М. Ю. Лермонтов "Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Игнатьева Светлана Анатольевна

Конспект урока литератур в  8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mtsyri.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мцыри» Лермонтова как романтическая поэма.

Цели:

1. Совершенствовать умения:

  • проводить исследовательскую работу;
  • определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • анализировать произведение в единстве формы и содержания;
  • рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях.

2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле?

- Жил!»

М.Ю. Лермонтов.

Ход урока.

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!

- Как вы думаете, чьи это строки? (Лермонтов)

- Как они его характеризуют?

М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

1. Целеполагание.

- Посмотрите на тему урока. Какие термины встретили? Давайте вспомним, что они обозначают.

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

Романтизм - литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Ему присуще безграничное чувство свободы, ощущение неизмеримых возможностей. Романтизму свойственно глубокое разочарование в том, что реальность губит душевные порывы, порождает чувства отчаяния, скорби, безнадежности. Для романтизма человек – малая вселенная. Главный герой -  интересная, яркая личность, с сильным характером, с тайными движениями души, единичная, исключительная, индивидуальная, неповторимая.

- Что мы должны сегодня сделать? (Проанализировать, доказать)

2. Анализ поэмы.

- Докажем принадлежность произведения к жанру.  (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).

- В чём проявляется лиризм поэмы? 

 1. Лиризм:

а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.

- Каковы особенности изображения характера героя?

2. Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

- В чём выражается этот идеал? Что управляет главным героем? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

В) величествееный пейзаж, помогающий раскрыть характера героя.

- Как же пейзаж помогает раскрыть характер героя?

- Где происходит действие? На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

- Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?  

С детских лет   Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых,  вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

- Какова же роль картин природы в произведении?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы. Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

- Герой оказывается на воле. Жадно впитывает все впечатления бытия. Что же предстает перед его глазами? (гл. 6, 11)

- Что подарила ему жизнь?

Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь  природы.

Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом.

- Из каких событий складывается сюжет? (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

- В какой форме излагается содержание поэмы? ( Исповедь. Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.)

- Какой момент мы назовем кульминационным? (гл. 17-18 наиз)

-Как же передается взволнованность, страстность, с помощью каких средств?

Работа в группах.

А) Сравнения. (гл. 2, 6, 9, 17, 15, 18)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждаютотчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик, 
Я пламенел, визжал, как он, 
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...”
“В груди моей родился тот 
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

Итак, сравнения подчеркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Б)  Олицетворения. (гл. 1, 10, 11, 14, 15)

“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” (с.1).

“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” (с.10).

“Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11).

“Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14).

“И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

В)  Риторические вопросы. (гл. 3, 5, 6, 8, 9, 12, 15, 18, 19, 21, 23)

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

“А душу можно ль рассказать?” (с.3).
“Знал ли ты 
разгульной юности мечты?”
“Что за нужда? Ты 
жил, старик!
Я также мог бы жить! (с.5).
“Ты хочешь знать, что 
видел я на воле?”
“Мне было свыше то дано!” (с.6).
“Ты хочешь знать, что делал я на 
воле?”
“О, я как 
братобняться с бурей был бы рад!”
“Скажи мне, что средь этих стен 
Могли бы дать вы мне взамен
Той 
дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и 
грозой!” (с. 8).
“Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” (с.9).
“Но юность вольная сильна, и 
смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил –
Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).
“Он встретил смерть 
лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18).
“Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19).
“Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21).
“Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23).

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.

Вывод. В многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора:  все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

3. Подведение итогов.

- Вернемся к теме урока. Какие задачи мы перед собою ставили?

- Достигли цели?

- Докажите, что поэма «Мцыри» романтическое произведение.

4. Закрепление.

Подберите пропущенное слово в выражении В.Г. Белинского

«…Что за ……. душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

5. Рефлексия.

На доске выкладывается огонь души Мцыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

Тест по литературе  для 8 класса по программе Г. С. Меркина . М.Ю. Лермонтов "Мцыри" (в форме ЕГЭ)...

разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...

М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Презентация по литературе М.Ю. Лермонтов "Мцыри"....

М.Ю.Лермонтов "Мцыри" карточки

М.Ю.Лермонтов "Мцыри" карточки....

Тест по литературе "М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Тест для учащихся 8 класса, проводится после изучения поэмы "Мцыри"....

Презентация к урокам литературы. М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Презентация к урокам литературы в 8-9 классах по творчеству М.Ю.Лермонтова(поэма "Мцыри") содержит богатый иллюстративный материал и сведения о произведении....

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....