Урок литературы в 10 классе «Жизни блаженство в одной лишь любви…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

По словам И.С. Тургенева, «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Я думаю, этот урок позволит  разгадать некоторые загадки, связанные с жизнью и творчеством поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе «Жизни блаженство в одной лишь любви…» (Любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тип урока: изучение нового материала с использованием пректной технологии. Проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, навыки создания презентации и многие другие. А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований.  Урок отличается от традиционной формы проведения, учащиеся становятся непосредственными его участниками, а не просто слушателями.

Цель и деятельность учителя

Заинтересовать учащихся личностью поэта, наиболее широко представить его творчество, сформировать интерес к изучению лирики Тютчева, помочь приблизиться  к постижению высокого мира поэзии

Тип урока

Изучение нового материала с использованием пректной технологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: овладение основными приёмами выразительного чтения поэтического текста, уметь извлекать из разных источников нужную информацию и систематизировать её,

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате исследования, чтения и анализа

Личностные: понимание роли родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Метод  творческого чтения,

 эвристический,

 репродуктивный,

 частично – поисковый,

 наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

сопоставление  литературного текста с произведениями других  видов искусств,

технология критического мышления.

Оборудование

Компьтер, экран, мультимедийный проектор, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 частях /Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин и др.). 10 кл.– М.: Мнемозина, 2016 г.

Наглядно – демонстративный материал

  • Презентация  по теме урока, выполненная учениками; аудиоапись музыкальных произведений К. Глюка «Орфей и Эвридика», Л. Бетховена «К Элоизе»,  романсы на стихи Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…», «Она сидела на полу»; портреты Ф.И.Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Александровны Денисьевой.

тексты стихотворений ;

листы для каждого обучающегося  для записи синквейна.

Организационннная структура урока (сценарий) 

                                                                Тютчев создал речи, которым не                суждено умереть

И.С. Тургенев

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Вступительное слово.

Антуан де Сент - Экзюпери сказал, что самая большая роскошь в жизни человека – это роскошь человеческого общения. Сегодня, у нас необычный урок, урок – праздник,  посвящён он Ф. И. Тютчеву. И я  надеюсь,  что мы получим удовольствие от общения не только друг с другом, но и с высокой поэзией. Ибо, по словам И.С. Тургенева, «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Я думаю, этот урок позволит нам разгадать некоторые загадки, связанные с жизнью и творчеством поэта. Итак, запишем тему урока и эпиграф.

2.Актуализация и проблемное учебное действие.

 Беседа с учащимися.

     Как вы думаете, для того чтобы войти в историю литературы, достаточно ли одной книжки стихотворений?

     Во всяком случае, Ф. И. Тютчеву хватило одной небольшой книжки, чтобы его помнили и через 200 лет. Как сказал А.А.Фет:

Но муза, правду соблюдая,

Глядит, а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая,

Томов премногих тяжелей.

      Но стихи Тютчева до нас бы просто не дошли, если бы случайно не попали в Петербурге к А. С. Пушкину.

     Итак, з а г а д к а   п е р в а я:

Внимательны ли вы к великим славам,

В которых - из миров нездешних свет? (К. Бальмонт).

    3. Эмоциональный настрой и построение проектного выхода из затруднения. Звучит музыка Л.Бетховена « К Элоизе». Подготовленный ученик исполняет сценический этюд « А.С. Пушкин и Ф. И. Тютчев» 

     В России появляются новые молодые поэты: Шевырёв, Хомяков, Тютчев. Первые два, несомненно, талантливы… А Тютчев? Недавно мне передали тетрадь с его стихами, присланными из Германии. Надо посмотреть. Скорее всего, я их напечатаю. Здесь целый мир…

 (Читает стихотворение «Цицерон»). 

…Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

…Чудеса. Сколько раз уже читаю и по-настоящему испытываю миг чистого восторга:

(Читает стихотворение «Silentium»). 

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

     В его стихах, пожалуй, нет места мне! Более того: здесь отрицание моего ощущения жизни: дневного, солнечного. Он справедливо считает матерь – землю источником поэзии, но скрывается от неё в космические дали. А для меня всё здесь, на земле. Его не волнует собственный исход, он думает о вселенском конце, когда во вновь покрывших всё сущее водах отразится Божий лик:

Когда пробьёт последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

    Мы стоим на разных полюсах. Это явно поэт ночи, поэт тайны.

    Но коли так, почему же я полагаю поместить в «Современнике» вот эти 16 стихотворений, а оставшиеся 8 включу в 4 том? Отдам враждебной лире столь щедрое место в моём журнале, ибо поэт Пушкин не может не напечатать поэта Тютчева!

Решено! Этот цикл выйдет под заголовком «Стихи, присланные из Германии».

(Под музыку Пушкин уходит. Музыка замолкает).

4. Создание проблемной ситуации

Учитель:

     Так почему же за сравнительно долгую жизнь Тютчевым написано сравнительно немного произведений? Сын поэта считал виной всему «бурную жизнь сердца» отца. Сам поэт, когда ему было 67 лет написал:            «Жизни блаженство в одной лишь любви».  И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. И чтобы почувствовать  духовный мир поэта, сложные человеческие эмоции, которыми он жил, мы обратимся сегодня к «поэзии сердца».

Итак, загадка вторая:

Жизни блаженство в одной лишь любви?

 

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Выступление 1 группы.

    Учащиеся выступают с сообщениями, которые они готовили дома самостоятельно, используя дополнительную литературу, читают наизусть стихи Тютчева по теме, исполняют театральный этюд «Тютчев и Денисьева»

     Ведущий:

Все, кому дорога поэзия, должны до земли поклониться женщинам, которые вдохновляли Тютчева. И будь благословенна Амалия Лерхенфельд (на журнальном столике – её портрет), зажёгшая в душе юного Тютчева (ставит портрет молодого Тютчева) чистую, восторженную нежность, отозвавшуюся через десятилетия одним из самых чарующих в русской лирике стихотворений «Я помню время золотое…»

2-я ведущая.

     Прошли годы. И снова скучный Карлсбад. Тяжело больной Тютчев приезжает сюда лечиться. Ему 67 лет (на журнальном столике – портрет Тютчева в старости). Он пишет: «Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет – и не может…»  И вдруг – новая встреча с Амалией.

     И будь благословенна она, уже немолодая, уже баронесса Амалия Крюденер, что пробудила былой огонь в сердце старого поэта, и над страной разлилось…

(Исполняется романс «Я встретил вас…»)

3-я ведущая. 

И будь благословенна первая жена поэта, прекрасная и несчастная Элеонора, графиня Петерсон. Очаровательная, женственная, преданная Элеонора, не владела русским языком, не знала поэзии своего мужа. Через 30 лет Тютчев вспомнил о ней стихами. Легкими, как она сама (пока он не разбил ей сердце, говоря старинным слогом). «В часы, когда бывает…»

Но не эти строки обессмертили Элеонору, а потрясающее признание спустя годы и годы:

Страшным годом для Элеоноры был 1836 год. Пожар на пароходе «Николай 1», которым Элеонора возвращалась из Петербурга к мужу, чуть не погубил её и её детей. Проявив чудеса мужества, Элеонора спасла детей и сама выбралась на берег, но оправиться от потрясения не смогла. Вот тогда Тютчев осознал весь ужас случившегося. За одну ночь у гроба жены он поседел, но полностью оплатил счёт лишь много лет спустя – безысходной тоской.

2-я ведущая. Как только позволили приличия, Тютчев сочетался браком с Эрнестиной Дернберг, которая оставалась с Тютчевым до его последнего часа. Он подарил ей 12 лет счастливой жизни – она выдержала все. Выдержала долгий роман мужа с Еленой Денисьевой. Как-то раз он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами полными слёз… Вокруг были разбросаны письмаЭрнестина, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Письма, как одно из главных средств общения в 19 веке, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Так бытовую ситуацию Тютчев превратил в лирический шедевр.

Звучит романс «Она сидела на полу…»

Эрнестина окружила глубоким уважением  безмерную скорбь поэта, когда Денисьевой не стало: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина» Она увенчала своё служение Тютчеву подвигом, выучив русский язык, чтобы читать стихотворения Тютчева, прежде всего посвящённые ей. Она читала и перечитывала их, но самое важное для неё стихотворение, о значении её в жизни Тютчева, она обнаружила в своём гербарии лишь через 2 года после его смерти и через четверть века после его написания:

Не знаю я, коснется ль благодать

Эрнестина была потрясена этим приветом, как бы загробным.

Как обеднела бы русская поэзия без её любви, её терпения, её душевной высоты и того чувства, которое она внушила поэту.

Да будет она благословенна!

1-я ведущая. 

«Романом в романе», беспримерной летописью любви называют стихи, посвящённые Елене Александровне Денисьевой.  Стихи, в которые перелилась история её великой и трагической любви к Тютчеву.

Да будет она благословенна!

Е. А. Денисьева. 

Я была совсем молоденькой и не видела, как грозен и беспощаден окружающий меня мир, когда впервые увидела Ф. И. Тютчева. Моё чувство было истинным и возникло почти с первого взгляда, это было похоже на предопределение.

Любовь, любовь – гласит преданье

(Звучит «Орфей и Эвридика» К. Глюка Исполнительница роли Денисьевой уходит).

Тютчев: 

Сама воплощённая поэзия, она не любила стихов, даже моих, но навеянные ею, они были необходимы ей, как воздух, словно в них одних она находила искупление своей грешной, в нарушение всех Божеских и человеческих законов, жизни. Ведь общество выбросило её вон.

 «Чему молилась ты с любовью…»

(Исполнитель роли Тютчева уходит).

Денисьева: 

Я хотела, чтобы вся книга стихов была посвящена мне, я верила, что стихи заменят аналой, дадут мне право глядеть в глаза всему свету: и своим прежним подругам, и своим бывшим наставницам, и моему родному отцу, который отрёкся от меня, и моим детям, когда они подрастут и поймут меня, и самому Господу Богу, потому что в них было оправдание.

«Как ни бесилося злоречье…»

Наша мучительная любовь длилась 14 лет.

(Медленно уходит, садится в кресло за капроновой шторой. Звучит музыка).

Тютчев: Безумная и прекрасная, она сошла в могилу, заболев чахоткой. Тяжелы были последние минуты умирающей.

Весь день она лежала в забытьи…

…И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

Денисьева (из-за шторы виден силуэт):

«О, как всё это я любила!»

Тютчев:

Любила ты, и так, как ты, любить-

Нет, никому ещё не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Всё кончено. Вчера мы её похоронили. Во мне всё убито: мысль, чувство, память. Всё. Пустота. Страшная пустота. В сердце пусто, мозг измождён. Страшно, невыносимо, писать более не в силах, да и что писать…

Теперь всё испробовано – ничто не помогло, не утешило. Не живётся – не живётся – не живётся…  

6.Создание проблемной ситуации. Вопрос классу.

1-я ведущая. Когда Тютчев не испытывал любовного волнения, поэзия замолкала в нём. Ему нужны были любовь, муки, страсть, потери, жертвенность – все это превращалось в поэзию, которой до сих пор живут люди.

Учитель:

 Много споров идёт об отношении Тютчева к собственному творчеству. Два небольших сборника его стихов (в 1854-м и в 1868-м г.) были изданы без участия автора, который даже поленился уточнить даты написания стихов, оставаясь равнодушным к их известности или неизвестности, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» 

Учитель:

Итак, з а г а д к а   т р е т ь я:

«Кто знает, что такое слава?»

7. Реализация проекта «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…».

 

8. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

 Наша встреча подходит к концу, и у меня для вас загадка 4-я: достаточно внимательны ли вы были сегодня друг к другу? Составьте по теме Поэт и Поэзия стихотворения – миниатюру в форме синквейна. Я напомню, как составляются такие миниатюры. (Приложение 1)

Поэзия

Возвышенная, изысканная

Впечатляет, удивляет, завораживает
«Жизни блаженство в одной лишь любви»
Любовь

Поэт.
Восторженный , правдивый.
Печалится, путешествует, чувствует,
Остался самим собой.

Жизнь

9.Итоги урока 

Поэт- мыслитель всю жизнь – с ранней юности  до последних лет болезненной старости – чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально губительным, «поединком роковым». Что даёт нам поэзия Фёдора Ивановича Тютчева? Прежде всего, она помогает увидеть прекрасное, постичь тайну человеческого сердца, заставляет задуматься над смыслом жизни. Поэзия  помогает видеть и ценить красоту каждого мгновения жизни, доверять собственному восприятию, верить, что каждый способен на эстетические открытия, поэтому и д.з.у вас будет творческое.

Запись домашнего задания.

Подготовиться к сочинению:

  • Его я считаю мастером русского слова.
  • Выбрать стихотворение поэта для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.
    (Анализ стихотворения)
    «Я встретил Вас», «Она сидела на полу…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы (8 класс) "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"

Презентация содержит справочным материал и задания по прочитанным произведениям...

Урок-разработка "Литературно-музыкальная композиция «Жизни блаженство в одной лишь любви»"

Цель данного урока-разработки "Литературно-музыкальная  композиция «Жиизни блаженство в одной лишь любви»" - рассказать о любовных отношениях в жизни Ф.Тютчева, показать не только богатство ...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

"О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

Цель урока.Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой...

Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....