Главные вкладки

    Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Моисеева Виктория Викторовна

    Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».

    Цель урока: 

          1.    Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения Торопова Романс.

           2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения  полифонии (И. С. Бах Буре

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                      Республика  Крым

                                      МБОУ ДОД Октябрьская ДМШ

                                       Красногвардейский Отдел  Культуры

                                                   

                      Открытый урок

     «Работа над

                музыкальной фразой,

                          стилем и  

                                    художественным образом

                                             в произведениях

                                                          малых форм»

                 

                                           

                                             

                                               

                                                       

                                                        Провела: В.В.Моисеева

                                                        – преп. класса фортепиано 1 категории

                                                        Иллюстратор: Катя Ройк – 2 класс фортепиано              

                                                                                                         

                                                             

                                               

    Тема урока«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».

    Цель урока

    1. Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения

    Торопова Романс.

             2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения

                      полифонии (И. С. Бах Буре)

    Задачи урока:

    Обучающая. 

               1.Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах

                    изучаемых на данном этапе произведений.

         2. Расширить знание учащегося о культуре эпохи барокко.

         3. Выявить отличительные черты произведений И.С.Баха.

    4.Развить ощущение естественного движения голосов и пластики данного произведения.

    5. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования

        образных впечатлений.

              6. Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением

                 исполнительских трудностей.

            7. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

     Воспитывающая:

           1.Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

    Тип урока: показательный.

    Приемы, методы обучения: словесный, наглядный, метод показа, подражания, проблемно-поисковые.

    Вид урокаурок обобщения и систематизации изученного.

    Последовательность этапов урока:

          1.Организационный.

    1.1  Введение

    1.2  Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)

    1.3  Играем гамму до мажор в 4 октавы, аккорды (5 минут)

          2.Игра программы академконцерта (5 минут)

          3. Работа над произведениями:

                  3.1 Бах Буре (15 минут):

                        а) Краткие сведения о композиторе и эпохе.

                        б) Стилевые особенности клавирных произведений И.С.Баха.

                        с) Исполненее произведения педагогом.

                        д) Анализ произведения, выявление формы.

                        е) Приемы и методы, особенности исполнения (голосоведение, взаимодействие

                            голосов, артикуляция, ритмика, динамика).

                      ж) Исполнение в готовом виде (учеником).

                    3.2) Н.Торопова  Романс (10 минут)

                       а) Исполненее произведения педагогом;

                       б) Анализ произведения, выявление формы; 

                       в) Работа над фразировкой;                  

                       г) Работа над нюансами и звукоизвлечением.

                      д) Придумывание поэтичного текста.

                       4.Игра заключительная (5 минут)

                      5. Домашнее задание.                                   

                                             

                                             

     

               

                     

                                                              1.Введение

      Единица мышления в музыкальном языке – фраза. Поэтому беря любой музыкальный материал, для понимания  эмоционального строя и характера сочинения  важна работа

     над её особенностями.  Итак, фраза нас интересует , как  драматургическое зерно: мысль, эмоции, как комплекс исполнительских приёмов, служащих для    реализации этой мысли.

    Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа,  в современной методологии говорится о четырех этапах.

                                      Карл Черни называл эти этапы:

    «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»  

                                 А.П. Щапов характеризовал их как:

    начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный .

      Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»                                                                                   

      А. Вицинский:

     первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа                               

        Актуальность нашей работы в том, что в учебной практике зачастую детализируется содержание основного центрального этапа работы (несомненно, самого емкого), и не достаточно уделяется внимания первому и последнему этапу, в результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, единство мысли, вложенное в него автором. Одной из задач педагога является воспитание  умения охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.                          

              1.2  Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)                                 

         Делаем несколько физических упражнений из Дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой, подходящих для расслабления организма ученика и правильности

    дыхания во время исполнения музыкальных фраз и всего произведения:

     1) «ладошки»: Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

      2) «насос»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.  

      3) «китайский болванчик»:  станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".

      4) «обними плечи»:  станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

      6) «погончики»: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

      7) «шаги»:  станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

    Напоминаю уч-ся, где находится центр тяжести организма

     1.3  Играем гамму: три вида си минора в 4 октавы, аккорды (5 минут)

       В гармоническом миноре 7 ступень повышается как вверх, так и вниз, в мелодическом миноре – вверх 6,7 повышаются, вниз – отменяются.

        Урок продолжаем с проигрывания нескольких подготовительных для гамм упражнений. Разогреваем мышцы рук.

    1.3.1 Соединение двух нот разными пальцами на legato для равномерности и независимости пальцев;

    1.3.2 Гамму играем в четыре октавы, для расширения диапазона мышления и зрительного восприятия ученицы.

     Показываю несколько способов достижения беглости пальцев и ровности звучания:

    1) «Non legato»);

    2) «Staccato»;

    3) «Non legato»  пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;

    4) «Non legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;

    5) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;

    6) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;

    7) Ровное «legato».

    3. Так как наш урок происходит накануне Академического концерта, то забываем о том, что Катя знает наизусть свои произведения и по ноткам будем вспоминать и отрабатывать некоторые детали.

              3.1  И.С.Бах – Буре h-moll из Французской увертюры.

        Гомофонный склад (или просто гомофония) – это род многоголосия

              с наличием главной мелодии и сопровождения (аккомпанемента).

        Сопровождающие голоса оказываются такими, что музыкальный материал, исполняемый ими, значительно менее самостоятелен, чем материал главной мелодии. В подавляющем большинстве случаев аккомпанемент складывается из аккордов или звуков разложенных аккордов. При этом ни один из сопровождающих голосов не становится ясно выраженной мелодией.

    Полифонией называется лишь такое многоголосие, в котором каждый голос мелодически самостоятелен и где сплетаются несколько (не менее двух) таких голосов. Сущность такого полифонического соединения можно определить как ансамбль мелодий.

     Существует три вида полифонического изложения – подголосочное, контрастное, имитационное.

    Одновременное звучание нескольких вариантов мелодий образует подголосочную полифонию (иначе — вариантную).

    Одновременное звучание различных мелодий образует контрастную (иногда говорят — разнотемную) полифонию.

    Наконец, неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию (или ее близкие варианты), — это имитационная полифония:

    Буре написано в гомофонном складе с элементами  различной полифонии: имитационная (19-20 такты), контрастной (т.25, 26, 27, 28)

    с использованием контрапункта (26,27 такты,10-11 такты.

    Прорабатываем, подкрепляем технически -ясное исполнения этих

    моментов.

    Когда-то на уроке в Музыкальном училище я услышала:

    «Бах никогда не просил милостыню».

    Стилю музыки эпохи Баха присуща неконтрастная динамика и длительные динамические линии. Короткие < >, т.е. «вилочки», искажают мужественную простоту Баховского письма. Ведь играть мужественно – это не значит играть быстро и громко. Мужественность в исполнительстве:

    это свойство музыкального мышления, это умение охватить форму в целом,  при ясном понимании всех её мельчайших компонентов, это умение мыслить крупными построениями.

    Ограниченность динамических возможностей клавирных инструментов времен Баха компенсировалась разнообразием артикуляционных приемов. 

    Артикуляция - одно из важнейших условий выразительного исполнения старинной музыки, и ей следует уделять в работе большое внимание.

    Артикуляция темы, противосложения, и других мелодических и ритмических элементов инвенций должна быть сохранена во всех проведениях от начала до конца пьесы.

    Надо объяснить ученику, что правильному разделению мелодии на мотивы и их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось большое значение.

    Можно так же помнить, что в большинстве случаев мотивы начинаются со слабой ритмической доли.

     Короткие лиги, проставленные редактором, а изредка и самим Бахом, указывают границы мотивов, но не всегда означают снятие руки. 

    Во времена Баха, Люлли, Рамо  было важно воспринимать мелодию как «женщину»,которую  надо наряжать, она не может придти на бал в простом одеянии

    …Бах украсил мелодию…


    Орнаментика Баха часто вызывает затруднения. Я процитирую несколько указаний профессора Враудо по поводу исполнения украшений: 
    «Праллер – это неперечеркнутый мордент. Играется за счет времени главной ноты, акцентируется первый звук, так как именно он является основным тоном; остальное – его украшением. 
    Мордент – так же исполняется за счет времени главной ноты. 

    Ритмическая ровность нарушается главным образом из-за того, что мелизм для неопытного исполнителя затрудняет восприятие целостности мелодической линии. 

    При этом длинный звук, заключающий праллер, должен быть дослушан да конца, а следующий за ним должен явиться его продолжением.

     
    Применение педали в инвенциях И.С. Баха в детском исполнении нежелательно. Педаль может помешать выполнению основной задачи: сохранению чистоты голосования и воспитанию у ученика ясного слушания голоса. 
    Существуют различные способы для развития пианистического мышления: 
    1. Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Полезно поиграть нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос. 
    2. Ученик играет оба голоса: 
    Первый – f, 
    Второй – p, затем наоборот. 
    3. Поиграть оба голоса и в то же время один из них петь. 
    4. Один из голосов играть, другой из них – петь. 
    5. Сложный способ: оба голоса играть «mp», но слушать внимательно один из них, вести его внутренним слухом. Педагог всегда услышит, какой голос ведет ученик.

    В процессе работы над Буре пропевали мотивы. Обращали внимание

    на диалог между партиями правой и левой рук. Работали над звонкостью

    верхнего регистра, над совпадением параллельных шестнадцатых.

        Для итогового проигрывания все делали нужно объединить для придания целостности музыкального образа. Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы нужно с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. В музыкальной фразе  важно знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное её применение. 

    3.2  Н.Торопова «Романс»

         В начале сама (учитель)  проигрываю произведение.   Сегодня  будет поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?

    Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.

        Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

       Обращаем внимание на строение музыкальной формы.

      Романс написан в двухчастной  форме.

    Подкрепляли  техническую сторону. Работали способами: нон легато, стаккато, пунктирами; полезен переход с последней доли на первую, учили переносы рук, нажимая беззвучно клавишу,  по два раза нажимали каждую ноту…Слушали фразы: начало и конец. Стремились к полётности звучания.

    В конце прочитали стихи, которые были придуманы совместно с ученицей

    на одном из уроков:

         1.Осень к  нам пришла, грусть всем  принесла.

            Расставаться с летом ну не хочется никак.

            Падает роса - дождика слеза,

            Опадает жёлтая листва.

                        Припев:

           Закружились в вихре вальса

           Листья, ветер, птицы…

           И дождинки брызгами покрыли

           Землю, крыши..

           Как же хочется вернуться в лето,

           И морскими каплями умыться.

           Осень наступила, ну и что же

           Будем ждать весну...      

      4. Итоговое прослушивании программы академического концерта.

        После активной работы над деталями произведений полезно мобилизовать все силы и сделать контрольное проигрывание от начала до конца двух произведений, лучше два раза. Это воспитывает  выносливость учащегося.

      5.Домашнее задание.  

    Список используемой литературы:

    А.Щапов «Некоторые вопросы фортепианной техники»  Москва "Музыка" 1968 г.

    А.Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением» М.: Классика-XXI, 2004. — 98 с.

    А.Д.Алексеев «Из истории фортепианной педагогики» Хрестоматия. — Киев: Музична Україна, 1974. — 163 с.

    И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.

    В.Милич  «Воспитание ученика - пианиста

    Дыхательная гимнастика Н.Стрельниковой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

    Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

    Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

    Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

    Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

    В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

    методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"

    МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕНА ТЕМУ:«Значение художественного  образа в музыкальном произведении»....

    План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

    План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...