Технологическая карта урока литературы "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока по формированию умений и навыков  отбора главной и второстепенной  информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев.  «Муму». Сюжет и герои рассказа. (5-а класс, Абрамова А.В.)

Диагностируемая цель: учащиеся  отметят события в рассказе, получат представление о героях рассказа, продолжат работу по овладению приёмами работы с текстом.

Технология: интерактивные приёмы  (двучастный дневник), приёмы продуктивного чтения (выявление фактуальной и подтекстовой информаций).

Этапы урока

Цель

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Форма, приём, метод

Информирование

Мотивация к учебной деятельности

5 мин.

Орг.момент.  Готовность к уроку.

- Подготовительное упражнение к работе по тексту

- Осмысление темы:

1). Чтение темы урока.

2). Что такое сюжет произведения?

3).  С чего нужно начать работу по теме  -  с героев или сюжета – почему? (Слайд свёрнут)

- Дети читают текст вполголоса

- Отвечают на вопросы

1. Осваивает приёмы отбора необходимой для формулирования тезиса информации

2. Осваивает  различные способы и формы выражения информации

3. Формулирует цель чтения под руководством учителя

4. Осваивает понятия главная и второстепенная информация

5. Осваивает способы формирования на основе текста аргументов для определённой позиции

Беседа

Планирование

Актуализация знаний

3 мин.

- Попробуем выяснить, что вы знаете о героях произведения?

Демонстрируется слайд:
Вдова, окружённая многочисленною дворней, уединённо  доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. Славный он был мужик.

Один башмачник, пьяница горький, почитал себя существом обиженным  и не оценённым по достоинству.

Человек, которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.

Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая с родинкой на щеке. С ранней молодости держали её в чёрном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала.

Читают  вполголоса (все)  материал на слайде, называют героя

Наблюдение, определение объекта по его признакам

ИКТ

Анализ

Выявление места и причин затруднений

3 мин.

- Почему не все герои были названы? (если назвали всех, то вопрос ставится другой)

- Можете ли вы уже по этому материалу рассказать о герое? (Могу, но не всё и другие варианты)

- А почему?

Отвечают на вопросы.

Беседа

Принятие решения

Построение проекта выхода из затруднений

2 мин.

- Что мы должны сделать, чтобы  получить нужные нам знания?

- Недостаточно прочитать.

- Куда мы учимся вносить наши мнения, замечания, посмотрите в тетрадь.

- Как мы называем такую таблицу?

Дети отвечают: прочитать, пересказать.

С помощью учителя называют форму: двучастный дневник.

Формулирование гипотезы

Практическая работа

Реализация проекта

10 мин.

- Посмотрите на тему. С какой частью мы уже познакомились?

- Переходим к сюжету. Из чего складывается или состоит сюжет?

- Внесём в двучастный дневник 3 события, о которых вы прочитали дома. (Помощь – О ком говорится в самом начале  - о барыне, Что она делала -  жила. Кого привезли – Герасима. Что хотели сделать – женить. Женили – нет)

Заполнение второй части:

- Как жила барыня?

- Герасиму нравилось жить в Москве?

-  Почему Герасим не женился на Татьяне?

Дети отвечают -  с героями.

Ответ - из событий.

Дети называют:

Жила барыня

Привезли Герасима

Хотели женить

Читают в тексте

или отвечают или читают, заполняют второй столбик:

подбирают слова для характеристики события 1-2 слова:

плохая жизнь, тяжело жилось, грустное событие

Двучастный дневник

Наблюдение по тексту

Беседа

Самостоятельная работа

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

10 мин.

Что стало для Герасима радостью?

(стр.178).

Самостоятельно внесите это событие в дневник.

Во второй части – столбике напишите, как вы относитесь к этому событию или какое  настроение вызывает эта часть текста и почему.

Чтение вслух.

Заполнение таблицы

Двучастный дневник

Формулирование гипотезы

Самопроверка по эталону

Самоконтроль учебной деятельности

5 мин.

- Для тех, кто прочитал всё произведение,  дополнительный вопрос:

- Какие главные события мы можем выделить в продолжении рассказа? Что было дальше?

- Проверьте  свои ответы.

Дополнения есть?

- Почему 2 последние события выделены жирным шрифтом?

- Состоялись бы главные события без второстепенных?

Отвечают на вопрос:

Муму испугала барыню

Герасим спрятал Муму

Герасим прощается с Муму

Гибель Муму

Уход Герасима в деревню.

Главные события и второстепенные

Беседа

ИКТ

Обобщение

Включение в систему знаний

3 мин.

Как выдумаете, зачем нам понадобилась такая работа?

Где вы сможете использовать такие знания?

Отвечают на вопросы.

Беседа

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

2 мин.

Что сегодня было тяжело сделать?

Что легко далось?

Оценки. Домашнее задание.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков литературы в 5 классе ФГОС по теме: "И. С. Тургенев "Муму".

Материал готов к применению на уроках литературы (в помощь молодым учителям)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс

Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...

Технологическая карта урока на тему "Работа над исполнительскими трудностями в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»

Технологическая карта урока по специальности "домра" на тему "Работа над исполнительскими трудностями  в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки» с ученицей ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения

Презентация к уроку по теме "И.С. Тургенев "Муму". Сюжет и герои произведения...

Технологическая карта урока математики по теме "Выражения, содержащие сумму и произведение" 2 класс, УМК "Школа 2100"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умения вычислять значения выражений, содержащих сумму и произведение чисел,понимание алгоритма нахождения значения выражения....

Технологическая карта урока: Решение упражнений по теме «Квадратный корень из произведения» 8 класс.

В данном материале представлена технологическая карта для урока алгебры в 8 классе....