликами. Нужно выбрать те, которые соответствуют героям и разложить их правильно по конвертам.

Иногда для проверки знаний текста дается, так называемая, афиша, представляющая героев пьесы. Например, афиша пьесы «Гроза», куда включаются несколько героев из других произведений Островского. Обучающимся предлагается восстановить афишу: внести недостающие имена персонажей, исправить фактические ошибки относительно сведений о персонажах.

Что касается помощи в организации домашнего чтения, здесь учитель должен действовать больше как психолог. Нельзя просто сказать, что например, роман «Война и мир» объемом 1200 страниц необходимо прочитать к определенному сроку. Необходимо заострить внимание детей на том, что достаточно читать по 50-60 страниц в день и на это уйдет примерно полтора-два часа. И если читать один час утром и час вечером перед сном, то чтение романа не будет в тягость. Желательно задавать большие классические произведения на каникулы. Если же ознакомление с литературным произведением осуществляется во время учебного процесса, то желательно на ближайшую неделю не задавать по данному предмету детям ничего, кроме этого произведения, а свои уроки строить в виде лекций, давая под запись важные тезисы (рассказ о биографии писателя, об истории создания произведения, о других его произведениях в обзоре).

Очень важно заинтересовать обучающихся произведением, которое предстоит прочитать.

Например, перед тем, как задать к прочтению очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» можно задать вопрос обучающимся: «Вы встречали когда-либо в русской классике образы женщин, способных на убийство ради любви, ради собственного счастья? Героиня Лескова Катерина Измайлова оказывается почти в сходной ситуации с Катериной из «Грозы», но какое решение выбирает она?» Можно перечитать эпизод убийства мальчика Феди (этот эпизод наполнен и мистикой) и тут же к обучающимся с вопросом: «Для чего понадобилось женщине, жившей в достатке и рядом с любимым человеком, убивать безвинного младенца?» Познать тайну этой женщины возможно, прочитав этот очерк». Обычно очерк читается за один вечер и вызывает массу впечатлений.

Чтение ярких эпизодов произведения – верный способ заинтересовать читателя. Самое главное после чтения поставить проблемный вопрос, на который можно ответить лишь внимательно познакомившись с содержанием произведения. В каждом произведении есть какой-либо яркий эпизод, который заинтересует школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация читательского интереса учащихся"

В наше время,когда интерес к чтению пропал, предлагаем свою работу,в которой можно найти выход из данной ситуации....

Активизация читательского интереса обучающихся посредством использования нетрадиционных форм обучения и ИКТ

В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции.      Низкая читательская активность учащихся, нежелание дума...

Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Работа над киносценарием на уроке литературы как средство активизации читательского интереса учащихся

В  работе представлена разработка урока - киносценария как средства активизации читательского интереса школьников. Автор делится своим опытом проведения нетрадиционных уроков литературы как одной...

Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"

Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера....