Творческий проект «Ради жизни на земле...»
проект по литературе (5 класс)

Иванова Марина Ивановна

Творческий проект «Ради жизни на земле...»

(в рамках изучения темы «Стихотворения о Великой

Отечественной войне»)

В последние годы в практику учителей средней школы активно внедряется метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. В нашей школе проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но я считаю, что уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по русскому языку и литературе.

Из опыта работы я знаю, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.

Урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

  1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
  2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
  3. Выполняют творческую работу, готовят выступление.
  4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.
  5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
  6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориетированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.

Цели:

образовательные:

- познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге русских людей в Великой отечественной войне

развивающие:    

 - развитие творческого потенциала учащихся

 - развитие эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к поиску нового;

воспитательные:

 - формирование интереса и уважения к истории Отечества, к подвигу ветеранов, воспитание патриотизма.

социальные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • умения работать в сотрудничестве;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_radi_zhizni_na_zemle.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе (составление проекта)

Творческий проект «Ради жизни на земле...»

(в рамках изучения темы «Стихотворения о Великой

Отечественной войне»)

В последние годы в практику учителей средней школы активно внедряется метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. В нашей школе проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но я считаю, что уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по русскому языку и литературе.

Из опыта работы я знаю, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.

Урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

  1. Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
  2. Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
  3. Выполняют творческую работу, готовят выступление.
  4. В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.
  5. Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
  6. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориетированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.

Цели:

образовательные:

- познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге русских людей в Великой отечественной войне

развивающие:   

 - развитие творческого потенциала учащихся

 - развитие эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к поиску нового;

воспитательные:

 - формирование интереса и уважения к истории Отечества, к подвигу ветеранов, воспитание патриотизма.

социальные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • умения работать в сотрудничестве;

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Компетенции

1. Организация начала занятия

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы с вами в очередной раз будем работать над проектом.

Занимают места, формируют группы.

Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Мотивация

Мы с вами закончили изучение темы «Стихотворения о ВО войне». В преддверии празднования 70-летия Великой Победы эта тема особенно актуальна, поэтому мы с вами назовем наш проект «Ради жизни на земле».

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Твардовский «Переправа» (из поэмы «Василий Теркин»)

 Вы должны будете в сети Интернет  найти и скачать на ноутбук сведения о поэте: его фото, биографию, стихотворение о ВО войне и иллюстрацию к нему. Затем все эти материалы поместить в презентацию на 2 слайдах. У нас 5 групп, каждая группа создаст по 2 слайда, и в итоге у нас будет электронная презентация, состоящая из 10 слайдов.

Делают записи, знакомятся с «Памяткой». Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Использование ИКТ  в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных  учеников.

преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

3. Осмысление

Я предлагаю вам выбрать поэта, о котором вы будете искать материал.

Получают список с фамилиями поэтов, писавших о войне, знакомятся с ним, выбирают одного поэта.

4. Работа над проектом

Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Из подготовленных обучающимися слайдов готовит общую презентацию (возможна помощь ребят, которые закончили свою работу)

- Ребята, вы подготовили свои слайды, прошу вас выступить с защитой своего проекта.

Показ общей презентации — проекта урока

Работают на ноутбуке, заходят на сайт http://rupoem.ru/bagrickij/za-pylnym-zolotom.aspx

находят поэта, его стихотворение о войне, биографию краткую, иллюстрацию к стихотворению. Все найденные материалы скачивают на ноутбук и оформляют в виде презентации (2-3 слайда)

Выступают перед классом, отвечают на вопросы.

Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

Новые подходы в преподавании и обучении.

 Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одаренных  учеников

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство  в обучении

5.Рефлексия

- Что нового и интересного вы вынесли из сегодняшнего урока?

- Как вам работалось?

Пожалуйста, скажите несколько слов об уроке, оцените вашу работу.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе и своим одноклассникам.

Новые подходы в преподавании и обучении.

 Обучение критическому мышлению.

Управление и лидерство  в обучении

Оценивание обучения и оценивание для обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...

Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы

Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Ради жизни на земле…»

Никогда  проблема патриотического воспитания  не стояла так остро, как сейчас. В школе ей всегда уделялось особое  внимание, вернее, весь процесс воспитания детей строился на основе люб...