РП чтение и развитие речи 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Анастасия Сергеевна Шульгина

РП чтение и развитие речи 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie_5_klass.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273-ФЗ и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

 Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи преподавания чтения и развития речи: отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

*    учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

* социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание курса

Чтение и развитие речи

На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать их характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Внеклассное чтение (в 5-9 классах проводится 1 раз в месяц)

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

 Знание основных сведений из жизни писателей. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

Самостоятельное чтение книг, газет, и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение стенда внеклассного чтения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи

Чтение и развитие речи

1-й уровень

  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам (45 – 60 слов);
  • читать про себя, выполняя задания к тексту;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
  • выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
  • выучить наизусть 8 -10 стихотворений;
  • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

2-й уровень

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
  • находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;
  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
  • заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);
  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Методы обучения, применяемые  для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

  

 

Словесные методы обучения

Источник знаний – слово (систематическое изложение учебного материала учителем или в книге) 

Рассказ учителя

Объяснение

Беседа

Работа с книгой

Наглядные методы обучения

Источник знаний – образ (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) 

Самостоятельные наблюдения

Метод иллюстраций

Метод демонстраций

Практические методы обучения

Источник знаний – действие (выполняемая учащимися деятельность) 

Упражнения 

 

Лабораторно-практические работы 

 

 

     

 

Опытническая деятельность 

 

Учебно-производительный труд 

 

 

Факторы, определяющие выбор методов обучения

Цели и задачи урока

        

Тема урока, содержание материала

Этап обучения учащихся

Уровень развития познавательной деятельности школьников

Возрастные, индивидуальные и типологические особенности детей

Материально-техническая оснащенность учебного процесса

Характеристика учащихся по возможностям обучения

Первая группа

         Её составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным     материалом в процессе фронтального обучения.

Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Так, на уроках чтения и развития речи, в первую группу входят ученики, достаточно легко овладевающие первоначальными навыками чтения. Хорошо понимают содержание прочитанного, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определённым местом текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как лёгкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне они овладевают письменной и устной речью.  

 Вторая группа

Учащиеся этой группы также достаточно успешно обучаются в классе, но  испытывают трудности, чем учащиеся первой группы.

В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняют, но при этом ученики снижают темпы работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

На уроках они допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применять их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.

Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

Третья группа

К ней относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщено. Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Этих детей отличает низкая самостоятельность, темп усвоения материала ниже, чем у детей 2 группы.

Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако, каждое, несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся обобщить, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применять адекватно поставленной задаче.

Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.

Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого учащиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднительном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.

Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания проявляются при чтении текстов на уроке чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного.

При искажении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного.

Четвёртая группа

Учащиеся овладевают учебным материалом спецшколы на самом низком уровне. Фронтальное обучение для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.

Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти учащиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.

Знания усваиваются ими чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой спецшколы.

С трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.

Дети, отнесённые к 4 группе, не могут полностью усвоить программный материал.

Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильностью. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группы выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Структура программы

Чтение и развитие речи (136 ч., 4 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические занятия (Вн.ч.)

Примечание

I четверть (34 часа + 2 ч. вн.чт.)

Устное народное творчество

4

1

Картины родной природы. Лето  

9

Сказки

17

1

Картины родной природы. Осень

6

II четверть (26 часов + 2 ч. вн.чт.)

О друзьях-товарищах

9

1

Басни И.А.Крылова

4

Спешите делать добро

11

1

Картины родной природы. Зима

4

III четверть (37 часов + 3 ч. вн.чт.)

Картины родной природы. Зима

5

О животных

17

1

Из прошлого нашего народа

15

1

Картины родной природы. Весна

3

1

IV четверть (30 часов + 2ч. вн.чт.)

Картины родной природы. Весна

14

1

Из произведений зарубежных писателей

18

1

Распределение учащихся по психическим особенностям и возможностям обучения

5 класс

ФИ учащихся

Психические особенности

Возможности обучения

Чтение и развитие речи

09

01

05

Учебно-методическое обеспечение программы

5 класс

Для учителя
  1. Малышева З.Ф.Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2017.
  2. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. – СПб., КАРО, 2006.
  3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Для учащихся
  1. Малышева З.Ф.Чтение. Учебник для 5 класса. – М., «Просвещение», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 8 класс

Название курса«Язык и речь» (письмо и развитие речи)Класс8Количество часов136 ч (4 часа в неделю)СоставительЕремина Е.В.Цель курсаРазвитие речи, мышления, воображения школьников, способнос...