| Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Настраиваемся на урок! Снова мы переносимся во временя | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания.
| - Что было задано на дом?
| 1. Прочитать 5,6 главы 2. Найти поговорки, которые употребляет кучер Антон: Плетью обуха не перешибёшь. В грошь не ставить. Быть на посылках. Было бы корыто, а свиньи-то будут. На чужой рот пуговицы не нашьёшь. (дать им толкование) |
3. | Сообщение темы урока
| -Прочитайте тему урока – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока. |
Мы будем работать над темой… Мы будем анализировать… Мы повторим… Мы познакомимся с … |
|
| Прежде чем перейдём к теме урока, давайте дадим краткую характеристику Владимиру Дубровскому. Вставьте пропущенные слова. | Владимир Дубровский лишился … с малолетства; был привезён в Петербург …; он романтически был привязан к ….. Владимир воспитывался в … и выпущен был корнетом в … . Отец не щадил ничего для … . Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе …, … и … |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский». Работа над содержанием 5 - 6 глав. | 1.Словарная работа (смотреть сноски на стр.84-94)
| Работа со словарём: Обращаю внимание на словарь: Приказный –здесь: мелкий служащий канцелярии. Подъячий – делопроизводитель и писарь в канцелярии Сетовала – жаловалась, горевала. |
2. Аналитическая беседа Анализ 5 –ой главы. - Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой? | Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего. |
- Какую роль здесь играет пейзаж?
| Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя |
- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? | Они пытались поднять бунт.
|
- Как ведет себя Дубровский?
| Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя. |
- Как его это характеризует?
| Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы. |
- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?
| Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом. |
Аналитическая беседа по 6 главе «Пожар в усадьбе Дубровского». |
|
- - Где происходят действия 6-й главы?
- - Когда?
| В Кистенёвке, в доме, в кабинете. - Время: ночь в ожидании решения.
|
- -Кто из героев участвует в эпизоде?
| - Владимир Дубровский и его крестьяне.
|
- - Как проявляет себя герой?
| По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать. |
- - Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
| Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. |
- - Что затевал Архип-кузнец?
| Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих. |
- -Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому?
- - Хотел ли Дубровский смерти приказных?
| Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою. Никто не спит в эту ночь.
Нет (зачитывают по тексту).
|
Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герой проявляет в этой главе. Запишем их в виде таблицы. |
Положительные | Отрицательное | уважительность, любовь (когда читает письма) | мстительность | Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных) |
| Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных) |
|
|
- Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть) - Месть – это благородное чувство? (Нет, это зло). Вывод: Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. |
|
| - 3.Составление плана 5 и 6 глав
| Работа в группах План 5 главы «Дубровского» 1. Похороны А.Г. Дубровского 2. Приезд чиновников в Кистенёвку 3. Чиновники остаются в доме на ночь Глава 6. 1. Архип по распоряжению Владимира поджигает дом 2. Архип спасает кошку |
5. | Вывод | Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе?
Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.
Какие литературные термины нам потребовались для урока? | Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей
В нём борются два чувства. Какое из них победит?
Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний |
6. | Домашнее задание | Отвечать на вопросы по 5-6 главе; Чтение в лицах «Пожар в Кистенёвке». Прочитать 7-10 главы и озаглавить их. По желанию: пересказать эпизод «В комнате с медведем» | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Достигли ли мы поставленной цели? Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я сейчас думаю о … Я сейчас чувствую … Я могу себя похвалить за |
Заполняют бланк самооценки. |