Повесть о Петре и Февронии Муромских
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22povest_o_petre_i_fevronii_muromskih22_rkmchp.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино

Конспект урока по литературе

Тема: Изучение  «Повести о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси с применением «технологии развития критического мышления».

Класс: 7

Цели урока: формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Задачи:

 1. Познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских;  помочь задуматься над вопросами  темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

2.   Развивать умения задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других

3. Воспитывать в детях чувства, позволяющие понять важность и ценность  нравственных идеалов  и заветов  Древней Руси.

Оборудование:Текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

Запись на доске:

                                                                       «Трогательное сказание о Петре и Февронии  -

                                                                   одна из жемчужин древнерусской литературы».

                                                                                                                                Г.Ф.Федоров          

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

5

6

1

Введение в урок

Проверка Д/З

Организует обсуждение «Поучений», составленных учащимися.

-По каким нравственным законам должен жить человек?

Читают «Поучения», составленные дома.

Отвечают на вопрос и делают вывод.

2

Стадия вызова

На доске появляется запись «Петр и Феврония».

-О чем говорят вам эти имена?

-Что вам известно о них? Где и когда вы о них слышали?

 Знаю       Хочу узнать      Узнал

-Это название повести, с которым мы сегодня будем знакомиться, которая является жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу. Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм. (Слайды 1,2,3)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в «Повести о Петре и Февронии Муромских?»

Отвечают на вопросы, вступают в беседу.

Заполняют таблицу (ЗХУ)

Приводят свои предположения.

3

Осмысление Чтение текста с остановками

Организует знакомство с 1 частью текста.

Первая остановка, организует беседу:

-О чем узнали из первой части?

-Что вы узнали о Петре? Совпали ли ваши предположения?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Сможет ли Петр найти врачей, которые могут его вылечить?

Чтение 2 части.

-О ком  узнали из второй части повести?

-Совпали ли ваши мнения?  Кто такая Феврония?

Чтение 3 части.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Произойдет ли исцеление от болезни? Поможет ли мазь Февронии Петру? Выполнит ли обещание Петр?

-О чем повествуется в этой части?

-Какой закон нарушил Петр? Каково наказание?

-Совпали ли ваши мнения?

Чтение 4 части.

-О чем пойдет речь в следующей части? Какой путь исцеления выберет Петр?

Задает вопросы по 4 части.

-О чем идет речь в этой части? Какой путь исцеления выбрал Петр?

-Что потребовали от Петра бояре?

-Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола (княжения)?

-О чем же пойдет речь дальше? Вернутся ли в Муром Петр и Феврония?

Чтение 5 части.

Задает вопросы:

-Каким образом княжили Петр и Феврония в Муроме?

-Что вы узнали о конце их жизни?

-Итак, теперь мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

- Так почему же автор делает Петра главным героем?

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

-Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

-  Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. (Слайд 4)

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

 - И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, < … >по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». (Слайд 5)

- Почему автор не рисует портретов героев повести?

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

 -  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей. (Слайд 6)

 - В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

-  Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

-   Ермолай - Еразм из глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей  семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –ценности, над которыми не властно время.(Слайд 7)

Читают вслух 1 часть(от слов «Есть в земле Российской город… до слов … стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь»).

Вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы.

Читают 2 часть вслух до слов «Он же удивился ее мудрости».

Отвечают на вопросы, сравнивают свои предположения.

Выдвигают свои предположения.

Читают до слов («И вскоре он вновь покрылся струпьями»).

Отвечают, сравнивают свои предположения.

Читают вслух 4 часть до слов («не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»)

Отвечают на вопросы, сравнивают свои предположения.

Чтение вслух до слов («И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому»).

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы:

(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Отвечают на вопрос.

(Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

(Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

4

Рефлексия

Самоконтроль и самооценка

-Интересно ли было читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских?»

-Помогло ли лучше понять повесть «чтение с остановками»?

-Был ли полезным такой прием, как читательский прогноз?

-Какие чувства вызвала у вас «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

Организует проверку осознанного и осмысленного чтения повести:

 «Викторина»:

1. Где происходит действие повести?

2. О чём рассказала князю Павлу его жена?

3. В чем заключалась тайна смерти змия?

4. Как брат князя Пётр решил помочь княжеской семье?

5. Какое несчастье случилось с Петром после победы над змием?

6. Почему бояре Муромские невзлюбили Февронию?

7. Что завещали жителям Мурома сделать Петр и Феврония после их кончины? (Слайд 9)

Организует проверку выполненного задания. (Слайд 10)

Критерии оценивания:

7-6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов –«4»

4  правильных ответа – «3»

3-2 – перечитай произведение еще раз.

Проводят рефлексию.

Проводят самоконтроль и

         Самооценку

Учащиеся меняются тетрадями, проверяют друг у друга ответы по учебнику

5

Подведение итогов

Подводит итоги, задает вопросы.

- О чем узнали, прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Чем обогатила вас история Петра и Февронии? Зафиксируйте в тетради в графе «Узнал». (Слайд 11)

-О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы.

6

Объяснение домашнего задания

1. Написать сочинение – размышление на тему «Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси? ( на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

2. Написать сочинение – миниатюру на тему «О чем заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских?» (Слайд 12)

Записывают домашнее задание.

7

Оценка работы на уроке

Оценивает работу учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы.  Знаком...

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....

"Любовь никогда не перестаёт"(по "Повести о Петре и Февронии Муромских")

Два урока по "Повести о Петре и Февронии Муромских"...