Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
статья по русскому языку

Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения.

Читать-это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое-

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский.

    Человечество перешло к новой стадии своего развития – стадии построения информационного общества. На этой стадии основное внимание будет уделено не передаче человеку знаний, а научению его способам получения знаний, развитию его способностей к обучению и самообучению в условиях неопределенности.

Именно поэтому во всем мире ХХI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности.

Функциональная грамотность – это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

  В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения.   Мы прекрасно знаем, что процесс чтения имеет две стороны: технику чтения и понимание текста.

   Понимание текста является целью чтения, а техника чтения выступает как средство достижения этой цели.

Под техникой чтения понимается механизм связи слова видимого и произносимого.

Чтобы овладеть техникой чтения, необходимо:

-уметь правильно произносить написанное;

-уметь соотносить букву и звук;

-знать и правильно использовать правила чтения;

-уметь прогнозировать развёртывание языкового материала;

-уметь членить предложения на синтагмы;

- уметь интонационно оформить предложения и синтагмы, отрезки текста.

Какие же  существуют уровни  развития грамотности чтения?

Международные эксперты выделили и описали пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам:

« поиск и восстановление информации»,

« интерпретация текста и обоснование выводов»,

«рефлексия и оценивание»

Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом.

     Психологи выделяют несколько уровней понимания:

1) уровень понимания отдельных слов;

2) уровень понимания отдельных словосочетаний;

3) уровень понимания отдельных предложений;

4) уровень понимания общего содержания текста;

5) уровень понимания общего содержания и деталей текста;

6) уровень понимания эмоционально-оценочной информации текста;

7) уровень понимания побудительно-волевой информации текста

   Первые пять уровней связаны с планом значения текста, последние два- с планом смысла текста

 Результаты  проведенного исследования показали, что существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения. Поэтому самой большой задачей учителя на сегодняшний день является целенаправленная работа по формированию у обучающихся навыков осмысленного чтения.  

Проблема осмысленного чтения в общеобразовательной школе- это проблема всех учителей.

Что объединяет учителей, преподающих разные предметы? Необходимость воспитания грамотного читателя.

Какие современные педагогические технологии помогают учителю организовать работу с текстом?

 Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению.

Что такое смысловое чтение?

  •         Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
  •         Смысловое        чтение –        один        из метапредметных результатов        освоения        основной образовательной программы основного общего образования.
  •         Смысловое чтение – универсальное учебное действие.

        Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить».

Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная речь.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-        выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно;

-           пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-        отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-        определять эмоциональный характер текста;

-        выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-        опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-        определять        мотивы        поведения        героев         путём         выбора        правильного        ответа        из ряда предложенных;

-        осознавать        авторское        и        собственное        отношение        к        персонажам;

-        формулировать тему небольшого текста;

-        работать        с        заголовками:        выбирать        наиболее        точный        из        предложенных, озаглавливать текст или рисунок, составлять высказывания по  заданному заголовку;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая - наиболее точно выражает главную мысль;

-        находить главную мысль, сформулированную в тексте.

     Вопрос о необходимости обучения смысловому чтению одним из первых поставил известный психолог А.А. Леонтьев, отметив, «что сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста. . Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать.

   Об актуальности данной темы более подробно расскажет  вам Асанова Эльмира Бекеновна – руководитель  методического объединения учителей русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности

Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные,  вызывающие...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...