Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
статья на тему

Винтоняк Елена Викторовна

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

371

                                                                                                                                                    Е.В. Винтоняк

     

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

Аннотация. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

 Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, научное общество учащихся, формы организации, этапы организации, роль педагога.

Вхождение современного общества  в информационно-техническое пространство  нынешнего века оказывает большое влияние на всю систему образования в  нашей стране. К образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что выпускник  учебного заведения это будущий абитуриент с определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника – творческую, целеустремленную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [3, с.36].  Все острее обозначается проблема применения  академических знаний на практике, всё большее   значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное  направление развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.

 В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД – познавательные при выполнении исследований играют наиболее важную роль [1, с.87].

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

- фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

 - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;  

 - сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

 Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Школьное научное общество учащихся,  деятельность которого направлена на совершенствование знаний  школьников в определенных областях науки и искусства, представляет обучающимся  оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, способствует развитию  креативных способностей, приобретению навыков исследовательской работы.

В процессе исследовательской  деятельности учащиеся знакомятся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученной информации,  выработку умения обобщать данные и формулировать результат.  В процессе учебного исследования школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний и  вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной  для данного исследователя. Научно-исследовательская работа -  творческая работа, выполненная под руководством учителя, включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения  исследовательской работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков, диаграмм.  В итоге  теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Юные исследователи получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
  • углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний, развитие творческого мышления и самостоятельности;
  • выявление  одаренных и талантливых школьников, их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Формы организации внеурочной учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:

  • подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.;
  • выполнение индивидуальных исследовательских работ  и групповых проектов по разной тематике;
  • организация в рамках  школьного НОУ научно-практических конференций,  олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.;  
  • трансляция опыта работы членов НОУ через выпуск информационных бюллетеней, научных школьных журналов, газет и т.д.

Рассмотрим основные этапы организации исследовательской  работы.

  • Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийным аппаратом, методами исследования ,требованиями, предъявляемыми к оформлению работы).
  • Выбор и определение темы исследования. Тема  должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для выражения  собственной позиции, проведения исследования.
  • Работа с литературными источниками и интернет ресурсами (изучают теорию и историю проблемы ; осмысляют собранный материал).
  • Исследование  (постановка задач исследования, выдвижение гипотезы и проверка  через теоретические или экспериментальные исследования;  обработка полученных результатов).
  • Представление исследовательской работы. В зависимости от целей и содержания исследовательские работы представляются авторами в разной форме: научная статья (описание хода работы),план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления),стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций),реферат проблемного характера, компьютерная презентация, видео- и аудиоматериалы.

Подготовка слайдов для сопровождения докладов является обязательной для каждого ученика. Это придает работам практическую ценность, так как все подготовленные учащимися материалы могут в дальнейшем использоваться  в работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов,  а также учителями – предметниками.  

Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности различна.[3]

I.    Диагностика.  Выявление детей, заинтересованных и предрасположенных к исследовательской работе.  Роль учителя является доминирующей. Тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель выступает в роли консультанта.

III. Выполнение работы. Учитель - консультант. Максимальная самостоятельность школьников.

IV. Защита. Учитель и учащийся - равноправные партнеры.

Выполнение творческих учебно-исследовательских работ несет в себе  глубокий воспитательный характер. Оно стимулирует процесс мышления, способствует развитию целеустремленности и трудолюбия, формированию научного мировоззрения, самостоятельности и дарит радость познания.

     

              Литература

  1. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. –  №2. – с.83-91
  2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123;
  3. Маскин В.В., Петренко А.А., Т.К.  Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к  компетентностному подходу: Практическое пособие. /  Под ред. В.В. Маскина-  Аркти, 2006.- 64с.
  4. Проказова, О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : метод. реком. / О.Г. Проказова. —  Волгоград : Учитель, 2002. — с. 23          
  5. URL :nhttp://www.odarenye.ru 
  6. URL:http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=26656


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников

Методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы....

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...

Организация исследовательской работы учащихся через групповую форму ученической деятельности

Применяя форму коллективной познавательной деятельности в своей практике ,я пришла к выводу , что  эффективность уроков, на которых используется групповая работа , высока. Учебный процесс строитс...

Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»

Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности по предметам : русский язык, литература, МХК....

Педагогический конкурс: «Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» 2016

Материал данной работы указывает на большую роль внеурочной деятельности в повышении познавательной активности учащихся....