разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mcyri.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организация класса.

 

  1. Постановка темы и цели урока.

 

- Тема нашего урока «История создания и анализ поэмы  М. Ю Лермонтова «Мцыри».

- прежде чем мы перейдем к теме нашего урока мы послушаем сообщение

«Биографические данные М. Ю. Лермонтова»

3. Биографические данные М.Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов был человеком  необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Жизнь его оборвалась  в 27 лет от пули Николая Мартынова  в июле 1841года, на дуэли в предгорьях Машука в окрестностях Пятигорска.

  Детство поэта прошло в имении его бабушки по материнской линии – в Тарханах. Мать его, Мария Михайловна, умерла рано, когда мальчику было всего2 с небольшим года. Брак родителей не был счастливым. Еще до смерти матери отец покинул семью. После смерти матери отец хотел взять мальчика себе, но бабушка решительно воспротивилась. Она составила завещание, по которому все имущество переходило внуку, но при  одном условии – что до совершеннолетия он будет жить с ней. Отец не смог сам обеспечить сына он принял условия бабушки. Бабушка любила всей душой своего внука и всегда пыталась его защитить. Но любовь бабушки – даже самая великая – не может заменить отца и матери.

  Одной из роковых своих ошибок Лермонтов считал поступление на военную службу. Дважды был выслан на юг, на Кавказ – вернее, переведен на службу. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. Потом в 1840 году за дуэль с сыном французского посланника. Кавказ произвел на него огромное впечатление. Здесь он увидел людей, «вольных как орлы».

4. Слово учителя.

 История создания поэмы.

В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха» 17 лет. С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. От  этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва пишет поэму «Исповедь». Герой поэмы монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835- 1836 появляется поэма «Боярин Орша», герой поэмы бесправный раб, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удается сбежать. В этих 2 произведениях большое место занимают монологи, исповеди, есть строки, которые вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году.

 Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно– Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

5. Работа по теме урока

- Что такое поэма?

-Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

- Где происходит действие поэмы?

- В какой  форме ведется повествование в поэме?

- Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем- нибудь: сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

Цитаты:

( а)Давным – давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. (гл. 6, 9, 10, 11. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановке. И в  пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Найдите и  зачитайте в 11 главе описание утра. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет её фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полета» Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущее после смерти «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.)

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – гимн миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы -  вот вывод)

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

Анализ эпизодов, где действует Мцыри.

А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

Б) Встреча с грузинкой.

В) Бой с барсом.

-Что значит жить для героя?

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

- Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил,// Рукою молнии ловил…».

Метафоры: « Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь был чужд людей// И полз и прятался, как змей.

Эпитеты: «Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!»

 - Вот как говорит русский критик В.Г. Белинский о языке поэмы:

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал эту поэму».

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не  воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Итог урока.

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Что бы вы еще хотели узнать о творчестве М.Ю. Лермонтова?

 

Домашнее задание. М.Ю. Лермонтов. «Песнь про купца Калашникова»

                                                  Тест

  1. Определите жанр произведения.

          а) баллада

          б) элегия

          в) поэма – исповедь

          г) притча

2.Что можно назвать символом свободы в поэме ?

            а) степь

            б) Кавказ

            в) барса

            г) девушку – грузинку

3. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

          а) Природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу.

          б) Природа обманывает героя, вновь направляя к монастырю.

          г)Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит                                        развитию сюжета.

 

       4. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

               а) побег из монастыря

               б) встреча с грузинкой

               в) бой с барсом

               г) гибель Мцыри

    5. В исповеди Мцыри звучит

              а) гнев, негодование

              б) смирение, покаяние

              в) грусть, размышления

              г) утверждение своей правоты

6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

               а) проявляется любовь автора к Кавказу

               б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

               в) связь с историей России

7. В чем заключается основная идея произведения?

               а) тоска по воле

               б) утверждение верности идеалам перед лицом смерти

               в) отрицание религиозной морали и смирения.

Тема «История создания и анализ поэмы Лермонтова «Мцыри»

Цели: познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова  

            «Мцыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....

Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"

Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"...