Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Авдеева Оксана Геннадьевна

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авдеева Оксана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ СОШ №210 г.Новосибирска

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся

 СЛАЙД 1

  Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

СЛАЙД 2,3,4,5

   Навык умения читать, понимать, интерпретировать текст  (СЛАЙД 6), строить своё высказывание по прочитанному очень важен при написании итогового сочинения. Не прочитав вдумчиво задание, не осознав, что от него требуется, какова тема сочинения, какой будет основная мысль высказывания, какие аргументы необходимо использовать,  выпускник не создаст логически построенного текста в полной его взаимосвязи: вступление-основная часть-заключение (тезис-аргументы-вывод).

 СЛАЙД 7

Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment), в результате исследования которых выявились проблемы и затруднения учащихся при работе с текстом:

СЛАЙД 8 (Проблемы )

не знают значений многих слов,

не умеют озаглавить текст (а значит, затрудняются в определении темы и основной мысли, так как именно они отражаются в заглавии),

не понимают смысла написанного (значит,  затрудняются в выборе аргументов из литературных произведений),

не могут выделить ключевые слова (тогда им не совсем понятна будет тема итогового сочинения),

не в состоянии сформулировать вопрос ( а именно вопросом можно сформулировать тезис сочинения), не могут выбрать способ решения задания (затрудняются в логическом построении своего сочинения: структура, логические связи),

не умеют актуализировать  наличные умения (затруднения в аргументации на примере жизненного опыта).

СЛАЙД 9 (Результативность)

   Функциональное чтение – это чтение с определенной целью. Где  предполагается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, умение  использовать их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

   Сущность  понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

 СЛАЙД 10 (Подготовка к ИС) 

Таким образом, навыки функционального чтения имеют  более широкий диапазон применения, чем просто подготовка к итоговому сочинению, они способствуют, в том числе, и становлению функциональной грамотности выпускника (в частности,  логической и информационной грамотности,  воспитанность человека, что обеспечивает культуру общения, коммуникативную компетенцию и другое)  

   Функциональная же  грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

СЛАЙД 11

     Тексты, по ПИЗА, делят на сплошные и несплошные (графики, таблицы и др.).  Как учитель-словесник  работаю со сплошными текстами. С ними сталкиваются учащиеся и  в повседневной жизни, и в школе. 

СЛАСЛАЙД 12   Виды анализа текста: Предварительный Информационный Комплексный  Лингвистический

Стилистический Литературоведческий Филологический

описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

   В итоговом сочинении (в результате полученного читательского и жизненного опыта) создается текст-рассуждение. Одной из составляющих успешного его создания  и является функциональное чтение, которое способствует пониманию темы сочинения, формированию кругозора и опыта учащихся).

СЛАЙД 13

    В своей работе по формированию навыков функционального чтения, прежде всего, руководствуюсь словами  Лихтенберга: «То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом возникает необходимость».

     То, что учащийся откроет сам, то и будет в его долговременной памяти, поэтому открытие - как результат любой деятельности, связанной с текстом, – основная составляющая  и при функциональном чтении тоже.

     Моя позиция на уроках второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение веду в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах. «… В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс совместного приобретения знаний». (профессор из Кембриджа Робин Александер)

 СЛАЙД 14   

 https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_545cf9007df26/img_user_file_545cf9007df26_21.jpg

Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания.

     Работа с текстом проходит на всех уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса. Это и тексты упражнений из учебников, и тексты, предложенные учителем и даже учениками ( когда у них есть желание поработать и исследовать в содружестве с одноклассниками какой-либо текст, они предлагают его  сами).

    Очень часто в своей работе дополняю грамматические  задания учебника  русского языка заданиями, направленными на восприятие текста, то есть  развиваю навыки функционального чтения наряду с решением грамматических задач.  

     Например, с 5 класса: определить тему, основную мысль, ключевые слова текста, с 6-7 класса: составить проблемный вопрос к тексту и ответить на него, используя материал текста, с 8 класса: аргументом к какой теме мог бы послужить данный текст, согласны ли вы с позицией автора, приведите пример из своего жизненного опыта, подтверждающий или опровергающий мнение автора.  Таким образом планомерно, практически  на каждом русского языка проходит работа, направленная на развитие навыков функционального чтения.

    На уроках литературы объектами для работы по функциональному чтению становятся художественные тексты, критические статьи и тексты учебников литературы. В учебниках литературы под редакцией В.Я.Коровиной достаточно интересные задания на развитие навыков функционального чтения, аналитического и образного мышления, на воспитание гражданской ответственности, духовности и культуры, удачно подобран художественный материал для работы с детьми.

      Свою работу по функциональному чтение как деятельности определяю  через восприятие, узнавание, понимание, осмысление, рефлексию. Процесс чтения состоит из трех этапов   (Обратите внимание на слайд)

СЛАЙД 15

Расшифровка текста, раскрытие смысла, содержания. (Для  ИС: понимание темы сочинения)

Извлечение смысла, интерпретация текста (Для ИС: осознанный подбор аргументов)

Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла (Для ИС: создание ИС)

    Для каждого этапа в своей работе использую различные типы заданий, которые позволяют развивать навыки функционального чтения поэтапно.

 СЛАЙД 16   

Для развития навыков функционального чтения использую на уроках литературы и технологию Наталии Николаевны Светловской. Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”, дополняя к основным этапам работу с текстом     до чтения, назовем его предварительным. (Предвосхищение)

     Цель: развитие антиципации (из психологического словаря: «Антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия»)

     Например, чтение фамилии автора и представление его учащимися (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?), чтение ключевых слов. (Прочитай ключевые слова. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?), рассматривание иллюстраций. (Предположи, о   чем пойдет  речь?), высказывание предположений о героях, теме, содержании текста. А также постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

   Это готовит учащихся к заинтересованному функциональному ( целевому) чтению для проверки своих предположений.

СЛАЙД 17 ( ФОРМУЛА УСПЕХА)  Дальше практические задания

1 ЭТАП:  Расшифровка текста, раскрытие смысла, содержания

(СЛАЙД 18)

Работа с текстом во время чтения. Я называю этот этап «Первичное знакомство с текстом»

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

СЛАЙД 18- 30, 31 (Формула успеха)

     2 ЭТАП: Извлечение смысла, интерпретация текста

   На втором этапе работы с текстом (я называю его «Погружение в текст») на уроках формирование навыков функционального чтения происходит через применение различных методов и приемов: «Шесть шляп», Инсерт (цель которого научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе), Венн диаграммы, самооценивания, построение концептуальных карт, метод  «535» и др.

   С 7-8 класса учащиеся ведут читательский дневник, в который вносят информацию о героях произведения, содержательную сторону, а также выписывают цитаты, которые могут впоследствии стать аргументами в итоговом сочинении. Читательский дневник становится одной из итоговых форм работы с художественным  произведением, его осмыслением.

 Для развития  умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников или личным опытом, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, по содержанию текста, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста, находить аргументы, подтверждающие мнения, высказывания, объяснить заглавие текста.

Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий:

- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.

- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.

     

Задания:

чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

интересные аргументируемые суждения детей включать в общий разговор,

- комментарии должны быть краткими и динамичными,

- комментарии не должны превращаться в беседу,

- соблюдать чувство меры.

-диалог с автором.

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),

- задавать свои вопросы.

- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня или мог бы рассказать автор?),

- проверять, совпадают ли они с замыслом автора,

- включать воображение. (Как ты думаешь, как видит   …..),

словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),

озаглавливание частей текста (Чаще всего статья разбита на части, но иногда встречаются сплошные тексты объёмного содержания и сложные для понимания и запоминания. Вот их-то, по моему мнению, и необходимо делить на более мелкие части и озаглавливать)

выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как…..),

беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац и ….. Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли?)

- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

   

 3 ЭТАП:  Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла

Работа с текстом после чтения

На третьем этапе проводится работа по созданию собственного текста – сочинения от минимального объема, постепенно доходящего до объема итогового сочинения. Этому предшествует  различная творческая деятельность учащихся:   создание синквейнов,  исследовательских проектов,  рефлексии-эссе и др. Очень часто для создания текстов используется технология  РАФТ ( RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки). 

     

Постановка проблемного вопроса к тексту. (К таким вопросам можно отнести от  таких, как  «Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ» или Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ»  до « Может ли быть неверным благородное сердце?». От вопроса, основанного на одном произведении до вопроса, требующего более широкого читательского кругозора).

Беседа о личности писателя, если авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

Анализ поступков героев.

Выполнение творческих заданий. (Работа группами. Работа парами)

Индивидуальные задания.

   

   Подводя итог своему выступлению из опыта работы по функциональному чтению, хочу сказать, что на каждом уроке есть возможность для работы по развитию навыков функционального чтения. Анализируя деятельность  учащихся  на моих уроках, их ответы, способы решения ими заданий, я пришла к выводу, что функциональное чтение,  действительно,  расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий и способствует социализации учащегося и, конечно же, успешному написанию итогового сочинения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

RAFT-технология

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. 

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Подготовка к проведению занятия

Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.

Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.

Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.

Стадии RAFT-технологии

Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.

Стадия вызова

Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.

Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.

Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.

Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.

В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.

Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.

Стадия осмысления

Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради. Подробнее о стадии осмысления >>>

Стадия рефлексии

Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Области применения RAFT-технологии

Рафт-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:

на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества;

на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок;

а также при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т.д.).

Пример. В качестве примера применения приема РАФТ-технологии приведем урок истории в 6 классе. Тема: «Феодалы и крестьяне». Урок рассчитан на 2 часа.

Часть I.

Учитель объявляет тему урока и поясняет особенности его проведения, связанные с применением метода RAFT-технологии.

Для лучшего погружения в тему урока и выбранную роль, рекомендуется использовать наглядный материал. В данном случае это могут быть картинки или слайды с изображением особенностей быта крестьян и феодалов, работы крестьян, доспехов рыцаря, рыцарских турниров.

Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей:

Феодал (как господин);

Феодал (как рыцарь);

Управляющий;

Крестьянин;

Ученый;

Путешественник.

Делая выбор, важно концентрировать внимание учащихся на необходимости перевоплощения в персонажа, поиска именно того способа воздействия на публику, который отразит особенности его характера, привычек, речи, условий окружающей среды. Лучше всего, если подбор роли ребята сделают по собственному желанию, исходя из своих предпочтений.

Далее дети определяются с аудиторией, с теми лицами или группами лиц, которым будет предназначаться их сообщение. Например, крестьяне, вражеские войска, историки, потомки, случайные собеседники.

Следующим этапом должен стать выбор жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки.

Все данные учитель фиксирует в таблице, наглядно представленной всему классу. Каждый ученик копирует записи у себя в тетради.

Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании. Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые.

В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Учителю стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала.

Часть II.

Учитель повторяет тему урока: «Феодалы и крестьяне» и предлагает детям зачитать свои повествования. Важно распределить время урока так, чтобы все произведения учащихся были озвучены.

Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос.

Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований. Необходимо обратить внимание на разницу в изложении одних и тех же фактов разными людьми.

В качестве домашнего задания выступает повторение пройденного материала и составление синквейна — нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк, в каждой из которых имеется набор заданных слов.

Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Метод «535»

Задания, направленные на развитие  умения находить информацию в тексте, применимы и на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Сложносочиненные предложения», я предложила ученикам изучить ее самостоятельно. Изучение новой темы проходило по методу «535». Ученики в группе (состав группы 5 человек) в течение 5 минут самостоятельно читали новый материал из учебника, ресурсов Интернета, обсуждали прочитанные правила, находили и выписывали три ключевые идеи (можно на флипчарт). Затем устно презентуют свой мини-проект на установленное время, то есть выступление не более 2-3 минут, где слушающие оценивают их устные ответы, по ходу исправляют допущенные речевые ошибки.

    Задание такого типа для учеников не ново, навыки выполнения такого рода упражнений встречаются в грамматике, например, определить количество числительных в тексте, «сколько от общего числа количественных, порядковых, собирательных?», «найти синонимы, антонимы, омонимы».

Задания для выполнения в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию дети берут  из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников. Работа проводится в рабочих тетрадях, читательских дневниках, учащиеся создают концептуальные карты, синквейны.

Виды заданий

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,

картинок, схем и т. п.;

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов). 

 Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;

2) дополнение (завершение) предложений.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1 этап.

Работа с текстом до чтения

Виды деятельности:

-чтение фамилии автора;

-чтение заглавия произведения;

-чтение ключевых слов;

-рассматривание иллюстраций;

-высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.

2  этап 

Расшифровка текста, раскрытие смысла, содержания

1. Попробуйте расшифровать следующий текст.

2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?

3. Какие выводы вы сделали?

оп рзелутьаттам исселовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово цликеом.

Цель подобного чтения:

Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка чтения.

3  этап  

Извлечение смысла, интерпретация текста

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.

В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.

Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.

Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете

По Б. Акунину)

Вопросы и задания

1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.

 Это текст об увлекательном путешествии.

 Это текст о качестве обуви.

 Это текст о ― «счастливых» сапогах.

2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).

3. Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте

                                                                                                                Верно /Неверно /Нет информ .

1. Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад.

2. Британские археологи занимались раскопками Трои.

3. Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и

заказал каблук.

4. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть.

5. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы.

4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.

Сапоги спасают/спасали меня

4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.  Сапоги спасают/спасали меня

5. Продолжи предложения

Кожа на сапогах стала мягче, чем…

Проводник хотел убить меня, бросив в сапог…

Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе…

Я чувствую себя под огнѐм…

6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово

Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция

________________________ – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

_________________________ – верховая порода лошадей

_________________________ – старинная французская единица измерения расстояния

_________________________– напольное покрытие

7. Заполни пропуски в предложениях

1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…

2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…

3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…

4. За десять лет сапоги…

8. Укажи стрелками части сапога. задник голенище  подкладка каблук  носок  подошва

9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях

доброе слово / добрый человек

раскалѐнный песок / раскалённая сковорода

тянуть ко дну / тянуть время

серебряные подковки / серебряный голос

содрать 10 лир / содрать обои

4  этап 

Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла

 10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.

11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 210» Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Авдеева Оксана Геннадьевна Новосибирск, 2020г.

Слайд 3

Цель : Доказать, что учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте с повседневной жизнью ученика способствуют развитию функциональной грамотности и сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Задачи: Показать подходы к составлению заданий, формирующих навыки функциональной грамотности; особенности работы с разными типами текстов; применение навыков функционального чтения.

Слайд 4

Актуальность Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34 - е .

Слайд 8

Дефициты умений по результатам PISA 1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией : сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д. 2. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, не анализируя самостоятельно всю описанную ситуацию, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общие рассуждения, математический – точное, детальное решение. 3. Социализация , а точнее ее отсутствие на уроках , где установился только один вид взаимодействий – учитель- ученик.

Слайд 9

Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment).

Слайд 10

Исследования шаг за шагом расширяли понятие грамотности чтения, вводя в него такие важные признаки, как способность понимать «требуемые обществом языковые формы выражения», «использование письменной информации» для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Эти признаки выводили за рамки буквального понимания процесса чтения и ставили перед исследователями новые задачи. Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Сущность понятия составляют признаки: понимание , рефлексия и использование . Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 11

Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Слайд 12

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся: - компетентность разрешения проблем; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Психологи различают два типа мышления – конвергентное (закрытое, нетворческое), дивергентное (открытое, творческое) Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным».

Слайд 13

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности . Автором данной технологии является Наталия Николаевна Светловская. Характеризуя технологию, она говорит, что это “ … трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”

Слайд 14

I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Слайд 15

III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий: - сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др. - сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт. Схем. Макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. - эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. - реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др. По этой технологии я провожу уроки литературного чтения и использую её на уроках курса “Познание мира”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках по этой технологии.

Слайд 16

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: развитие антиципации. чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?), чтение ключевых слов. (Прочитай ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии” и т.д. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?), рассматривание иллюстраций. (Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать?), высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.

Слайд 17

2 этап. Работа с текстом во время чтения Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям) Условия осуществления: - читать должны дети, а комментировать – учитель, интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“ … Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду), - комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”), - комментарии не должны превращаться в беседу, - соблюдать чувство меры. -диалог с автором. - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.), - задавать свои вопросы. (Почему “венерин башмачок” так называется? Почему “культурные растения” названы культурными?) , - обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи?Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?), - проверять, совпадают ли они с замыслом автора, - включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок?А человека?), словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.), озаглавливание частей текста (Чаще всего статья разбита на части, но иногда встречаются сплошные тексты объёмного содержания и сложные для понимания и запоминания.Вот их-то, по моему мнению, и необходимо делить на более мелкие части и озаглавливать) выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф), беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком). - Для чего же нужна боковая линия? - Что представляет собой боковая линия у рыб? - Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?) - Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

Слайд 18

3 этап. Работа с текстом после чтения Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока). Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах) Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?) Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?) Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)

Слайд 21

Результативность При выполнении различных заданий по развитию функциональной грамотности ученик будет мотивирован на: осмысленное чтение и восприятие на слух, а также продуцирование тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; поиск и критическую оценку информации из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.

Слайд 22

Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла. «Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС , в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место», - прокомментировал полученный результат руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Слайд 23

Квалификация текстов по PISA описание; повествование; рассуждение. Сплошные тексты Несплошные тексты графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов.

Слайд 25

Основные отличия текстов PISA и текстов в учебной литературе Тексты в заданиях PISA Тексты в отечественной учебной литературе 1.Тексты группируются вокруг человека, т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный человек, какие коммуникативные, организационные, информационные задачи ему приходится решать. 1. Тексты группируются вокруг предмета, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае– вокруг проблемы. Привлеченные из других сфер тексты иллюстрируют утверждения, ход мыслей авторов учебника. 2.Привлеченные тексты «тянут за собой» ситуацию их функционирования: задачи, которые ставятся по отношению к этим текстам, аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях встречи с подобным текстом. Происходит, если можно так сказать, «примерка» различных коммуникативных ролей. 2.Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают, и становятся материалом для постановки и решения иных, не свойственных им задач (самый простой пример: вставить пропущенные буквы в отрывок из художественного текста).

Слайд 31

Работа со сплошным текстом Текст с заданиями Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: « Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом » . Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки. В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего. Полгода спустя пароход « Адрианополь » напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули. Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете ( По Б. Акунину)

Слайд 32

Задания фазы №1

Слайд 33

Задания фазы №2

Слайд 34

Задания фазы №3

Слайд 42

Приемы само и взаимообучения 1 направление: задания на функциональную грамотность, а точнее их разработка Заданий на ФГ в учебнике нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА . Но их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на ФГ – творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач : изобретательская задача, исследовательская задача, констукторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием. Главные требования к творческим задачам 1 достаточность условия 2. корректность вопроса 3. наличие противоречия.

Слайд 43

2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения. Д ля этого использую релейные или как их сейчас называют – квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». Т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. 3 направление : взаимообучение + социализация . Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. 4 направление - работа с дискретным (раздельным, состоящим из отдельных частей) текстом

Слайд 44

Результаты анкетирования учащих по выбору формы работы с заданиями. 1. Какие задания тебе интересно делать на уроке? А) работать с учебником – 2% Б) решать предложенные задания – 45% В) самому придумывать задания или вопрос – 85% Г) делать модели на компьютере – 100% Д) составлять схемы, таблицы – 30% 2. Что для тебя важно при выполнении заданий? А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100% Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33% В) консультация учителя – 75% Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80% Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50% 3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? да – 80% нет – 12% не знаю – 8%

Слайд 45

Задача «Чистый родник» Общая характеристика задачи Класс:9. Задача построена на основе художественного текста. В его основе–ситуация, «житейский» смысл которой актуален для подростков. Результатом чтения такого текста становятся выводы, значимые для читателя при решении подобных проблем. Поэтому эту задачу можно считать и задачей на формирование социальной грамотности. Дефициты: • поиск информации; • выявление авторской позиции; • сравнение разных авторских позиций; • реконструкция авторского замысла; • умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта. Общий комментарий к задаче Тип задачи: позиционная Тип текста: художественный; сплошной, несоставной. Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения художественного текста. Сложность ее решения заключается в реконструкции авторского замысла.

Слайд 46

Методы развития КМ при работе над текстом «Чистый родник» Корзина идей Ролевая игра «Толстые и тонкие вопросы» Перепутанные логические цепи Таксономия Блума Двухчастный дневник Синквейн

Слайд 47

Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Слайд 48

В качестве одного из приема для лучшего понимания текста можно использовать «Перепутанные логические цепи»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку: Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись. Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели.

Слайд 49

Метод «Толстых и тонких вопросов» Этот метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы. Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу: ? ? Где встретились путники? Почему путники оказались около родника? Какую надпись прочитала они? Как вы думаете, о чем была надпись у родника? Как расшифровал эту надпись каждый из путников? А с чьим мнением согласен ты? Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Слайд 50

В качестве наиболее оптимального метода на стадии осмысления можно использовать « Таксономию Блума » - прогнозирование с помощью открытых вопросов. Таксономия нужна, чтобы: 1. правильно ставить цели в обучении; 2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся; 3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты; 4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения. ЗНАНИЕ: Опишите место, где располагался родник. Какая надпись была высечена около родника? На чем была высечена эта надпись? Сколько путников оказалось около родника? Что думал купец (бедный мулла, красивый юноша) о надписи у родника? ПОНИМАНИЕ: Почему рассказ назван «Чистый родник»? Как ты бы объяснил значение надписи «Путник, будь чистым, как этот родник»? ПРИМЕНЕНИЕ Какое отношение имеет тема рассказа именно к тебе? Найдите в тексте слова юноши о роднике. С чем сравнивает юноша родник? Если бы ты находился рядом с путниками, смог бы им объяснить, в чем значение надписи? Составь и запиши аргументы в защиту мнения юноши.

Слайд 56

АНАЛИЗ: Сравни мнение купца, муллы и юноши о роднике. Соотнеси социальное положение героев с их словами. СИНТЕЗ: Составь диаграмму Венна. Придумай другую надпись у родника. ОЦЕНКА: Почему автор назвал рассказ «Чистый родник», а не просто «Родник»? Реализация уровневого подхода помимо профессиональных знаний требует от педагога творческого подхода, больших затрат физических сил, но в то же время позволяет достоверно диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения

Слайд 57

Двухчастный дневник Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, цитаты. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Слайд 58

СИНКВЕЙН один из методов на стадии рефлексии Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Родник Неиссякаемый, чистый Вытекал, утолял, очищал Родник – душа, в которой отражается все Источник

Слайд 63

Таким образом, процесс работы с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, т.е.технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся, помогают учащимся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности

Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные,  вызывающие...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...