Мастер-класс «Прикоснитесь к слову!»
методическая разработка по литературе
Часто при работе с текстами мы сталкиваемся с ложным толкованием непонятных слов. В рамках системно-деятельностного подхода мы нашли решение этой проблемы. Путем активизации поискового интереса с учетом возрастных, личностных и психологических особенностей детей мы организовали такую работу со словом, которая позволяет каждому учащемуся с удовольствием формировать и расширять лексический запас. Данный мастер-класс, разработанный для занятий во внеурочной деятельности, позволит на практике получить знание о слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Прикоснитесь к слову!»
Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. (Альберт Эйнштейн)
Слова Альберта Эйнштейна стали истиной в решении учебных задач. Проблема часто оказывается на поверхности. Итак, постараемся её найти.
(Просмотр видеофрагмента «Устами младенца»)
- О ком рассказывали малыши?
Часто при работе с текстами мы сталкиваемся с ложным толкованием непонятных слов. В рамках системно-деятельностного подхода мы нашли решение этой проблемы. Путем активизации поискового интереса с учетом возрастных, личностных и психологических особенностей детей мы организовали такую работу со словом, которая позволяет каждому учащемуся с удовольствием формировать и расширять лексический запас.
(РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА)
Тип восприятия учащихся | ||||
Типы | Аудиал | Визуал | Кинестетик | Аудиал-визуал |
Кол-во детей | 5 | 3 | 12 | 2 |
Кол-во детей в % | 23 | 14 | 54 | 9 |
Психолог Уильям Джеймс делит людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Каждый из этих типов избирает удобный для себя способ познания мира. Результаты психологического теста показали, что 54 % учеников 6 класса, в котором я преподаю русский язык, - кинестетики. Поэтому запоминание слова должно происходить следующим образом:
Задача нашего занятия - прийти к результату: увидеть образ конкретного слова через обращение к словарным статьям и создать мини-текст, соответственно заданию.
Слово- значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений, а также обладающая совокупностью признаков, присущих словам в данном языке.
С понятием слова связан следующий парадокс: с одной стороны, мы понимаем значение каждого произнесённого нами слова, с другой стороны, понятие слова трудноопределимо, мы не всегда можем правильно сформулировать лексическое значение слова. Сегодня мы с вами попробуем «увидеть» и «почувствовать» слово «Лазурный» с абстрактным значением, а результаты наших наблюдений мы будем размещать на странице словаря (ПОКАЗАТЬ ОБРАЗЕЦ).
Я предлагаю вам ознакомиться со словарными статьями толковых словарей. Обратите внимание, что слово «лазурный» многозначно. Одно и то же слово по-разному проявляет себя в зависимости от контекста. Так что же такое «лазурный»?
- Каково же его значение в первой словарной статье? (зачитывают выписки из словарей).
“Лазурный”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
лазурный
ЛАЗУ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.
- Цвета лазури, светло-синий. Лазурное небо. Л. берег (у тёплого южного моря).
- перен.: идиллический (идиллический — бестревожный, умиротворенный, голубой, мирный, лазурный, безбурный, идилличный, безмятежный, спокойный, покойный. Словарь русских синонимов.), несбыточные). Лазурные мечты.
| сущ. лазурность, -и, ж.
“Лазурный”
в словаре Д.Н. Ушакова. Большой толковый словарь современного русского языка
ЛАЗУ́РНЫЙ, лазурная, лазурное; лазурен, лазурна, лазурно (·поэт. ).
Цвета лазури, светло-синий. Лазурная гладь. Лазурное море. Лазурные волны. Лазурная ночь.
Таким образом, можно сделать вывод о многозначности слова.
- Приклейте на страницу обе статьи, воспользовавшись клеем и кисточкой.
Корень «лазур» весьма продуктивный, позволяющий образовать новые слова, отражающие многообразие смысловых единиц.
- Давайте попробуем образовать новые слова при помощи суффиксов. (СЛОВАРЬ). Воспользуйтесь выпиской из словообразовательного словаря под номером 3.
Лазурь лазур-н-(ый) лазурн-о
лазурн-ость
Итак, словообразование тесно связано с лексикой и грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его ЛЗ и это дает возможность правильно, грамотно употребить нужное значение слова в определенном тексте.
- Вклейте выписку в статью.
Я предлагаю определить, как же работает слово ЛАЗУРНЫЙ в тексте, как реализуется многообразие его значений в конкретном произведении.
Перед вами лежит литературный материал нашего занятия. Работая в парах, прочитайте отрывок из произведения, определите, какое значение слова реализуется в данном контексте.
Марина Цветаева
МАМЕ
(отрывок)
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Осип Мандельштам
Silentium
(Отрывок)
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
КАРТОН,
Поэма, творение древнего
каледонского барда Оссияна,
сына царя Фингала
(Отрывок)
«О, как ты сановит и красен,
О сын лазуревых морей!
Твой меч — как огненосный луч,
Копье твое — высока со́сна,
Пренебрегающая бурю;
Твой щит — как полная луна,
Румяно юное лицо,
И мягки вьющиеся кудри.
П. Драверт
ОПАЛ
(Отрывок)
А он, заключенный в объятьях кремнистых,
Впитал отдаленной природы цвета -
Лазурность морей в берегах золотистых,
И пурпур заката и зелень листа.
А.С.Пушкин
«Деревня»
(Отрывок)
Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда...
Задание: определите значение слова.
Используя кейс-метод, мы отработали языковую ситуацию, набрали языковой материал для выполнения итогового задания.
Задание – закрепить образ слова «лазурный».
- Смешав цвета в ёмкости, попробуйте получить лазурный цвет.
- Какие цвета использовали?
- Найдите у себя на столе два цветочка, синего и зеленого цвета.
- Приклейте их рядом со словом «лазурный», поставив между ними знак «+».
- Найдите предметы лазурного цвета в этом помещении.
- Подумайте, почему дизайнеры при создании вещей, предметов быта часто используют лазурный цвет?
- Возьмите у себя на столах картинки с изображением предметов лазурного цвета.
- Разместите понравившиеся у себя на странице.
- Давайте попробуем создать идиллическое, «лазурное» настроение. Дополните текст, подходящими по смыслу словами с корнем -лазур-.
Вывод:
- Что помогло нам создать образ лазури?
- При изучении каких учебных дисциплин мы можем пользоваться подобным созданием образа слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»
система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...
Мастер-класс "Использование технологии Шаталова В.Ф. во 2 классе на уроке письма по теме "Слово".
Мастер-класс был проведён на Городском аукционе педагогических идей 5 марта 2014 года....
Мастер - класс по русскому языку в 6 классе "Портрет одного слова"
Мастер - класс "Портрет одного слова" разработан для учащихся 6-х классов. Работа построена на исследовании портрета слова "берёза" с привлечением знаний истории слова, фольклора, этимологии, фразеоло...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
Мастер-класс по теме "Заимствованные слова"
мастер класс по теме "Заимствованные слова"...
Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»
Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...