Урок литературы по сказке"Теплый хлеб" К.Паустовского
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бреус Светлана Геннадьевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_tyoplyy_hleb.docx26.11 КБ
Файл teplyy_hleb.pptx485.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Добро и зло в сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели:

Метапредметные:

личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

  коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

познавательные  УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

-Совершенствовать навыки анализа художественного текста;

-Совершенствовать навыки выразительного чтения;

-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока:     урок открытия нового знания

Методы и приемы   обучения:  комментирование иллюстраций,  задания на установление соответствия, нахождение пропущенных слов, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.

 Оборудование: использование ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация, учебник  Т.Ф.Курдюмова

Планируемые личностные результаты:

-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой  природы).

-Повышение уровня ответственности за свои поступки.

-Осознание своей положительной роли в обществе.

-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.

 -Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского.    

Планируемые метапредметные результаты:

-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;

-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;

-Умение работать в паре, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;

-Уметь отбирать материал и работать с ним.

Планируемые учебные результаты:

-Развитие навыков анализа художественного текста;

-Совершенствование навыков выразительного чтения;

-Расширение знаний о реальном и фантастическом.

Ход урока

Эпиграф

“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

1.Орг. момент

Эмоциональный настрой: учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать .

-Что вы чувствуете? (Тепло).

-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)

-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)

На доске выстраивается ассоциативная схема…(или слайд)

Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях.(добро)

-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)

Ещё одна схема ассоциаций на доске.Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях(зло).

2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.

-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Тема нашего урока -   «Добро и зло в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».  Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке… –

3. Работа по тексту.

-О чем эта сказка? - Как попал в Бережки конь? 

– С чего же начинается зло в сказке “Тёплый хлеб”?

– Что известно о главном герое Фильке?
– Почему он живёт с бабкой?
– Почему его называют ни Филиппом, ни Филиппком, ни Филей, а Филькой? 

- Когда возвращается добро? Что для этого сделал Филька?

Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: 

Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.

(Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)

Вставить пропущенные слова:

«Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)

« В … запахло весной»;  (воздухе)

«Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)

4.Осмысление    содержания

Приём «Чтение с остановкой»

Читает учитель. Чтение с остановками

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Конь … до слов   Иди копай»

Что будет дальше и почему?

-Как вы думаете, какая фраза является ключевой в  разговоре бабки и Фильки?

( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение
от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет
злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

5.ФИЗМИНУТКА (цель-смена деятельности) – разыскать спрятанные в классе иллюстрации к сказке и подобрать слова из сказки.

Иллюстрация 1 Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом

Иллюстрация 2 Филька  тоже  заплакал  от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться  под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!"  -  кричал  он  на  мышей,  но  мыши  всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

Иллюстрация 3 «Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице»

Иллюстрация 4 «На реке был слышен частый стук ломов. Трещали  костры.  Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»  

Иллюстрация 5 «Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся,  ребята  и  старики  нажали  - и в мельничный лоток хлынула с шумом  вода.Старое  колесо  скрипнуло  -  с  него  посыпались  сосульки  -  и медленно повернулось.»  

Иллюстрация 6. «А когда  съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза

от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито

трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.»

6.Исследование в парах

1 пара.   Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 пара.   Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

3 пара.   Запишите в  первый столбик  характеристику мужика из притчи, во второй   характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце?

Тест

7.Просмотр мультфильма.

Вы просмотрели мультфильм, скажите все ли в нем изображено так как в сказке?

Можно ли чтение книг заменить просмотром фильмов?

8.Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

Оцените себя  и своего товарища по парте (впишите имена),  получите отметки, параметры даны в таблице:

Критерии: Да – 1 балл

Нет – 0 баллов

Фамилия, имя

Я

 

Внимательно слушал учителя и товарищей

 

 

Умел вести беседу, не перебивая собеседника

 

 

Точно отбирал слова для выражения мыслей

 

 

Выполнил домашнее задание

 

 

Активно работал сам и помогал другому

 

 

Итоговая оценка.

 

 

Тест к сказке  К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

  1. Жанр произведения:

а)  рассказ;    б) быль    в) сказка.

2.  Тема произведения:

а) труд и взаимная выручка;   б)  забота о животных;  в) человек и природа.

3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:

а) обладающий теплотой, приветливый;  б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.

4. Раненый конь остался жить у:

 а) кузнеца;  б) мельника;  в) лесника.

5. Старая сорока считала, что помогала Фильке:

а) позвав на помощь ворон;  б) разбудив летний ветер;

в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.

6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

а) злобу людскую;  б) ненависть народную;   в) грубость человеческую.

7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;  б) усилился мороз;   в) услышал рассказ бабушки.

8. История старого солдата представляет собой:

а) быль;   б) легенду;   в) сказку.

9 Настоящим спасением для деревни является:

а) совместный труд её жителей;   б) перемена направления ветра;

в) своевременная помощь сороки.

10. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:

а) желание поделиться хлебом с голодным животным;

б) благодарность за труд;

в) примирение и извинение Фильки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Григорьевич Паустовский 1892 – 1968 “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

Слайд 2

добро зло антоним

Слайд 3

Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

Слайд 4

Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.

Слайд 5

Вставить пропущенные слова: 1) «Слеза … у коня из глаз»; 2) « В … запахло весной»; 3) «Ветки их поблёскивали, как …»; 4) «Будешь ты … человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и …»; 5) «Филька не … человек»

Слайд 6

Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки». « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

Слайд 7

Пословицы и поговорки «Сам виноват - сам лёд и скалывай» "Не только человеку извинения требуются!« "Хлеб-соль подносить". "Бери хлеб, мирись!" "Сорока трещала, как пулемёт". "За твою дурь расплачиваться своим горбом". "От теплоты лёд начал оседать".

Слайд 8

Реальные мотивы Сказочные мотивы Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Слайд 9

Мужик из притчи Филька злой, заспанный, крикливый, жадный, дурной человек, обидчик, грубый, гордый помер от охлаждения сердца молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя». грубый, гордый исправился, помирился с конём

Слайд 10

Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)… Самым интересным для меня.. Мне непонятно… Я ещё хотел бы узнать…

Слайд 11

Домашнее задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"

Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...

урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"

урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...

Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского

Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....

Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "

В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....