Работа над художественным образом в вокальном произведении
план-конспект урока по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

конспект урока по сольному пению в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_numi-.nad_hudozh.obr_.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

27.11.2014 (открытый урок с учащимся 2 курса Мухаметдиновым Риназом

на ГМО преподавателей вокально-хоровых дисциплин, ДШИ № 7, г. Набережные Челны)

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ:

Работа над художественным образом в вокальном произведении

Тип урока: учебный

работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения

Литература:

А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

О.Малышева «О пении»

Википедия – свободная энциклопедия  http://ru.wikipedia.org/

Интернет – ресурсы:

http://studopedia.ru/1_4087_zhanri-vokalnoy-muziki.html

 http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F1%ED%FF

http://manovicy.68edu.ru/index.php/metodickat/55-predm-doci/113-----q---q

Цель урока:

формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения

Задачи урока:

- Научить работать

с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,

определять художественно-смысловые и динамические кульминации,

использовать средства музыкальной выразительности

- Воспитывать интерес к музыке, любовь к песне

- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков

Оборудование:

- Портреты Евгения Крылатова и Луизы Батыр-Булгари

- СД-проигрыватель, диск с записями песни «Колыбельная медведицы», песни «Кугерченем син канатлы»

- Ноутбук

- Видеофрагмент из м/ф «Умка»

- Нотный материал

- Фортепиано.

План урока (ход урока):

1. Организационный момент:

Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:

а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

б) исполнение Вокализа

4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

б) после исполнения - пояснение преподавателя

«Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения»

в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы».

г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

5. Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне Л. Батыр-Булгари на стихи М. Маликовой «Кугэрченем - син канатлы»

а) выразительное чтение поэтического текста

б) исполнение с сопровождением фортепиано

в) беседа о содержании

г) беседа о характере музыки

д) разбор нотного текста по средствам муз выразительности (КАРТОЧКА)

е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.

ж) исполнение песни «Кугэрченем син канатлы»: пение легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям

з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (использование жестов и мимики).  

(на основе знания и понимания содержания и характера , знания динамического развития, знания кульминаций)

На последующих уроках более детальная вокальная работа по фразам и предложениям

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока - КОНСПЕКТ

1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

 - «Здравствуй, Риназ!  

Сегодня, ты находишься в не совсем обычных для тебя условиях: новый для тебя кабинет и в нём наши гости – преподаватели нашего города. А всё остальное как обычно на каждом уроке: фортепиано, ноты и мы.

В начале, Риназ, хочу с тобой поиграть. Игра называется «Вопрос - ответ». Правило игры очень простое: на все вопросы должен звучать только один ответ «Да!».

- Я - ведущая. Договорились?

- Да!

- Утро доброе настало?

- Настроение хорошее?

- Улыбаемся с утра?

- Тогда, начнём урок наш?

- Да!

- Да!

- Да!

- Да!

- Вот, и вся игра. Начинаем наш урок?

- Да!

- ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом в вокальном произведении»

- Начинаем урок, основная часть которого будет отведена работе над художественно-образным исполнением вокального произведения «Кугэрченем син канатлы», муз. Л. Батыр-Булгари, слова М.Маликовой. Исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта, «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений на легато, нон-легато, стаккато, т.е. с распевания.

        Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.

3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:

а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

б) исполнение Вокализа

- «В заключение распевания исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта.

Риназ, посмотрим на твой рисунок, где изображено то, что тебе представляется при пении этого Вокализа. Это красочный, необычный цветок на «лёгком» стебле в окружении листьев, похожих на романтичные завитушки.

По рисунку видно динамическое развитие музыки Вокализа.

Насыщенность цветовой гаммы соответствует громкости и эмоциональности звучания Вокализа по музыкальным фразам и предложениям.

Наиболее яркие тона красок применены в середине рисунка, что соответствует средней части  Вокализа. «Начало» и «окончание» музыки Вокализа выражены в рисунке менее насыщенными, светлыми цветовыми оттенками».

4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

б) после исполнения - пояснение преподавателя:

- «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

- «Оживи» своё исполнение колыбельной песни жестами рук, мимикой лица. Это поможет лучше передать настроение и характер исполняемого произведения, станет интереснее для слушающих тебя людей.

в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы» (с жестикуляцией, мимикой)

г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

5. «Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне «Кугэрченем - син канатлы»

а) выразительное чтение поэтического текста (проверка домашнего задания)

- «Риназ, я просила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы». Прочти.

        Чтение учащимся поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы»

- Спасибо! Молодец!

- Вокальная партия песни уже разучена. Послушаем её в твоём исполнении с сопровождением фортепиано.

б) исполнение с сопровождением фортепиано

        Исполнение учащимся песни Луизы Батыр-Булгари на слова Мадины Маликовой   «Кугэрченем - син канатлы».

- Хорошо! Спасибо! Вокальной работе в этой песне мы уделим ещё время (будем вести работу над чистотой интонирования мелодии, над оформлением и резонированием звука, над дыханием и т.д.).

в) беседа о содержании (Беседа о характере песни)

А сейчас скажи, пожалуйста, каков характер этого вокального произведения?

(ответ учащегося: грустный)

- А о чём рассказывается в песне? Перескажи, пожалуйста, своими словами, содержание этой песни «Кугэрченем – син канатлы».

        Ответ учащегося, пересказ содержания: в песне говорится о ребёнке, который живёт среди чужих людей, а не со своими родителями, и, поэтому он чувствует себя одиноким, сиротой. Ребёнок обращается к голубке и просит её о том, чтобы она донесла до его родителей его переживания и надежду на их встречу.

- Стихотворение несёт грустное настроение. Но только ли грусть?

- Нет!

- Сквозь грусть чувствуются светлые интонации, нотки радости от надежды на возможную встречу с родными людьми.

г) беседа о характере музыки

- А характер музыки? Какой он? Характер музыки определяет характер поэтического текста? Помогает передать его содержание?

- Да.

- Конечно! Музыка также и грустная и светлая, одновременно! Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором поэтического текста в стихотворении (чувства переживаний и надежды).

д) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности  (работа с нотным текстом по КАРТОЧКЕ)

- А каким образом музыка передаёт характер? Какими средствами это

выражается в музыке?

- Прибегнем к помощи средств музыкальной выразительности. Посмотрим на КАРТОЧКУ  «Средства музыкальной выразительности» - мелодия, ритм, темп, размер, лад, динамика

(Просмотр КАРТОЧКИ)

- Определим сначала то, какие средства музыкальной выразительности использует автор музыки, т.е. композитор Л.Батар-Булгари.

(Просмотр КАРТОЧКИ)

«Средства музыкальной выразительностив песне «Кугерчэнем син канатлы»

Размер 6/8 –равномерный счёт восьмыми длительностями, это будто биение сердца, ощущение пульсации, это как бы волнительное движение и стремление к чему- то.

Ритм, чуть сбивчивый - изображает эмоциональную сбивчивую речь человека, испытывающего волнение

Лад минор – это грусть, печаль и в то же время – радость в надежде, что желаемое будет исполнено (встреча состоится)

Мелодия – нежная, певучая, волнообразная

Темп – с движением (но не быстрый, и, не медленный)

Динамика mp, mf, f  (creshendo и diminuendo - внутри фраз и предложений )

е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.

- Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по громкости место в этой песне, на каких словах? И почему?

Ответ учащегося с помощью наводящих вопросов преподавателя:

- Динамическая кульминация находится в окончани припева после 2-го куплета (последние две строки припева после 2-го куплета).  Там звучат слова ребёнка-сироты о том, что он уже даже вымыл своими слезами дорогу для своих мамы и папы, дорогу родителей к нему, к ребёнку, который плохо чувствует себя без самых дорогих ему людей – родителей.

- Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по смсловой нагрузке, по смсловой значимости, место в этой песне, на каких словах? И почему?

Ответ учащегося с помощьюнаводящих вопросов преподавателя:

 - Смысловая кульминация  – в окончании всей песни .Речитативом проговариваются слова последней строки песни ( звучат тихо, с надеждой). Слова ребёнка – сироты: «Скажи им, голубка, что живёт их ребёнок одиноко без них, без родных людей, без мамы и папы».

- Каков основной вид звуковедения ?  (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)

- Какие динамические оттенки? (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)

Основной вид звуковедения – легато, непрерывность мелодической линии. Композитор указывает динамические оттенки  mp, mf, f  . Но внутри каждой фразы имеются свои кульминации, свои ударения. При пении, постоянно и плавно изменяется сила громкости звучания, т.е. выполняются динамические оттенки creshendo и diminuendo. Особое значение динамические оттенки приобретают при исполнении кульминаций, и,  в целом, они важны в динамическом развитии всего вокального произведения для достижения художественно- эмоционального образа.

ж) исполнение песни «Кугерченем син канатлы»: легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям

- Теперь, определив все средства музыкальной выразительности, исполни, Риназ, песню на легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям.

(исполнение песни)

з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя 

(на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций, при помощи использования жестов и мимики)

- Риназ, исполнение трёх одинаковых по музыке куплетов и припевов не вызовут большого интереса у слушающих людей. К окончанию песни станет скучно.

Необходимо добиться разнообразия в исполнении…

Сегодня, на уроке поставлена важная задача: передать художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом.

Когда уже выполнен разбор средств музыкальной выразительности, когда вокальная партия приобрела при исполнении динамичность, характер и осмысленность, можно и желательно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

- Риназ, воспользовавшись своим воображением, представь себя в роли «героя» песни «Кугэрченем  - син канатлы». Обратись к воображаемой птице, голубке. Говори с ней через своё пение о чувствах и желаниях. Помоги себе движениями рук. Взгляд, улыбка и вся возможная мимика лица помогут передать эмоции.

На последующих уроках мы будем продолжать работу над песней, уделяя особое внимание детальной вокальной работе.

6. Рефлексия. 

- Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым?

(ответ учащегося)

Сегодня новым для учащегося было:

  1. получение информации о выразительных средствах музыки: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;
  2. определение кульминаций в произведении «Кугэрченем – син канатлы» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.  
  3. Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни «Кугэрченем – син канатлы».
  4. Слушание песни «Колыбельная медведицы!» в видеофрагменте из м/ф «Умка»;

7. Домашнее задание.

- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения «Кугэрченем - син канатлы»  с выражением, эмоционально.

- Петь песню «Кугэрченем - син канатлы» с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.

- Петь Вокализ № 6, муз. Ф.Абта

- Петь песню «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.

Цель урока : Добиваться  эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...