Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что  эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строится  как поисковая , исследовательская  деятельность , в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_gruppovaya_rabota.otred_.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Сергеевна Занько

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 6 г.о Балашиха

Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности

Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что  эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строится  как поисковая , исследовательская  деятельность , в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.

Групповая работа учащихся  давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия , с учетом которых должна строиться эта форма?

Принципы групповой работы:

  1. Особенности организации.

–класс делится на несколько групп –от 3 до 6 человек;

-внутри  каждой группы между  участниками распределяются роли;

-процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

2. Требования к учебному материалу

 - задание должно быть таким , чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и  подгруппы;

-задание должно быть достаточно трудным и желательно проблематичным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.

3. Комплектование групп.

При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. При определении количественного состава группы важно помнить: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно – и результативность.

4.  Функции учителя

 Организация групповой работы меняет функции учителя. Его действия должны сводиться к следующему:

-объяснение цели предстоящей работы;

- разбивка учащихся на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

-попеременное участие в работе групп , но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая  к активному поиску;

-после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

В  начале учебного года я сообщаю учащимся, по каким  произведениям и конкретно по каким темам будет проводиться групповая работа и предлагаю единый план  исследования , который записывается в тетрадь.

План групповой исследовательской деятельности.

  1. Формулировка общей темы  исследования.

Темой исследования может являться

-идейно-тематическое содержание произведения;

-художественный образ;

-авторская позиция и способы ее выражения;

-мастерство писателя;

-стиль и язык произведения;

-символический образ , деталь.

2 Постановка цели исследования ( анализ необходимого художественного материала , выбор аргументов , подбор доказательств , собственные выводы, суждения и оценка учителя по исследовательской теме)

3.Определение предмета исследования. ( предмет исследования определяется для каждой группы индивидуально)

4.Выбор метода ( способа) исследования.  ( Метод исследования – доказательство т.е установление истинности мысли)

5. Указание этапов исследования

- отбор художественного материала в соответствии с объектом исследования;

-наблюдение и анализ отобранного материала;

- компоновка в логической последовательности в соответствии с выбранным методом;

- вынесение собственного  ( группового) суждения и оценки.

4. Оформление исследования ( устное сообщение, доклад представителя группы)

Урок- исследования в форме групповой работы будет иметь высокую эффективность только в том случае, когда процентность прочтения произведения равна не менее 90%.Остальным предлагается индивидуальный вид работы, предполагаемый так же поисковую деятельность, путем получения информации любым доступным способом, чтобы активизировать интерес и вызвать желание к более глубокому изучению произведения, через его прочтения.  Исследовательская деятельность  проводится после вводного организационно- направленного урока, когда рассматривается сюжетная линия произведения, композиция и образная система.

Работа начинается с формулировки общей темы, совместного целеполагания и определения учителем конкретных объектов исследования. После этого учащиеся распределяются на группы соответственно количеству обозначенных объектов исследования. Каждому уроку предшествует серьезная подготовка: надо определить общую проблему, продумать задания группам и отдельным ученикам, найти разумное сочетание фронтального опроса, индивидуальной и групповой работы, определить свое учительское место, продумать дозировку времени.

На примере систем уроков в 10 классе при изучении произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , покажу как у меня осуществляется форма групповой исследовательской работы.

Первый урок. « Человек есть тайна…»

Учитель знакомит учащихся с личностью Ф.М Достоевского, основными событиями его жизненного и творческого пути.

Домашнее задание. Групповое: подготовить сообщение « О прототипах и протосюжете «Преступления и наказания» Сравнить роман « Преступление и наказание» с произведениями детективного жанра ( по выбору учащихся). Индивидуальное: подготовить сообщение об истории написания романа.

Второй урок. «Психологический отчет одного преступления»

Этот урок посвящен изучению истории создания «Преступления и наказания» и также анализу его жанра, сюжета и композиции. В основу положены результаты групповой и индивидуальной работы, проделанной учащимися самостоятельно.

Домашнее задание. Групповое: подготовить развернутые ответы на вопросы. 1. Каких героев в романе можно отнести к типу «маленького человека»? 2. Почему Раскольников называет Соню «вечной»?  Индивидуальное: проанализировать семантику фамилий и имен семьи Мармеладовых.

Третий урок. Трагедия семьи Мармеладовых.

Беседу можно построить в виде   работы над опорными цитатами , предварительно записанными на доске:

  1. « Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?».
  2. «Я глаз ее боюсь… Красных пятен на щеках тоже боюсь… И еще – ее дыхания боюсь…Детского плача тоже боюсь…»
  3. «Катерина Ивановна … весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала…а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…»
  4. « С Полечкой, наверное, то же самое будет»
  5. « Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
  6. « Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился…»

Отталкиваясь от опорных цитат, учащиеся выстраивают рассказ о трагических судьбах Мармеладовых, используя при этом результаты своей самостоятельной работы: размышляя над образом «маленького человека» в романе Достоевского, над социальном и философским значением образа «вечной» Сонечки, над семантикой фамилий и имен героев. Для обобщения материала урока можно использовать опорный конспект.

                        «Мотив» тупика в «Преступлении и наказании»

                                                       Мармеладовы

Семен                       Катерина Ивановна             Соня                            Поленька, Леня

    /        /        \        \

смерть на                   смерть  на улице               проституция на                 счастливый случай

улице                                                                          улице    

Домашнее задание. Групповое: подготовить развернутые ответы на вопросы.

  1. Кто из героев романа ( кроме семьи Мармеладовых) связан с мотивом «тупика»?
  2. В чем необычность преступления, совершенного Раскольниковым?                      

Индивидуальное: подготовить выступления « В защиту Раскольникова», «Осуждение Раскольникова»

Четвертый , пятый и шестой  уроки.    Теория Раскольникова.

В течение трех часов последовательно рассматриваются «наполеоновские» и «мессианские» мотивы преступления героя, механизм соединения в его внутреннем мире, а также модель системы образов двойников и антиподов.

1 Первый урок можно посвятить отрицательным элементам идеи Раскольникова и их отражению в сознаниях его двойников.

Следует разъяснить значение термина «двойник». Для примера можно обратиться к повести Достоевского «Двойник», вспомнить двойников  Базарова в романе Тургенева « Отцы и дети».

Сначала ученики отвечают на вопрос: В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? Затем логично перейти к индивидуальным выступлениям учащихся в защиту или с осуждением идеи и поступков главного героя. В результате столкновения противоположных мнений может возникнуть проблемная дискуссия: «Раскольников - убийца или спаситель?»

На следующем этапе урока учитель организовывает работу над текстом романа, обращая внимание учащихся на то, как негативные компоненты теории Раскольникова варьируются в сознаниях его двойников.

В процессе этой работы учащиеся вместе с учителем составляют опорный конспект

                                               Раскольников- «двойники»

                     /                                                       /                                               \

 Свидригайлов                                         Лебезятников                                       Лужин  

Своеволие, безверие                              нигилизм                                            разумный эгоизм    

Домашнее задание. Групповое: выписать цитаты, подтверждающие «родственность» идей Раскольникова и его двойников. Индивидуальное:  дать сравнительную характеристику двойникам Базарова и Раскольникова.

2.Второй урок. Если предыдущее занятие было посвящено исследованию отрицательных элементов идеи Раскольникова, то основным содержанием данного урока должны стать наблюдения над « мессианским» комплексом, присутствующем наравне с « наполеоновским» в теоретических построениях главного героя. Необходимо разъяснить значение слова «мессия»        (для этого можно привлечь библейские тексты) и смысл вкладываемый исследователями в термин «антипод».

На этом уроке учащиеся должны реконструировать  «мосты», связующие сознание Раскольникова с антиподами - Соней, Порфирием и Разумихиным.

Результаты анализа можно зафиксировать в схеме.

                                                                Антиподы

     Соня                                                          Порфирий                                                     Разумихин

          /                                                                /                                                                      /

Христианское смирение                  апология (защита)                                         единичный

самопожертвование                      социальных и этических  норм                     альтруизм

Домашнее задание. Групповое:  выписать цитаты, подтверждающие связь антиподов с Раскольниковым. Индивидуальное:  проанализировать семантику фамилии главного героя.

3.Третий урок. « В нем два противоположных характера поочередно сменяются».

Главной задачей этого обобщающего в системе работы над теорией Раскольникова – урока является объяснение сочетания противоречивых начал в сознании главного героя. Важно не просто соединить «две половинки души»  Раскольникова, но понаблюдать за процессом взаимопереходов наполеона и мессии в его идее. Перерождение добра и зла в мире крайностей Раскольникова необходимо проследить не только на уровне теоретическом ( идея), но и на уровне поступка ( преступление).

Урок следует выстроить таким образом, чтобы анализ противоречий натуры главного героя параллельно сопровождался анализом системы двойников и антиподов,  также композиции романа.

Сюда же можно включить и разбор образов мифологического  подтекста ( насекомых и животных), с помощью которых раскрывается подсознание героев.

Домашнее задание. Групповое: ответить на вопросы: Какова функция «двойников» и антиподов в романе «Преступление и наказание»?  Почему образы насекомых и животных связаны в основном со Свидригайловым?

Седьмой урок. От преступления к наказанию

Спецификой этого урока является то, что концепция романа (движение Раскольникова от преступления к наказанию) анализируется не только на идейном и психологическом уровнях- к работе над текстом привлекаются такие пласты художественной реальности, как время  и вещный мир.

Наблюдения над времяощущением героев «философского» ряда и предметным миром Раскольникова позволяет в процессе беседы сделать акцент на том, что его путь к воскресению лежит через возвращение к вере.

Анализируя динамику вещного мира, необходимо раскрыть символический подтекст образов предметов. При этом можно использовать такой опорный конспект.

Раскольников

До преступления                              преступление                                             после преступления

кольцо (связь с семьей)               топор, старухин «клад»                             евангелие (вера)

часы (земное время)                                                                                              крест ( вера)

Примечание: крест на стрелке означает разрыв связи между Раскольниковым и вещью.

Восьмой урок. Петербург Достоевского.

Урок можно разделить на несколько этапов. На первом («Маршруты Раскольникова»)-анализируется  динамика пространства. Активному усвоению материала может способствовать такая опорная схема.

Пространство Раскольникова и Свидригайлова

 Свидригайлов                                                                                                           Раскольников

Деревня-комната у Ресслих - Адрианополь- шкаф,гроб,каюта                      Лазарь-сибирь

             /               \        /     \

              Смерть                                                                                                                воскресенье

Примечание: при работе над этой проблематикой необходимо раскрыть функцию введения в повествование библейского сюжета о воскресении Лазаря.

Здесь же необходимо рассмотреть и пространство города, в котором ежедневно  разыгрывается многоактная  человеческая трагедия: на улицах Петербурга гибнет Мармеладов, Катерина Ивановна, прибегает к самоубийству женщина на мосту и сводит счеты с жизнью Свидригайлов , происходит падение Сони и девушки , встреченной Раскольниковым на бульваре. В числе основных выводов на уроке должна прозвучать мысль о том, что Петербург-это соучастник преступления и что городу-преступнику Достоевский противопоставляет спасительную христианизированную пустыню.

На втором этапе урока рассматривается природный мир романа. Внимание учащихся следует обратить на антитезу жары и грозы в романе и на совпадение изменений в природе с динамикой внутреннего состояния главного героя.

Домашнее задание. Групповое: составить цитатный портрет Петербурга. Индивидуальные: подготовить сообщения «Традиции Достоевского в творчестве А.Камю ( «Чума»), «Традиции Достоевского в произведениях Ф. Кафки («Превращение», «Процесс»).

Девятый урок. Сон или явь.

Основным содержанием этого урока являются принципы создания художественной реальности в «Преступлении и наказании». Особое внимание следует уделить анализу  символического подтекста четвертого сна Раскольникова.

Результаты наблюдения можно обобщить с помощью опорной схемы.

Объективный мир                                                           Сознание Раскольникова

    /           \                                                                                /                           \

-знакомство с Мармеладовым                               -осмысление идеи и характеров

-письмо матери                                                          -4 ый сон

-разговор в  трактире

-знакомство с «двойниками» и

«антиподами»

-преступление

Домашнее задание. Групповое: объяснить функцию снов Раскольникова и Свидригайлова. Индивидуальное: ответить на вопрос: Почему Достоевский  называл свой  метод «фантастическим реализмом»?

Десятый урок. ( обобщающий) Достоевский и современность.

На уроке рассматриваются проблемы метода писателя , развития традиции Достоевского в русской ( «Петербург» А. Белого) и европейской ( А Камю «Чума» и Ф Кафка «Превращение») литературе. Следует особое внимание уделить разъяснению гуманистических идей Ф.М. Достоевского, подчеркнуть их актуальность в наше сложное время.

Что же дает использование групповой работы на уроке?

Организуя групповую работу систематически , имею возможность видеть ее результат. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и ответственен за качество знаний не только перед собой , но и перед группой, где он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя и поднимает его авторитет, если эта задача успешно была решена. Теснее становятся контакты учителя, всего коллектива и отдельных учащихся. Считаю, метод  групповой работы эффективным и полезным в решении самой главной педагогической задачи « Учись учиться сам и помоги другому».

Литература:

1. В.Г Короленко из « Записной тетради» 1889-1891 г;

2. И.Ф. Анненский « Искусство мысли» 1909 г;

3. Н.А. Бердяев « Откровение о человеке в творчестве Достоевского» 1918 г;

4. Н.Н. Страхов о романе « Преступление и наказание» 1867 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики

Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, пре...

Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из ...

Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"

В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....