Открытый урок в 5 классе Масленичные дни в рассказе И. Бунина «Подснежник»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Литвиненко Яна Алексеевна

Считаю необходимым на уроках литературы в первую очередь воспитывать читателя. Поэтому урок построен на работе с текстом рассказа И. Бунина. Текст читается дробно, в ходе аналитической беседы с классом постепенно ученики приходят к мысли о  том, что рассказ, несмотря на свое название, вовсе не о цветах, а о любви. О любви отца к сыну и сына к отцу, о счастье жить в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Масленичные дни в рассказе И. Бунина «Подснежник»

Цель:

создать условия для эмоционального живого прочтения рассказа И. Бунина, для понимания его идеи о ценности семьи и родительской любви.

Задачи:

  1. Познакомить пятиклассников с литературоведческими понятиями «лексический повтор», «психологический портрет», «эпитет», «пейзаж», «интерьер»;
  2. Способствовать расширению лексикона учащихся;
  3. Повторить понятие идеи литературного произведения, обсудить возможность выражения идеи через обложку книги;
  4. Совершенствовать умение читать  медленно и бегло;
  5. Воспитывать бережное отношение к слову, литературному произведению;
  6. Воспитывать уважительное отношение к родителям, своей семье;
  7. Способствовать развитию умения контролировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

компьютерная презентация, изготовленные дома обложки к книге (индивидуальное домашнее задание).

Ход урока:

  1. Учитель просит во время урока все полезные и важные мысли собирать в «коробочку», чтобы в конце урока можно было ответить на вопросы: что нового узнали? чему научились?
  2. Психологический настрой на восприятие информации

Ребята, скажите, чувствуете ли вы уже наступление весны?  По каким приметам вы замечаете её?  Изменился ли воздух? Солнечный свет? Выглядят ли как-то по-другому, по-особенному деревья? (Ответы детей)

  1. Сообщение целей урока

Как думаете, почему мы начали урок с вопросов о весне? (Да, действительно, сегодня мы почитаем один «весенний» рассказ. У него очень «весеннее» название – «Подснежник»).

Перед уроком некоторые ребята получили задание – предположить, какой могла бы быть обложка к книге с таким «весенним» названием.   Ребята, а что обязательно должно быть на обложке книги? О чём обложка должна рассказать читателю? (Кроме имени автора и названия книги, обложка должна выражать главную мысль книги, передавать её идею, особенно если на обложке есть рисунок). Сейчас мы посмотрим, что получилось у ребят, а в конце урока нам будет нужно дать ответ на вопрос: можно ли, не читая произведение, только по названию книги нарисовать её обложку? Точными ли были работы учеников нашего класса?

  1. Представление индивидуальных домашних работ

Ученики не только показывают свои рисунки, но и рассказывают, почему именно так они выполнили свои работы. Рисунки помещаются на доску.

  1. Слово учителя о И. А. Бунине

Иван Бунин родился на Орловской земле, примерно там, где находились  родовые имения И. Тургенева, Л. Н. Толстого. Вся эта прекрасная земля была пропитана лирикой, поэтическим отношением к миру, гармонией. Поэтому маленький Ваня рано начинает тонко чувствовать природу, свою Родину. Он рано начинает писать стихи. В возрасте 11 лет Иван поступает в Елецкую гимназию. Однако закончить её не представлялось возможным: у семьи не было на это средств. И поэтому образованием Вани занялся его старший брат, прививший  ему ещё большую любовь к литературе, которой сам был увлечён. Уже в 16 лет юный Иван Бунин начинает сам зарабатывать деньги и помогать своей семье.

В годы революции, после 1917 года, Бунин вынужден был отправиться в эмиграцию за границу, откуда никогда уже никогда не смог возвратиться на Родину, в Россию. Жизнь в эмиграции была очень нелёгкой.  Иван Алексеевич продолжает писать, причём, зная в совершенстве французский язык и живя во Франции, никогда не пишет ни на каком другом языке, кроме русского. В его рассказах и повестях – тоска по потерянной навсегда Родине, воспоминания о родной природе, о знакомых и близких людях и, конечно, о русских праздниках. Иван Алексеевич хорошо знал, как изменилась жизнь в России, он знал, что всего того, что он помнил и любил, нет уже на свете. Однако в его рассказах Россия оставалась такой, какой он её запомнил.  Такой мы видим Россию и в рассказе «Подснежник», написанном в 1927 году, через 10 лет после революции.

  1. Беседа:

- Найдите в 1 предложении рассказа повтор. Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).

- 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите: это рассказ о цветах? Кто главный герой рассказа?

- Найдите и зачитайте портрет Саши. Какого он цвета?

   На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком:  он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир Божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

- Такой портрет можно назвать психологическим. Предположите, что значит это слово? Докажите, что это психологический портрет. (Это психологический портрет, потому что помогает понять характер героя, его психологию).

- Саша – особенный мальчик?  Что пишет по этому поводу автор?

Он такойнеобыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный:  разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

(В Саше есть то, что и во всех детях:  свежесть восприятия мира, чистота помыслов, удивление перед миром.)

- Он действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз? Найдите сходство с цветком.  (Медленное чтение) Почему взгляд назван «доверчивым» (эпитет)? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника? (рисунки) (Как подснежник «доверяет» миру и выходит на свет Божий ранней весной, когда ещё лежит снег, так и Саша, наверное, доверяет миру и всем, кого он знает).

- Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»?  Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.

Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

- Что значит жить «на хлебах»? (Сообщение ученика – индивидуальное домашнее задание)

Жить на хлебах— у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 …   Большой словарь русских поговорок.

Скорее всего, мальчика взяли из милости в чужую семью, чтобы он мог учиться в городе. Он живёт в чужой семье, без родных.

- Ребята,  скажите, есть среди вас кто-нибудь, кто уезжал из родной семьи и кому долго приходилось жить вне дома? Расскажите, что вы чувствовали тогда.  Как думаете, что испытывал, живя «на хлебах», наш Подснежник? Можно ли сказать, что вокруг него холодно, лежит снег?

- А где Саша жил до этого? (В деревне).  

- Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).

- Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

- Как Саша относится к отцу? Рад ли он его приезду? (Комментированное чтение)

Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье. Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

   Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

   - Мерси, папочка!

 Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок:  пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь.

Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

- Саша целует отцу руку. Почему? (После молитвы отец благословляет Сашу, и тот в ответ целует отцу руку, выказывая этим уважение к нему и благоговение перед  отцом).

- Ребята, как вы думаете, хороший это обычай – целовать руку родителям?  Что мы можем сказать родителям таким поцелуем? (Спасибо за жизнь, спасибо за всё, что вы для меня сделали, за всё, что у меня есть). Часто ли мы говорим это словами?

- Почему отец приехал именно сейчас? Почему не приезжал раньше?  (Автор пишет о Масленице, наверное, это праздник, выходной. Отец освободился от работы и приехал навестить сына в городе).

  1. Беседа  о Масленице (проверка домашнего задания)

Учитель: В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем.

В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью. Послушайте масленичную песню. О чём просят девушки Масленицу?  («Ты боярыня хозяюшка»)

- Сейчас ребята расскажут нам  о Масленице. Ребята, послушайте внимательно и постарайтесь угадать, в какой день недели приехал к Саше отец, какой именно это «долгий прекрасный» день впереди?

Итак, почему масленичные дни так называются? (используем подготовленные дома сообщения)

Понедельник — встреча

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как впоследствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром». Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара — божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу — мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленк, прообразом которого был бог — громовик из тех же ритуалов и мифов.

Вторник — заигрыш

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины»

Четверг — перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — тёщины вечёрки

Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами

Суббота — золовкины посиделки

Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

  1. Физминутка

Встаём. Интересно, как вы представляете себе масленичные развлечения? Я буду их называть, а вы покажите, как это могло выглядеть (заодно проверим актёрские способности):

как выглядела Масленица?

как пекут блины?

уличный кукольный театр

как выглядел медведь-артист?

кулачный бой

как горела масленица?

- Какой день впереди у Саши и его отца? (суббота или воскресенье)

  1. Беседа

- Как же проводят этот день наши герои? Может быть, угощаются блинами, катаются на тройке лихих коней? А может, едут с горы на санках? (Найдите и зачитайте пейзаж – наверняка Саша и его отец, как и все, сегодня на улице).

В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых:  каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...

 Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой!

- Как же так? Где же пейзаж? Почему мы видим вместо него интерьер? (описание помещения) Где же масленичная радость? Почему день проходит так? (Отец Саши, скорее всего, проводит этот день так, как он сам хочет. Это его общество, ему здесь весело. Возможно, он долго мечтал о том, чтобы посидеть в этот городском трактире и поговорить с давними знакомыми, с которыми давно не виделся. Возможно, он на какое-то время забывает о Саше, о том, что ему-то, нежному Подснежнику, здесь совсем не место).

-  Как же Саша оценивает этот день? Как его называет? Действительно ли он оказался прекрасным, как тот предполагал вначале? (текст).

И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

(Да, для Саши этот день прекрасен, потому что он провёл его с отцом).

- Почему Саша не обиделся на отца? Ведь у него не было такого весёлого праздника! (Потому что Саша искренне и по-настоящему любит своего отца. Не за подарки или развлечения, а просто потому, что они родные и самые близкие на свете люди. В сердце мальчика самая настоящая сыновняя любовь к отцу. О такой любви читаем в Библии: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит).  

Саша любит ни за что, просто так. Для него лучшая Масленица – с отцом. Он не сомневается, что и отец любит его. И это так и есть).

– Зачитайте, какое горе постигло Сашу на следующий день?

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу:  отец уезжает.    Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

   - Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет:

 - Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

 И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...

   А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках...

Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

   - До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

- Найдите повторяющиеся слова в конце рассказа. Что они значат? («Христос с тобой» - значит, что ни на кого больше нет надежды у Саши, кроме как на Христа и Его милость. Он снова остаётся один. Великое горе Саши – одиночество).

- Последние слова произведения всегда самые значимые. Что остаётся в конце рассказа? (остаётся любовь Саши к отцу – она никуда не исчезает).

10.  Итак, давайте ещё раз посмотрим на обложки к рассказу. Точны ли они? Может быть, на обложке к этому рассказу нужно нарисовать что-то ещё или что-то совсем другое? О чём же этот рассказ? (о любви). Что бы вы изменили в обложках?

11. Домашнее задание: нарисуйте новую обложку к рассказу так, чтобы в ней отразилась главная мысль, настроение рассказа.

12. Рефлексия: «достаньте» из своих «коробочек» то, что нового узнали на уроке, чему научились. Расскажите об этом дома. Принесите сегодня домой теплоту и любовь рассказа И.А.Бунина – расскажите родителям о нашем разговоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Урок в 5 классе с использованием ТРКМЧП И.А.Бунин "Подснежник"

Урок в 5 классе по программе Меркина Г.С. с использованием стратегии ТРКМЧП "Чтение с остановками"...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...

Урок в 5 классе "Масленичные дни в рассказе И. Бунина "Подснежник"

Считаю необходимым на уроках литературы в первую очередь воспитывать читателя. Поэтому урок построен на работе с текстом рассказа И. Бунина. Текст читается дробно, в ходе аналитической беседы с классо...