Художественный мир А.И. Солженицына (анализ произведений малого жанра «Лиственница», «Молния»).
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Каравдина Гульнара Файзрахмановна

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся  с художественным своеобразием «крохоток» А.И. Солженицына.

Развивающие: находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.

Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.

Опережающее домашнее задание

Коллективные задания:

  1. Прочитать «крохотки» А.И. Солженицына.
  2. Подумать над вопросом: «Что значит — проявить сочувствие, сердечное соучастие?». Привести примеры из жизни.

Индивидуальные задания:

  1. Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток»

А.И. Солженицына»

  1. Интерпретация «крохотки» А.И. Солженицына «Лиственница»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР  А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

(АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛОГО ЖАНРА «ЛИСТВЕННИЦА», «МОЛНИЯ»).

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся  с художественным своеобразием «крохоток» А.И. Солженицына.

Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные детали в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приемы.

Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.

Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.

Цели для учителя:

  • организовать работу по теме урока, используя метод индивидуального и дифференцированного подхода;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы, творческой, доброжелательной обстановки на уроке.

Задачи:

  • обсудить проблему;
  • в процессе дискуссии проанализировать выдвинутые аспекты проблемы;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции; собственной уверенности, созданию образа “Я”.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.

Материалы к уроку:

Портрет А.И. Солженицына

Карточки

Опережающее домашнее задание

Коллективные задания:

  1. Прочитать «крохотки» А.И. Солженицына.
  2. Подумать над вопросом: «Что значит - проявить сочувствие, сердечное соучастие?». Привести примеры из жизни.

Индивидуальные задания:

  1. Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток»  

А.И. Солженицына»

  1. Интерпретация «крохотки» А.И. Солженицына «Лиственница»

План урока

  1. Оргмомент
  2. Мотивация
  3. Целеполагание
  4. Литературоведческий  эксперимент
  5. Проверка индивидуального домашнего задания
  6. Художественный анализ «крохотки» «Лиственница»
  7. Проверка индивидуального домашнего задания
  8. Организация домашнего задания
  9. Рефлексия

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Мотивация

Слово учителя

   А.И. Солженицын вошел в литературу со своим глубоко выстраданным жизненным опытом. Автор в своих произведениях рещает вопросы, выходящие за пределы литературного творчества, расширяя литературные задачи до непомерных масштабов, вовлекая в творчество вопросы истории, философии, социологии, политологии, психологии. Поэтому в его эпосе формируются новые жанровые образования и новый творческий метод, который он называет методом художественного исследования. Вот и мы с вами, ребята, попробуем себя в качестве молодых исследователей.  Что же мы будем исследовать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к  эпиграфу урока.

  1. Целеполагпние

Работа с эпиграфом к уроку.

В малой форме можно очень  много поместить…

 можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.

А.И. Солженицын

- Прочитайте высказывание А.И. Солженицына.

- Объясните, как вы  их понимаете?

- Удалось ли Александру Исаевичу, на ваш взгляд, «много поместить» в «крохотки»?

- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

  1. Литературоведческий эксперимент

   Работа в группах

- Перед вами карточки с  литературоведческими терминами: стихотворение в прозе, лирическая миниатюра, притча.

Карточка №1

Термин

Определение

Стихотворение в прозе

Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения[1]

Лирическая миниатюра

Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия[2]

Притча

Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет[3]

Задание:

  1.  Соотнесите литературоведческий термин и определение.
  2. К какому жанру, на ваш взгляд,  ближе «крохотки» А.И. Солженицына? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Учитель: А сам автор определил жанр  произведений как «крохотки». Они занимают особое место и в творчестве А.И. Солженицына и в русской литературе. В критической литературе им отводится не так уж много места, а между тем они заслуживают того, чтобы их  читали, анализировали, интерпретировали, так как обладают удивительным свойством: учат, не поучая.

  1. Проверка  индивидуального домашнего задания

Сообщение «Тематика и жанрово-стилистические признаки «крохоток»  А.И. Солженицына

    Цикл  «Крохоток» А. И. Солженицына состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И.Тургеневым. Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолётных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом “мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

   Иначе построены миниатюры «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак», которые условно можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога.

    Следующая группа «Крохоток»  представляет собой что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа. Они отличаются довольно чётко выдержанной трёхчленной структурой. Первая часть, как обычно, содержит импрессионистическое описание фона, ситуации, в какой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая под влиянием увиденного, придающая запечатлённому эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.

    Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки.

    Заметно выделяются миниатюры, близкие по форме к литературному фельетону. Они отличаются лёгкостью, подвижностью повествования. Главную, связывающую роль в них играет личность повествователя-гражданина, который стремится обратить внимание соотечественников на будоражащие его важные нравственные проблемы.

    В «Крохотках» наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества Солженицына. В них прозвучали главные мотивы его позднейшей прозы и публицистики, а также в общих чертах проявился художественный почерк писателя, своеобразно сочетающего исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ.

    А.И. Солженицын в «Крохотках» шёл в том же направлении, но прокладывал свою собственную тропу. Он возродил жанр лирической миниатюры, которая в русской литературе советского периода долгое время была в опале, и, творчески используя опыт Тургенева, Пришвина, Бунина, искусно сочетая беллетристику, элементы публицистики, мемуаристики и документа, придал ей свежий и весьма мобильный характер.[4]

Учитель: К какой группе  по тематике и жанрово-стилистическим признакам можно отнести «крохотку» «Лиственница»?

(Ее можно отнести к философским этюдам, так как описательный материал в ней максимально сгущён, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога).

  1. Художественный анализ «крохотки» «Лиственница»
  1. Выразительное чтение миниатюры А.И. Солженицына «Лиственница».
  2. Беседа по вопросам:

- Какие чувства  рождает эта миниатюра у вас?

- Определите тему «крохотки» А.И. Солженицына (о людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование).

-Охарактеризуйте тему произведения (актуальная (созвучная основным проблемам времени), общественно значимая, внехудожественная, существующая в подтексте, опосредованно).

- В каких словах заключена основная идея произведения? (Ведь – и люди такие есть.)

- Какой смысл вложен в понятие «люди такие есть»

- Объясните смысл названия: почему именно лиственница ассоциируется у автора  с такими людьми?

- Каков пафос этого произведения?

- На основе каких примет можно утверждать, что произведение создано художником-реалистом?

- Оцените композиционное решение; что представляет собой  заключительная строка?

-Дайте характеристику образа: каков он, на ваш взгляд, аллегоричный или символический? Ответ аргументируйте.

- Какое актуальное  и злободневное значение  имеет данная  «крохотка» для нынешнего поколения?

3. Анализ языка (лексика, синтаксис произведения)

- Определите  стиль произведения   (художественный – сочетает элементы нормированной и ненормированной речи).

- Приведите примеры ненормированной речи (по соболезности, неподымна).

- Определите лексическое значение слова «по соболезности» (Испытывать или выражать соболезнование).

- Подберите синонимы к этому слову (Соболезновать -  сострадать, сочувствовать в горе, жалеть, сожалеть, болеть сердцем, принимать участие в беде; сочувствие, сострадание, сердечное соучастие).

- Приходилось ли вам, ребята, в жизни проявлять  сострадание, болеть сердцем за что-то или кого-то? Расскажите, как это было.

- Найдите в тексте эпитеты; какую смысловую нагрузку они несут?

- Какова роль инверсий?

- Найдите риторические вопросы и восклицания; какова их роль?

- Как средства художественной выразительности помогают в раскрытии основной идеи произведения?

  1. Проверка индивидуального домашнего задания

Творческая работа ученицы 9А класса  Трушляковой Екатерины

   «Ведь и люди такие есть». Именно этими словами заканчивает свое произведение А.И. Солженицын.

   После первого прочтения сразу и не поймешь – какие «такие люди»?  Но, перечитывая, всматриваясь в каждое слово, понимаешь,  что речь идет о людях добрых, людях сильных духом, о тех, кто «крепится» все ближе к вечному камню.

   Свое повествование о них А.И. Солженицын умещает в небольшую форму – «крохотку», которая по своему содержанию, на мой взгляд, близка к притче.  Здесь мы видим глубину и значительность мысли, имеющей отношение не только к частной жизни одного человека, но и к общечеловеческим законам бытия в целом.

    Еще один признак, который роднит «крохотку» с притчей является аллегоричность образа. Именно таким по своей сущности представляется образ лиственницы. Автор отожествляет ее с человеком. Но с каким?

    Риторически вопросы и лексический повтор («хвойная, хвойная, да») указывают на то, что это обычные, ничем, на первый взгляд, не отличающиеся от других люди, но в  них велико стремление нести людям добро. А смешение стилей – высокая и низкая лексика – передают неизведанные возможности человеческой души.

   Интересен прием парцелляции, перемежающейся с цезурой – создается эффект паузы, помогающей читателю остановиться и вдуматься в смысл произведения.

   Композиция произведения заслуживает особого внимания: последний абзац является своеобразным ответом на риторическое восклицание-вопрос: «Что за диковинное дерево!». Это рамочная композиция делает произведение логически завершенным.

    Оценочные эпитеты «осыпается дружно и празднично», «солнечные искры», «шелковистые иголочки» и прилагательные в превосходной степени «наинадежная», восклицательные предложения: «Что за диковинное дерево!» -  помогают определить авторскую позицию: уважительное отношение к людям,  внешне «колючим», но добрым сердцем, восхищение их крепостью, надежностью.

    В данном произведении звучат размышления автора о человеческой сущности и дан ненавязчивый урок общечеловеческих отношений. Ведь, кажется, что стоит проявить участие?  И все же как много для этого нужно…

  1. Организация домашнего задания

- Интерпретировать   «крохотку» А.И. Солженицына «Молния»

  1. Рефлексия

Учитель: составьте синквейн на тему урока.

Синквейн, составленный ученицей 9А класса Гладышевой Марией

  1. Миниатюра
  2. Аллегоричные, глубокие
  3. Интерпретируют, развивают, побуждают
  4. Философские этюды
  5. Размышление

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Термин

Определение

Стихотворение в прозе

Термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения[5]

Лирическая миниатюра

Небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия[6]

Притча

Лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет[7]

Задание:

  1.  Соотнесите литературоведческий термин и определение.
  2. К какому жанру, на ваш взгляд,  ближе «крохотки» А.И. Солженицына? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Карточка №2

А. И. Солженицын «Крохотки» (1996-1999)

ЛИСТВЕННИЦА

   Что за диковинное дерево!

   Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

   Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

   Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

   Ведь — и люди такие есть.

МОЛНИЯ

   Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.

   А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня — да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, — ударище грома: шагов двести-триста от дома, не дальше?

   Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу — а за что? И от верха, чуть ниже маковки, — прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа — соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.

   И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая — ещё подержалась денёк, стояла — какою силой? — она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом — и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.

   Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет.


[1] http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

[2] Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. –М.: Олма пресс, 2003

[3] Марина Мещерекова Литература в таблицах и схемах. Теория История Словарь. –М.: Айрис пресс, 2004

[4] http://lit.1september.ru/article.php?ID=199703001

[5] http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

[6] Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. –М.: Олма пресс, 2003

[7] Марина Мещерекова Литература в таблицах и схемах. Теория История Словарь. –М.: Айрис пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

доклад : «Личностное восприятие учащимися художественных произведений разных жанров».

материал для подготовки к урокам литературы в 5- 11 классах...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.

    Проблема развития интереса к  чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт -  сниже...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...