«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»
учебно-методический материал

Хатхе Сима Айдамировна

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики осваивают малую сонатную форму — это сонатину. Самыми простыми в обучении на уроках являются сонатины Д. Д. Штейбельта Чимароза, М. Клементи, Я. Дюссека, Л. Бетховена, А.Биля, В.Дамкомба, К.Вилтона, Я.Ванхаля, А.Бейла, Д.Шмитта и других композиторов. В этих сонатинах присутствуют свои сложности-«альбертиевы басы» и пассажи, различные штрихи в обеих руках, метроритмические сложности. Но также мы не должны забыть и об едином развитии и форме сонатин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_22_g.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Афипсипская детская школа искусств»

Методическая разработка открытого урока

специального фортепиано на тему:

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

25.04.2022г.

Автор: преподаватель по классу

специального фортепиано МБУДО «Афипсипская ДШИ»

Хатхе Сима Айдамировна.

 

Введение

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики осваивают малую сонатную форму — это сонатину. Самыми простыми в обучении на уроках являются сонатины Д. Д. Штейбельта Чимароза, М. Клементи, Я. Дюссека, Л. Бетховена, А.Биля, В.Дамкомба, К.Вилтона, Я.Ванхаля, А.Бейла, Д.Шмитта и других композиторов. В этих сонатинах присутствуют свои сложности-«альбертиевы басы» и пассажи, различные штрихи в обеих руках, метроритмические сложности. Но также мы не должны забыть и об едином развитии и форме сонатин.

Цель урока: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения; разобрать и осмыслить внутренние строение сонатины.

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Образовательные:

- дать определение сонатной форме;

- выяснить строение сонатной формы;

- определить тональный план;

- научиться ощущать внутреннюю пульсацию;

- продемонстрировать игру преподавателя за инструментом;

- проработать отдельно части сонатины: работа над звуком и характером, над цельностью произведения.

2. Развивающие:

- обогатить кругозор обучающейся;

- совершенствовать исполнительское мастерство, формировать сценическую

культуру;

- развивать внимание, образность мышления, научиться анализировать.

3. Воспитательные:

- повысить интерес к исполнению классической музыки;

- воспитывать грамотность и аккуратность в работе с нотным текстом.

План урока

1. Введение. Характеристика урока. История появления сонатной формы (в течение всего урока).

2. Ознакомление обучающейся с произведением.

3. Знакомство с частями сонатной формы: экспозицией, разработкой и репризой. Работа над структурой, характером исполнения. Определение тонального плана. Отличие репризы от экспозиции.

4. Работа над штрихами, оттенками, характером, работа над звуком - в работе над любой частью сонатины.

7. Форма. Непрерывность еѐ развития.

8. Заключение.

9. Домашнее задание.

10.Анализ урока.

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся 2 класса по дополнительной предпрофессиональной программе  Скрипник Екатериной.

Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Методы урока:

- словесный;

- практический;

- метод показа;

- аналитический;

- эмоционально-восприимчивый.

Оборудование: фортепиано, ноты.

Музыкальный материал:

- А.Биль «Сонатина» C-dur Op.57 №1;

- Д.Кабалевский «Клоуны»

Ожидаемый результат: разобраться в сонатной форме, ее особенностях; развивать фантазию, воображение, музыкальную память, правильное отношение к штрихам, аппликатуре; правильно работать над фразами; уметь находить главное в произведениях.

Ход урока

   Приветственное слово. Представление обучающейся. Оглашение темы, цели и задач урока.

   Преподаватель: на нашем уроке мы решили начать работу над сонатиной А.Биля C- dur op.57 № 1. Это произведение является частью экзаменационной программы по индивидуальному плану. Плановый открытый урок в работе над крупной формой. Проводилась работа по грамотному прочтению и исполнению в медленном темпе музыкального материала – штрихов, пауз, аппликатуры, ритмического соотношения длительностей. На нашем уроке мы постараемся вспомнить о строении сонатной формы, поговорить об понятии «сонатина», разберем тональный план. На основе уже полученных знаний и их частичном повторении и закреплении на открытом уроке работа пойдёт над выявлением характера темы в разных эпизодах, выразительностью их исполнения; пониманием, какие музыкальные средства использовал композитор для достижения цели. Продолжаем также работать над звуком, контрастностью звучания.

   Сонатина (итал. sonatina, уменьшит. от sonata) – маленькая соната. Небольшая и технически нетрудная соната. Первая часть сонатины обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней часто отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе.

   Сонатная форма – наиболее развитая из всех гомофонных музыкальных форм. Она состоит из трёх основных разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции противопоставляются главная и побочная партии, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально. В нашей сонатине в экспозиции нет побочной партии. Весь первый раздел состоит (как мы его обозначили) из двух повторяющихся эпизодов. В разработке темы должны развиваться. Но в нашей сонатине, как мы видим, скорее представлена не разработка, а связующая партия между экспозицией и репризой. Она звучит на доминанте к до-мажору. В классической репризе повторяется экспозиция с тональными изменениями. В нашей сонатине тональность не изменилась. Преобладает C-dur. Единственное различие между экспозицией и репризой-изложение темы последней части группами шестнадцатых нот, а в первом разделе-легкие стаккатные восьмые. Приступим к нашей игре! Катя проигрывает первую часть сонатины.

   Преподаватель: вот у нас закончился первый раздел-экспозиция. Что мне хотелось бы услышать?! Динамический план у нас меняется: мы начинаем играть на p, а уже 2 эпизод у нас идет на mf. Катя, что такое пиано и мецо-форте?

   Ученица: пиано-это тихо, а мецо-форте-это менее громко.

Преподаватель: Конечно. Это нужно обязательно применить при игре. Обрати внимание на изменение затактов. Хотелось, чтобы игра твоя была отчетливыми пальчиками, пульсирующе и ритмично. Без остановок. В конце второго эпизода у тебя появляется доминанта в виде септимы, переходящая в тонику. Давай возьмем темп более сдержанно и постараемся сыграть еще раз, обращая внимание на все мои пожелания. Не забудь про ручки: закругленные, локти немного в стороны, не зажимайся. Работаем пальчиками.

   Начинаем проигрывать сначала.

Преподаватель: достаточно. Катя, давай обратим внимание на место с пунктирным ритмом. Играешь его не ритмично. Высчитываем: «раз и»…после «и» играется шестнадцатая нотка.

Отрабатываем момент с пунктирным ритмом.

Преподаватель: повторяющиеся нотки должны звучать по-разному: тихо, громче, еще громче и пришли к самой громкой. Ты играешь их одинаково, на одном динамическом уровне. Так не должно быть!

Девочка проигрывает трудные места (пунктир, повторяющиеся ноты).

Преподаватель: молодец, Катя. Уже гораздо лучше звучат «наши» нотки. Дальше остренькие аккорды на staccato. Ручку перенесла, сверху взяла ноточку, и начинаем играть второй эпизод. В конце второго перехода доминанта должна обязательно перейти в тонику на легато. Доминанта-Forte, тоника-piano. Вспоминаем принцип «сели-встали»! Переходим к связующей партии. Начинаем ее на пиано. Пальчики активные. Подходим к кульминации.

   Показ связующего раздела на инструменте преподавателем.

Преподаватель: в конце кульминации стоит фермата. Катя, что такое фермата?

Ученица: ммм….

Преподаватель: фермата-продливание нотки на ту же самую длительность; можно еще подольше на этой нотке «посидеть». Если у нас фермата стоит на восьмой нотке, значит ее мы должны выдержать, как четвертную или четвертную с точкой.

Ученица: я поняла.

Обучающаяся, проигрывая четыре последних такта связующего раздела, приходит на форте к ноте с ферматой.

Преподаватель: вздохнула, ручки перенесла и играем последний наш раздел в сонатине-репризу.

Катя проигрывает репризу. Находит отличия от экспозиции. Закончили в тональности до-мажор.

Преподаватель: Следующая наша пьеса по индивидуальному плану и готовящаяся к экзамену- Д.Кабалевский «Клоуны».

«Музыка не только доставляет нам удовольствие.

                                                            Она многому учит. Она, как книга, делает нас   лучше, умнее, добрее»

Д.Б. Кабалевский

   Играя эту жизнерадостную пьесу, дети заряжаются физической выносливостью и энергией. Пьеса требует яркого, уверенного звука и энергичного стаккато в левой руке.

Преподаватель: Катюша, скажи пожалуйста, какой характер в пьесе «Клоуны»?

Обучающаяся: в основном-веселый, но также преобладает и грустный характер.

Преподаватель: да, я с тобой соглашусь. Ведь в данной пьесе мы можем увидеть смену тональностей, хроматизмы.

Преподаватель: какая основная тональность пьесы? В какой тональности у нас нет знаков при ключе?

Ученица: ля-минор.

Преподаватель: да, а еще преобладает у нас и «ля»-мажор, так как часто мы видим присутствие до#. Давай попробуем сыграть.

Катя проигрывает первые четыре такта, учитель останавливает девочку.

Преподаватель: что услышала ты в этих 4 тактах?

Ученица: я услышала сначала до#, а потом до-бекар. Все четыре такта у нас строятся на трех нотах: ля-си-до.

Преподаватель: Катя, хочется, чтобы ты правильно фразировала свою игру. Нужно приходить к ноткам, которые у нас меняются в знаках: ля-си-ДО#; ля-си-ДО БЕКАР. Приходим к третьей нотке. Чтобы помочь нашей правой руке правильно фразировать, мы будем проговаривать такие слова:

Я скачу всё быстрей,

Веселю я всех людей.

         Это нравится и мне, и всем.

                 Кувырок назад, кувырок вперёд,

                                                      Кувырок ещё разок.

   Катя играет отдельно правую ручку, правильно фразируя и проговаривая с ударением слова из стихотворения.

Преподаватель: а что в этот момент у нас происходит с левой рукой?!

Ученица: она играет одни и те же ноты.

Преподаватель: да. А при игре я тебя попрошу растянуть немного свои пальчики и всю руку не переносить на нотки. Все под рукой, не усложняй себе игру!

Катя пробует играть отдельно левую руку, работая только пальчиками.      

   Затем соединяем двумя руками. Играя, не забываем про фразировку.

Преподаватель: подошли ко второй части пьесы. Изменяется тональность, поменялась гармония, в левой руке тоже произошли изменения. Принцип игры остался прежнем, поменялась только тональность. И вот она, кульминация.

   Показ игры преподавателем кульминационного места. Катя пытается повторить игру учителя.

   Преподаватель: молодец. Вот мы и пришли к третье части (репризе). Особое внимание при игре репризы стоит обратить на расстановку аппликатуры на последней строчке. Ее нужно выучить! Последние три аккорда на завершении играем остренько; приходим по динамике к третьему на форте. Опирайся на инструмент. Все цепче. Не бойся!

Заключение

    Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы плодотворно потрудились: поработали над пьесой по частям, изучили различные приемы игры, работали над штрихами, динамикой, фразировкой. Вспомнили, что такое «сонатина» и «сонатная форма»; проанализировали строение нашей сонатины.

Заканчивая сегодня работу над произведениями, давай ещё раз вспомним об образе и характере, настроении и средствах музыкальной выразительности, использованных для создания художественного образа этой пьесы (проверка полученных знаний, выставление оценки).

Домашнее задание:

1. Доучиваем текст наизусть;

2. Работаем над фразами в пьесе, темп немного подвигаем. Не забываем про динамику, характер.

3. В сонатине - повторить названия разделов. Пробуем исполнять без остановок. Отрабатываем в экспозиции последнюю строчку (доминанта-тоника: опаздываешь на доминанту). Не забываем выдержать фермату. В репризе помним то, что у нас появляются группы с шестнадцатыми нотами. Не забывай про них!

Благодарю за урок! Постарайся выполнить домашнее задание. До свидания!

Список использованных источников

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой»; М.: «Советский композитор»1986 г. 100с.

2. Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс» / Асафьев Б.В. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 376с.

3. Дидактический материал «Школа игры на фортепиано» - под общей редакцией А. Николаева. Москва: Музыка, 2002. 201с.

4. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». М.: «Просвещение», 1981 г. 191с.

5. Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» М. Классика- XXI, 2002г. 130с.

6. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М. Классика XXI, 1999г. 300с.

7. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос». 1992 г. 56с.

8. Способин И. В. «Музыкальная форма» Изд. «Музыка» М. 1980г. 400с.

9. «Фортепианная техника в удовольствие». Сборник этюдов и пьес. 2 класс. Сост. О.В.Катаргина. Челябинск, «Издательство MPI». 2006г. 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕНА ТЕМУ:«Значение художественного  образа в музыкальном произведении»....

РОЛЬ АККОМПАНЕМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СКРИПИЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Предлагаемый методический доклад не претендует ни на полноту изложения, ни на его исчерпывающий характер, но это попытка углубить и расширить важнейшую тему, затрагивающую процесс работы над раскрытие...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...