Анализ главы "Пожар в Кистенёвке" (А.С.Пушкин "Дубровский" урок в 6 классе)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Пелих Мария Анатольевна

Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке" (А.С.Пушкин "Дубровский" урок в 6 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_glave_pozhar_v_kistenyovke.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести урок.

Цели:

Обучающие: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского. Повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Задачи:

Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.

Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).

Учиться правильно оценить поведение героев.

Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Настраиваемся на урок! Снова мы переносимся во временя

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

1. Прочитать 5,6 главы

2. Найти поговорки, которые употребляет кучер Антон:

Плетью обуха не перешибёшь.

В грошь не ставить.

Быть на посылках.

Было бы корыто, а свиньи-то будут.

На чужой рот пуговицы не нашьёшь.

(дать им толкование)

3.

Сообщение темы урока

-Прочитайте тему урока

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы повторим…

Мы познакомимся с …

Прежде чем перейдём к теме урока, давайте дадим краткую характеристику Владимиру Дубровскому. Вставьте пропущенные слова.

Владимир Дубровский лишился … с малолетства; был привезён в Петербург …; он романтически был привязан к ….. Владимир воспитывался в … и выпущен был корнетом в … . Отец не щадил ничего для … . Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе …, … и …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».

Работа над содержанием 5 - 6 глав.

1.Словарная работа

(смотреть сноски на стр.84-94)

Работа со словарём:

 Обращаю внимание на словарь:

Приказный –здесь: мелкий служащий канцелярии.

Подъячий – делопроизводитель и писарь в канцелярии

Сетовала – жаловалась, горевала.

2. Аналитическая беседа

Анализ 5 –ой главы.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.

- Какую роль здесь играет пейзаж?

Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

Они пытались поднять бунт.

- Как ведет себя Дубровский?

Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.

- Как его это характеризует?

Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.

Аналитическая беседа по 6 главе «Пожар в усадьбе Дубровского». 

  • - Где происходят действия 6-й главы?
  • - Когда?

В Кистенёвке, в доме, в кабинете.

  • Время: ночь в ожидании решения.
  • -Кто из героев участвует в эпизоде?

  • Владимир Дубровский и его крестьяне.
  • - Как проявляет себя герой?

По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.

  • - Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он.

  • - Что затевал Архип-кузнец?

Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих.

  • -Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому?
  • - Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою. Никто не спит в эту ночь.

Нет (зачитывают по тексту).

Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герой проявляет в этой главе. Запишем их в виде таблицы.

Положительные

Отрицательное

уважительность, любовь (когда читает письма)

мстительность

Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)

Великодушие,

милосердие, благородство (когда думает о приказных)

- Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)

- Месть – это благородное чувство? (Нет, это зло).

Вывод:

Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке.

 

  • 3.Составление плана 5 и 6 глав

Работа в группах

План 5 главы «Дубровского» 

1. Похороны А.Г. Дубровского

2. Приезд чиновников в Кистенёвку

3. Чиновники остаются в доме на ночь

Глава 6.

1. Архип по распоряжению Владимира поджигает дом

2. Архип спасает кошку

5.

Вывод

Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе?

Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя?

Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.

Какие литературные термины нам потребовались для урока?

Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей

В нём борются два чувства. Какое из них победит?

Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний

6.

Домашнее задание

Отвечать на вопросы по 5-6 главе;

Чтение в лицах «Пожар в Кистенёвке».

Прочитать 7-10 главы и озаглавить их.

По желанию: пересказать эпизод «В комнате с медведем»

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за        

Заполняют бланк самооценки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы за 1 полугодие, 6 "Б" класс

В январе был проведён анализ воспитательной работы за 1 полугодие. Что удалось? Какие мероприятия  понравились детям больше всего?  На что надо обратить внимание? Об этом - в данно...

Анализ и текст ДКР по математике в 6 классе.

Анализ и текст ДКР по математике в 6 классе....

Анализ классного часа "Первый раз в 5-й класс"

Анализ классного часа (игра-знакомство)...

анализ письменного экзамена по русскому языку в 9 классе

В данной работе анализируются итоги письменного экзамена по русскому языку (ГИА-2012), приводятся сравнительные диаграммы, что позволяет выявить уровень подготовки учащихся и спланировать дальнейшую р...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.

Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...

Анализ выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками 9 классов школы №147 города Челябинска за 2011-2012 учебный год

Предлагается анализ письменнлого экзамена по геометрии в 9 классах школы №147 за 2011-2012 учебный год....