Формирование коммуникативных компетенций в контексте требований ФГОС
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Титова Светлана Николаевна

В проекте представлены примеры специально сконструированных диагностических метапредметных заданий, коммуникативных игр и задач, направленных на оценку уровня метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирнской области

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й      П Р О Е К Т

Светланы Николаевны Титовой,

учителя русского языка и литературы

Формирование коммуникативных компетенций в контексте требований ФГОС

Проект выполнен в рамках работы творческой группы учителей русского языка и литературы под руководством доктора филологических наук

Наталии Викторовны Максимовой

При использовании материалов проекта ссылка на электронный вариант материалов (сайт кафедры: www.kgo.ucoz.ru) обязательна.

Аннотация

          Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных стандартов, требуют пересмотра целевых установок, приоритетных направлений, применения новых технологий, форм, приёмов и методов обучения.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема разработки такого  диагностического материала, который использовался бы для оценки результатов обучения в соответствии с ФГОС второго поколения. В проекте представлены  примеры специально сконструированных диагностических  метапредметных заданий, коммуникативных игр и задач, направленных на оценку уровня метапредметных результатов.

Цель проекта: Формирование коммуникативных компетенций учащихся средствами предмета.

Задачи проекта:

  1. Мотивировать учащихся на участие в диалоге.
  2. Учить высказывать и аргументировать свою точку зрения на предмет исследования, принимать чужую версию.
  3. Учить задавать «умные» вопросы.

Практическая значимость

Использование некоторых приёмов формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы позволит вовлечь учащихся в продуктивную деятельность, заставит по-новому взглянуть на своё учение.

Структура проекта:

  1. Коммуникативная игра.
  2. Задания с недостающим условием.
  3. Коммуникативные задачи.

Коммуникативная игра «Всегда. Никогда. Иногда»

Данная идея игры полезна для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей, работающих в среднем и старшем звене, учителей – предметников.

 Мероприятие предназначено для проведения в 7 классе по программе Р.Н. Бунеева. Игра поможет в запоминающейся форме вспомнить изученный материал по теме: «Обобщение и повторение по теме: « Причастие как часть речи».

ЦЕЛЬ: Отработка умения задавать вопросы

Оборудование: конверты с инструкциями и оценочными листами, игровые поля «Всегда. Никогда. Иногда»; карточки – с вопросительным знаком  и карточки – ответы «Всегда», «Иногда», «Никогда», штрафные карточки.

Описание игры

В игре принимают участие несколько команд, в которых ребята выбирают капитана. Его задача заполнять оценочный лист и решать, кто из ребят выступает (задаёт вопрос или отвечает на вопрос), а также в конце игры, после коллективного обсуждения, выставить оценки всем членам своей команды.

   Каждая группа получает игровое поле и набор чистых карточек.                Игровая карта состоит из трех полей «Всегда. Никогда. Иногда».

Ход игры

  1. Проводится жеребьёвка команд. (Название своей команды придумывают ребята)
  2. Капитан должен раздать карточки (1 – 2) по желанию ребят.
  3. Каждый человек из группы  составляет 1-2 вопроса по данной теме  и записывает на карточках. (Ответом на вопрос обязательно должны быть слова «Всегда. Никогда. Иногда»).
  4. Когда вопросы записаны, не советуясь ни с кем, положить их на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Когда все члены группы разложат свои карточки, необходимо – все еще не советуясь ни с кем – внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому – то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно,  перевернуть ее «лицом» вниз (вопрос выбывает из игры).
  5. Когда этот этап работы завершен – анализируется результат: карточки, которые не перевернули, выражают мнение группы. Перевернуть также карточки с повторяющимися вопросами.
  6. Следующий этап: «Задай свой вопрос ребятам другой команды!» - ответ: «Всегда. Никогда. Иногда».
  7. Если ребята другой команды затрудняются ответить, вопрос переходит к следующей команде, а  эта команда получает штрафную карточку.
  8. Когда все вопросы заданы, на них получены ответы, ребята каждой группы обсуждают вклад каждого в игру, учитывая поощрения или штрафы учителя, выставляют положительные оценки, а тот, кто в игре не проявил себя, остаётся без оценки.

Примечание

     Если член команды получает штрафную карточку за неправильный ответ, он не может в заключении игры получить четыре или пять.

     Выигрывает та команда, в которой все ребята активно участвовали в игре и получили пятерки.

Примерные вопросы

Общее значение причастий

  1. Причастие отвечает на вопрос какой? (всегда)
  2. Причастие отвечает на вопрос что делающий? (иногда)
  3. Причастие обозначает признак предмета по действию? (всегда)
  4. Причастие обозначает признак предмета? (никогда)
  5. Причастие обозначает действие предмета? (никогда)
  6. Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, который возник в результате действия самого предмета? (всегда)
  7. Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, который возник у предмета под действием  другого предмета? (всегда)
  8. Причастие обозначает признак признака? (никогда)

Образование причастий

  1. Причастие образуется от основы глагола. (всегда)
  2. Причастие образуется от основы существительного? (никогда)
  3. Причастие образуется с помощью приставок? (никогда)
  4. Причастие образуется с помощью суффиксов? (всегда)
  5. Причастие образуется с помощью суффиксов –ш- и –вши- ? (никогда)
  6. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса –т-? (иногда)
  7. Причастия настоящего времени образуются от основы глаголов с помощью суффиксов –ащ- - -ящ- ?(иногда)
  8. Причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов с помощью суффиксов –ущ- - -ющ- ?(никогда)

Синтаксические признаки действительных и страдательных причастий, орфограммы в причастиях

  1. Действительные причастия имеют краткую форму? (никогда)
  2. Страдательные причастия в предложении являются сказуемыми? (иногда)
  3. Причастия делятся на действительные и страдательные? (всегда)
  4. Действительные причастия в предложении являются определениями? (иногда)
  5. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н? (всегда)
  6. В суффиксах страдательных причастий после шипящих под ударением пишется буква О? (никогда)

Морфологические признаки причастий

  1. Причастия бывают только действительные? (иногда)
  2. Причастия делятся на действительные и страдательные? (всегда)
  3. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (всегда)
  4. Причастия бывают возвратными? (иногда)
  5. Причастия могут быть в форме будущего времени? (никогда)
  6. Причастия изменяются по падежам? (иногда)
  7. Причастия изменяются по родам? (иногда)
  8. Причастия изменяются по числам? (всегда)

Задание с недостающим условием

Задание№1

1.  С помощью вопроса узнай ответ.

2. Задай вопрос, чтобы правильно написать слово. Объясни свой выбор.

Плач(?)

3. Методический комментарий:

1) Ключ: К какой части речи относится данное слово?

2) Класс: 5

3) Уровень: продвинутый

4) Тема: Правописание Ь в глаголах.

5) Цель: Отрабатывать навык написания Ь на конце глаголов после шипящих; повторить тему «Ь после шипящих в именах существительных».

6) Задание апробировано.

Задание №2

  1. С помощью вопроса узнай ответ.
  2. Задумано слово, относящееся к неизменяемой части речи. Это наречие или деепричастие? Выясни, задав один дополнительный вопрос. Объясни свой выбор.

Методический комментарий:

1) Ключ: Слово образуется только с помощью суффиксов?

2) Класс: 7

3) Уровень: начальный

4) Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида

5) Цель: Знакомство со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от основы глагола, сохраняя вид.

Задание №3

  1. Задание на умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор.
  2. Почему сказку «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» относят к героическим волшебным?

Выбери один вопрос – ответ и объясни:

1) В сказке есть волшебство?

2) В этой сказке герой совершает подвиг во имя жизни  всех людей?

3) В сказке есть волшебные вещи?

4) В этой сказке главными героями являются животные?

3.  Методический комментарий:

1) Ключ: 2 вопрос (Попросить детей выбрать один вопрос, который поможет дать ответ на основной вопрос. Объяснить свой выбор.)

2) Класс: 5

3) Уровень: начальный

4) Тема: «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» - героическая волшебная сказка.

5) Цель: Познакомить детей с особенностями героической волшебной сказки.

6) Задание апробировано.

Задание №4

  1. Задание на умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор.
  2. Почему в предложении «В саду пели птицы и летали бабочки» не стоит запятая перед союзом И?

Выбери один вопрос – ответ и объясни:

1) Есть ли однородные члены?

2) Сколько грамматических основ в этом предложении?

3) Есть ли общий второстепенный член предложения?

4) Это предложение сложносочинённое или сложноподчинённое?

3.  Методический комментарий:

1) Ключ: 3 вопрос (Попросить детей выбрать один вопрос, который поможет дать ответ на основной вопрос. Объяснить свой выбор.)

2) Класс: 9

3) Уровень: начальный

4) Тема: Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом.

5) Цель: Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

6) Задание апробировано.

Задание №5

  1. Постановка цепочки вопросов
  2. Задумано имя героя романа в стихах. Кто это?

 Выясни, задав цепочку из двух вопросов.

    3.    Роман в стихах – это «Евгений Онегин», в котором много героев: и главных, и второстепенных.

1) Это главный герой романа?

2) Учился ли он в Германии?

4. Методический комментарий:

1) Ключ: Владимир Ленский, т.к. у А.С.Пушкина «…Он из Германии туманной привёз учёности плоды…».

2) Класс: 9

3)Уровень: продвинутый

4) Тема:  Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

5) Цель:  Понимать типическое и индивидуальное в героях; уметь давать характеристику литературному герою.

Коммуникативная задача №1

Задача с двумя правомерными пониманиями смысла текста

Оля и Лена отдыхали в лагере. Получили письмо от бабушки, когда были на пляже.  Письмо случайно попало в воду и некоторые слова «размыло». Вот отрывок из  письма.

Дорогие мои, буду рада видеть вас у себя. … напишите ответ, буду готовиться встречать дорогих гостей.

Сестрёнки заспорили о том, когда писать ответ. Оля говорила, что бабушка допустила ошибку в слове, а Лена доказывала, что всё написано правильно.

1. Какую ошибку заметила Оля? Как она доказывала свою правоту? Почему Лена не соглашалась и как обосновывала свою точку зрения?

- Какие доказательства приводила каждая девочка?

Приведи доказательства Оли. Оля считала, что бабушка думала о том, что внучки напишут ей за несколько дней до конца смены. В письме использован глагол изъявительного наклонения, будущего времени, множественного числа, 2 лица, 1 спряжения, а значит, писать в глаголе надо букву «Е».

Приведи доказательства Лены. Лена говорила, что бабушка просит написать ответ сразу, чтобы готовиться встречать дорогих гостей. В письме использован глагол повелительного наклонения, который образуется с помощью суффикса «И».

2. Добавь в предложение одно слово так, чтобы смысл стал единственным, подтверждал мнение Оли. Сделай то же для подтверждения мнения Лены.

- Какое слово можно вставить в предложение, чтобы смысл стал такой, как у Оли? Это слово «Когда».

- Какое слово можно вставить в предложение, чтобы смысл стал такой, как у Лены? Это слово «Сразу».

  1. Отметь знаком плюс (+) верное, с твоей точки зрения, высказывание.

В глаголе «напиш…те»:

- скорее всего была написана буква Е.

- могла быть написана или  Е или  И: определить точно нельзя.

- скорее всего была написана буква И.

Коммуникативная задача №2

Как вы думаете, что имели в виду ребята, когда говорили, что предметом критики выступает вообще нечто иное – ни позиция Сильвио и ни графа Б.

Напишите своё размышление о том,  какие вопросы А.С.Пушкин ставит перед читателем.

Кто из героев в большей или меньшей степени является предметом критики?

В чём смысл жизни?

Слово учителя: Каждый человек в тот или иной момент жизни осознанно или неосознанно решает для себя, в чём смысл его жизни. В чём смысл жизни главных героев повести «Выстрел»? Объясните, пользуясь текстом, приведите 2-3 примера, которые будут ответом на ваши вопросы о героях повести.

Обсуждение.

- Каким предстает перед нами Сильвио в начале повести? А граф Б.?

(Цитата №1)

- Что составляло главное занятие Сильвио? (Цитата№2)

- Что являлось главной ценностью в доме Сильвио? А в доме графа Б.?

(Цитата№3)

- Какие же человеческие качества ценились выше всего среди молодежи?

- Какую историю поведал Сильвио автору-рассказчику? Граф Б. рассказчику? (Цитаты № 4,5)

- Почему же Сильвио не выстрелил? Как он сам объясняет свой поступок? (Цитата№6)

Учитель:

- А как считаете вы? Может быть, были еще причины, по которым он не стрелял? Может быть, есть причины, в которых он сам боится себе признаться?

(Чувство мести целиком захватило Сильвио. Он живет ради этого. Ежедневно упражняется в стрельбе из пистолета. И вот момент настал. Но наказать обидчика он не смог, потому что в душе был человеком благородным, не злым. Милосердие, благородство взяли верх над чувством мести. Он пожалел жену графа, не стал разрушать их счастье.)

- Почему погибает Сильвио? (Цитата№7)

(Наверное, не находя в мирной жизни себя, счастья, он отправляется туда, где пригодится его военное искусство. А по своей натуре он не может не первенствовать.)

- В чём смысл жизни героев?


№ цитаты

Сильвио

Граф Б.

1.

«Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо;  никто

не знал причины, побудившей его выйти  в  отставку ..»

«…наслаждался моею славою, как определился  к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу назвать его).  Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость,  ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую  беспечную,  громкое  имя,

деньги, которым не знал он счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое  действие  должен  был  он  произвести  между  нами. Первенство мое поколебалось» (Сильвио о графе)

2.

«Главное упражнение его состояло в стрельбе из  пистолета.»(И.Л.П. о Сильвио)

«Я его возненавидел. Успехи его в полку и  в  обществе  женщин приводили меня в совершенное  отчаяние.  Я  стал  искать  с  ним  ссоры;  на эпиграммы  мои  отвечал  он  эпиграммами,  которые   всегда   казались   мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были  веселее:  он шутил, а я злобствовал.»(Сильвио)

3.

«Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной  мазанки,  где

он жил.»

«Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином  было  широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами».

4.

 «Мы полагали, что на совести его лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасного искусства»

«Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно,  стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом,  выбирая  из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня.  Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная  мысль  мелькнула  в  уме  моем.»(Сильвио)

5.

«…я всех сильнее был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести»;(И.Л.П.)

«Начнем  сызнова;  кинем  жребий,  кому стрелять первому". Голова моя шла  кругом...  Кажется,  я  не  соглашался... Наконец мы зарядили еще пистолет; свернули  два  билета;  он  положил  их  в фуражку, некогда мною простреленную; я вынул опять первый нумер. "Ты,  граф, дьявольски счастлив", - сказал он с усмешкою, которой никогда не забуду.  Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить... но - я выстрелил, и  попал  вот  в  эту  картину».  

6.

«…я не имею права подвергать себя  смерти.  Шесть  лет  тому

назад я получил пощечину, и враг мой еще жив.»

«Я вышел в отставку и удалился в это местечко. С тех пор  не  прошло  ни

одного дня, чтоб я не думал о мщении. Ныне час мой настал...»

«Не буду, - отвечал Сильвио, - я  доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить  по  мне,  с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести". Тут он  было вышел, но остановился в дверях, оглянулся  на  простреленную  мною  картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся».

7.

«Сказывают,  что

Сильвио,  во  время  возмущения  Александра  Ипсиланти,  предводительствовал

отрядом этеристов и был убит в сражении».

В чём смысл жизни?

Выбор

Сильвио

Другой?

Граф Б.

Нет покоя и мира в душе.

Душевный непокой?

Сначала равнодушие – потом нервничает, есть, что терять.

Милосердие, благородство.

Благородство?

Сомнение.

Любовь? Борьба?

Смерть в сражении.

Погиб за других людей.

Что?

Материальное и душевное благополучие.

Личное счастье с любимым человеком. О какой-то борьбе не мыслит.

Приём №1

Фрагмент урока в 6 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

Слово учителя:

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Имя прилагательное».  В начале  пути помогать нам будет «цветик-семицветик». Сегодня он будет задавать вопросы о прилагательном. Как вы думаете, на какие вопросы предложит вам ответить «цветик-семицветик»?

Ответы ребят:

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- Как изменяется?

- Каким членом предложения является?

- Какую роль выполняет в речи, языке, литературе?

- Какие орфограммы изучили в разделе «Имя прилагательное»?

Учитель:

- Ответив на эти вопросы, мы вспомним всё, что знаем о прилагательном. А это и есть цель нашего урока. За активную работу на уроке, за правильный ответ – значок «Знаток».

- Какие вопросы-ответы вы зададите?

- Прилагательное отвечает на вопросы: какой? чей?

- Прилагательное обозначает признак предмета?

- Прилагательное изменяется по падежам, числам, родам?

- Прилагательное является в предложении определением, сказуемым? И т.д.

Методический комментарий:

Такой приём работы «Задай вопрос» целесообразно использовать на каждом уроке, а особенно на уроках повторения и обобщения знаний.

Игра№2

Игра «Записка соседу по парте»

Данная игра может проводиться как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Идеей игры могут воспользоваться учителя-предметники.

Описание игры

  1. Вспомнить материал прошлого урока.
  2. Составить вопрос по изученной теме.
  3. Написать записку, в которой задать вопрос по теме, ответом на который будут слова «да» или «нет».
  4. Вопрос озвучивается и даётся ответ.

Примерные вопросы по теме «Звуки речи» (5класс):

- Звуки речи изучает фонетика?

- В русском языке шесть гласных звуков?

- Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков?

- В образовании гласных звуков участвует голос?

Методический комментарий:

В игре на каждом уроке могут участвовать 2-3 пары учеников. На уроках обобщения, повторения материала все учащиеся.

Игра рассчитана на обучающихся среднего звена.

Перспективы проекта

Данный проект будет пополняться заданиями, конструируемыми  не только учителем, но и учащимися в процессе работы на уроках, факультативных и элективных занятиях, т.к. он предполагает самостоятельную деятельность, направленную на конкретный результат.

Использованная литература:

  1. Бархударов С.Г. Учебник русского языка за 9 класс.
  2. Бунеев Р.Н. Учебник русского языка за 6, 7 класс.
  3. Ладыженская Т.А.Учебник русского языка за 5 класс.
  4. Муштавинская И.В. Ремесло в средневековом городе. Перемена, №5, 2001.
  5. Пушкин А.С. «Повести И.П.Белкина».
  6. Личный опыт педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

Вступление в XXI век ознаменовало целый ряд изменений в характере образования: в его направленности, целях, содержании, которые все более  ориентируются на свободное развитие человека, на творчес...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)...

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....