НПК по литературе
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. В большинстве случаев литературный тип представляет собой обобщение черт многих людей, представленных образом одного человека. Богатый писательский опыт во всём его многообразии и в форме изображения образов слуг в классической литературе ещё слабо осмыслен, далеко не обобщён и не систематизирован. Литературоведение ещё осваивает сравнительный типологический метод исследования, хотя потребность в нём очевидна. Она диктуется необходимостью систематического изучения внутренних соотношений различных типов и образов в ней. В некоторых образах слуг обобщены существенные конкретно-исторические проявления истинно человеческой сущности, не имеющие такого исключительного значения. Изображение ведущего качества характера имеет в литературных произведениях особое значение. Именно благодаря ему постигается общественный смысл образов действующих лиц. В литературоведении не всегда учитывается сложность реалистического типа – персонажа. Обычно тщательному разбору подвергаются особенности его мировоззрения. Однако, не менее важно рассматривать нравственные черты и переживания героя. Только тогда возникает целостный человек во всей своей сложности и противоречивости.
Цели и задачи исследования: Цель работы: На основе анализа произведений «Недоросль», «Капитанская дочка», “Обломов”, «Евгений Онегин» - решить некоторые проблемы художественного мастерства Д.И.Фонвизина, А.С. Пушкина и И.А. Гончарова. 1.На примере образа слуги проследить изображение исторической действительности России. 2.Показать влияния среды на человека, его способность восставать против враждебных ему условий жизни.
Основным предметом изображения в художественной литературе является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер – это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном, историческом, неповторимом проявлении, обусловленном именно данными историческими условиями. Анализируя характеры, мы и получаем возможность исторического подхода к искусству и в частности к художественной литературе, потому что характер есть историческое явление с только ему присущими чертами и свойствами. Тем самым характер в реалистическом искусстве становится типическим, типом. Закон типизации точно также является общим законом развития реалистического искусства и опять-таки функциональным, поскольку типическое проявляется всегда как историческое, как обобщение именно данных исторических закономерностей.
“ Образ слуги в творчестве А.С. Пушкина “Капитанская дочка Одним из ярких образов из народа является слуга Савельич (“Капитанская дочка”). Именно образом Савельича наглядно опровергаются современные ему дворяне- крепостники. Этот образ воплощает высокую оценку нравственных качеств “доброго нашего народа”, которые всячески опорочивались дворянством. Савельич заслуживает не только сочувствия, но и глубокого уважения. Его типической чертой является черта настоящего русского крепостного слуги-домочадца в духе “Домостроя”. Он являются представителем крепостных дворовых людей, до самоотвержения преданных своим господам, а также был членом семьи. Господа уважали его за высокую честность и преданность. Несмотря на тяжёлые условия жизни он сохранил тёплое человеческое сердце, светлый разум, внимание к людям.
“ Эволюция характера слуги в творчестве И.А.Гончарова” И.А. Гончаров показал, что влияние крепостного права сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на духовном облике и образе жизни других слоёв общества. Захар безнадёжно погряз в лени, апатии и бескультурье. Но он также, как Савельич и Еремеевна и няня Татьяны предан своему хозяину. За этой грубой, грязной внешностью скрывается доброе сердце. Он способен целыми часами играть с ребятами, которые немилосердно щиплют его за бакенбарды. Главное здесь - тема общественного прозрения бесправного народа, тема его жажды к свободе.
Образ близкого человека в творчестве А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» - первое произведение в истории русской литературы, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все социальные группы русской нации – от крепостного крестьянства до столичной аристократии. Он удивительно точно, несколькими штрихами рисует жизнь и быт деревни и города, отношение к слугам и крепостным. Автор симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой- гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину, Татьяна открывает душу своей няне, как самому близкому человеку на свете. Когда читаешь диалог Тани и её няни, возникает впечатление, что эти две женщины совершенно не понимают друг друга. В своём романе Пушкин изобразил также мировосприятие крестьян, их моральные устои. Няня Татьяны с крестьянской непосредственностью рассказывает историю своего замужества
Д.И.Фонвизин «Недоросль». Произведение Автор Имя слуги У кого и в качестве кого работает. (возраст) Описание внешности слуги. Отношение с хозяином. Д.И.Фонвизин «Недоросль» Еремеевна Мама ( то есть кормилица) Митрофана -«Еремеевна взяла место в стороне и, сложа руки, стала, как вкопанная, выпяля глаза на Стародума с рабским подобострастием». (стр.102) Отношение хозяев к Еремеевне пренебрежительное – одни упреки и приказы. Неблагодарность. «Г-жа Простакова: Девка! Палашка! Еремеевна: Чего изволишь? - А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где?»(стр.101) «Еремеевна:( заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки ). Издохну на месте, а дитя не выдам». (стр. 72) «Ереемеевна: … сорок лет служу, а милость все также…» (стр. 79)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Произведение Автор. Имя слуги. У кого и в качестве кого работает. (возраст) Отношение с хозяином. Предыстория (судьба героя). А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Савельич «С пятилетнего возраста отдан я [Петр Андреевич Гринев]был в руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки(слуга ,приставленный для надзора и помощи к мальчику в дворянской семье).» (стр. 185) Любовь, забота, привязанность- чувства Савельича к Гриневу, в ответ – уважение и любовь. Гринев ведет себя с Савельичем, как хозяин со слугой, но все-таки дитя любит «упрямого старика». « … увещания Савельича, который повторял с сокрушением: «Господи Владыко! Ничего кушать не изволишь! Что скажет барыня, коли дитя занеможет?» (стр.198) «Передо мною стоял Савельич со свечкой в руках».(стр. 210) « Савельич ахнул. Радость изобразилась на его лице. «Опомнился! Опомнился!»(стр.210) - забота, обязательность, и любовь к Гриневу. Стремянный (конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью, а также придворный, находящийся у царского стремени при торжественных выедах).
А.С Пушкин «Евгений Онегин». Произведение Автор. Имя Слуги. У кого и в качестве кого работает. (возраст) Описание внешности слуги. Отношение с хозяином. Предыстория (судьба героя). А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Няня Няня Татьяны Дмитриевны Лариной. «уж я стара, Стара; тупеет разум, Таня; А то, бывало я востра…»( XXXV ) Отношение Тани к няне, как к равной, несмотря на то, что няня является служанкой. «Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно милая моя:Я плакать, я рыдать готова!..» - Дитя мое, ты нездорова; Господь помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси…»( XIX ) «Я влюблена», - шептала снова Старушке с горестью она.«Оставь меня: я влюблена» « - Ах! Няня, сделай одолжение.- «Изволь, родная, прикажи»( XXIV ).-любовь, доверие, и забота. «…В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь.- «Да как же ты венчалась, няня?» - Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня мой свет. А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. И вот ввели в семью чужую…» ( XVIII-XIX)
И.А. Гончаров «Обломов». Произведение Автор. Имя слуги. У кого и в качестве кого работает. (возраст) Описание внешности слуги. Отношение с хозяином. Предыстория (судьба героя). И.А.Гончаров «Обломов» Захар Слуга 32-летнего Обломова. «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне». ( стр. 33) Слуга не чувствовал над собой барина, но уважал и слушал его. «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею как святынею.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
