Главные вкладки

    Работа над художественным образом в вокальном произведении
    план-конспект урока по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

    конспект урока по сольному пению в ДШИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_numi-.nad_hudozh.obr_.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    27.11.2014 (открытый урок с учащимся 2 курса Мухаметдиновым Риназом

    на ГМО преподавателей вокально-хоровых дисциплин, ДШИ № 7, г. Набережные Челны)

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ПО ТЕМЕ:

    Работа над художественным образом в вокальном произведении

    Тип урока: учебный

    работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения

    Литература:

    А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

    О.Малышева «О пении»

    Википедия – свободная энциклопедия  http://ru.wikipedia.org/

    Интернет – ресурсы:

    http://studopedia.ru/1_4087_zhanri-vokalnoy-muziki.html

     http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F1%ED%FF

    http://manovicy.68edu.ru/index.php/metodickat/55-predm-doci/113-----q---q

    Цель урока:

    формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения

    Задачи урока:

    - Научить работать

    с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,

    определять художественно-смысловые и динамические кульминации,

    использовать средства музыкальной выразительности

    - Воспитывать интерес к музыке, любовь к песне

    - Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков

    Оборудование:

    - Портреты Евгения Крылатова и Луизы Батыр-Булгари

    - СД-проигрыватель, диск с записями песни «Колыбельная медведицы», песни «Кугерченем син канатлы»

    - Ноутбук

    - Видеофрагмент из м/ф «Умка»

    - Нотный материал

    - Фортепиано.

    План урока (ход урока):

    1. Организационный момент:

    Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

    2. Пение вокальных упражнений – распевание.

    3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:

    а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

    б) исполнение Вокализа

    4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

    а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

    б) после исполнения - пояснение преподавателя

    «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения»

    в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы».

    г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

    5. Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне Л. Батыр-Булгари на стихи М. Маликовой «Кугэрченем - син канатлы»

    а) выразительное чтение поэтического текста

    б) исполнение с сопровождением фортепиано

    в) беседа о содержании

    г) беседа о характере музыки

    д) разбор нотного текста по средствам муз выразительности (КАРТОЧКА)

    е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.

    ж) исполнение песни «Кугэрченем син канатлы»: пение легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям

    з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (использование жестов и мимики).  

    (на основе знания и понимания содержания и характера , знания динамического развития, знания кульминаций)

    На последующих уроках более детальная вокальная работа по фразам и предложениям

    6. Рефлексия.

    7. Домашнее задание.

    Ход урока - КОНСПЕКТ

    1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

     - «Здравствуй, Риназ!  

    Сегодня, ты находишься в не совсем обычных для тебя условиях: новый для тебя кабинет и в нём наши гости – преподаватели нашего города. А всё остальное как обычно на каждом уроке: фортепиано, ноты и мы.

    В начале, Риназ, хочу с тобой поиграть. Игра называется «Вопрос - ответ». Правило игры очень простое: на все вопросы должен звучать только один ответ «Да!».

    - Я - ведущая. Договорились?

    - Да!

    - Утро доброе настало?

    - Настроение хорошее?

    - Улыбаемся с утра?

    - Тогда, начнём урок наш?

    - Да!

    - Да!

    - Да!

    - Да!

    - Вот, и вся игра. Начинаем наш урок?

    - Да!

    - ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом в вокальном произведении»

    - Начинаем урок, основная часть которого будет отведена работе над художественно-образным исполнением вокального произведения «Кугэрченем син канатлы», муз. Л. Батыр-Булгари, слова М.Маликовой. Исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта, «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева

    2. Пение вокальных упражнений – распевание.

    - Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений на легато, нон-легато, стаккато, т.е. с распевания.

            Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.

    3.  Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:

    а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом

    б) исполнение Вокализа

    - «В заключение распевания исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта.

    Риназ, посмотрим на твой рисунок, где изображено то, что тебе представляется при пении этого Вокализа. Это красочный, необычный цветок на «лёгком» стебле в окружении листьев, похожих на романтичные завитушки.

    По рисунку видно динамическое развитие музыки Вокализа.

    Насыщенность цветовой гаммы соответствует громкости и эмоциональности звучания Вокализа по музыкальным фразам и предложениям.

    Наиболее яркие тона красок применены в середине рисунка, что соответствует средней части  Вокализа. «Начало» и «окончание» музыки Вокализа выражены в рисунке менее насыщенными, светлыми цветовыми оттенками».

    4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».

    а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»

    б) после исполнения - пояснение преподавателя:

    - «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

    - «Оживи» своё исполнение колыбельной песни жестами рук, мимикой лица. Это поможет лучше передать настроение и характер исполняемого произведения, станет интереснее для слушающих тебя людей.

    в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы» (с жестикуляцией, мимикой)

    г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)

    5. «Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне «Кугэрченем - син канатлы»

    а) выразительное чтение поэтического текста (проверка домашнего задания)

    - «Риназ, я просила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы». Прочти.

            Чтение учащимся поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы»

    - Спасибо! Молодец!

    - Вокальная партия песни уже разучена. Послушаем её в твоём исполнении с сопровождением фортепиано.

    б) исполнение с сопровождением фортепиано

            Исполнение учащимся песни Луизы Батыр-Булгари на слова Мадины Маликовой   «Кугэрченем - син канатлы».

    - Хорошо! Спасибо! Вокальной работе в этой песне мы уделим ещё время (будем вести работу над чистотой интонирования мелодии, над оформлением и резонированием звука, над дыханием и т.д.).

    в) беседа о содержании (Беседа о характере песни)

    А сейчас скажи, пожалуйста, каков характер этого вокального произведения?

    (ответ учащегося: грустный)

    - А о чём рассказывается в песне? Перескажи, пожалуйста, своими словами, содержание этой песни «Кугэрченем – син канатлы».

            Ответ учащегося, пересказ содержания: в песне говорится о ребёнке, который живёт среди чужих людей, а не со своими родителями, и, поэтому он чувствует себя одиноким, сиротой. Ребёнок обращается к голубке и просит её о том, чтобы она донесла до его родителей его переживания и надежду на их встречу.

    - Стихотворение несёт грустное настроение. Но только ли грусть?

    - Нет!

    - Сквозь грусть чувствуются светлые интонации, нотки радости от надежды на возможную встречу с родными людьми.

    г) беседа о характере музыки

    - А характер музыки? Какой он? Характер музыки определяет характер поэтического текста? Помогает передать его содержание?

    - Да.

    - Конечно! Музыка также и грустная и светлая, одновременно! Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором поэтического текста в стихотворении (чувства переживаний и надежды).

    д) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности  (работа с нотным текстом по КАРТОЧКЕ)

    - А каким образом музыка передаёт характер? Какими средствами это

    выражается в музыке?

    - Прибегнем к помощи средств музыкальной выразительности. Посмотрим на КАРТОЧКУ  «Средства музыкальной выразительности» - мелодия, ритм, темп, размер, лад, динамика

    (Просмотр КАРТОЧКИ)

    - Определим сначала то, какие средства музыкальной выразительности использует автор музыки, т.е. композитор Л.Батар-Булгари.

    (Просмотр КАРТОЧКИ)

    «Средства музыкальной выразительностив песне «Кугерчэнем син канатлы»

    Размер 6/8 –равномерный счёт восьмыми длительностями, это будто биение сердца, ощущение пульсации, это как бы волнительное движение и стремление к чему- то.

    Ритм, чуть сбивчивый - изображает эмоциональную сбивчивую речь человека, испытывающего волнение

    Лад минор – это грусть, печаль и в то же время – радость в надежде, что желаемое будет исполнено (встреча состоится)

    Мелодия – нежная, певучая, волнообразная

    Темп – с движением (но не быстрый, и, не медленный)

    Динамика mp, mf, f  (creshendo и diminuendo - внутри фраз и предложений )

    е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.

    - Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по громкости место в этой песне, на каких словах? И почему?

    Ответ учащегося с помощью наводящих вопросов преподавателя:

    - Динамическая кульминация находится в окончани припева после 2-го куплета (последние две строки припева после 2-го куплета).  Там звучат слова ребёнка-сироты о том, что он уже даже вымыл своими слезами дорогу для своих мамы и папы, дорогу родителей к нему, к ребёнку, который плохо чувствует себя без самых дорогих ему людей – родителей.

    - Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по смсловой нагрузке, по смсловой значимости, место в этой песне, на каких словах? И почему?

    Ответ учащегося с помощьюнаводящих вопросов преподавателя:

     - Смысловая кульминация  – в окончании всей песни .Речитативом проговариваются слова последней строки песни ( звучат тихо, с надеждой). Слова ребёнка – сироты: «Скажи им, голубка, что живёт их ребёнок одиноко без них, без родных людей, без мамы и папы».

    - Каков основной вид звуковедения ?  (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)

    - Какие динамические оттенки? (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)

    Основной вид звуковедения – легато, непрерывность мелодической линии. Композитор указывает динамические оттенки  mp, mf, f  . Но внутри каждой фразы имеются свои кульминации, свои ударения. При пении, постоянно и плавно изменяется сила громкости звучания, т.е. выполняются динамические оттенки creshendo и diminuendo. Особое значение динамические оттенки приобретают при исполнении кульминаций, и,  в целом, они важны в динамическом развитии всего вокального произведения для достижения художественно- эмоционального образа.

    ж) исполнение песни «Кугерченем син канатлы»: легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям

    - Теперь, определив все средства музыкальной выразительности, исполни, Риназ, песню на легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям.

    (исполнение песни)

    з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя 

    (на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций, при помощи использования жестов и мимики)

    - Риназ, исполнение трёх одинаковых по музыке куплетов и припевов не вызовут большого интереса у слушающих людей. К окончанию песни станет скучно.

    Необходимо добиться разнообразия в исполнении…

    Сегодня, на уроке поставлена важная задача: передать художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом.

    Когда уже выполнен разбор средств музыкальной выразительности, когда вокальная партия приобрела при исполнении динамичность, характер и осмысленность, можно и желательно прибегать к помощи жестикуляции рук.  «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».

    - Риназ, воспользовавшись своим воображением, представь себя в роли «героя» песни «Кугэрченем  - син канатлы». Обратись к воображаемой птице, голубке. Говори с ней через своё пение о чувствах и желаниях. Помоги себе движениями рук. Взгляд, улыбка и вся возможная мимика лица помогут передать эмоции.

    На последующих уроках мы будем продолжать работу над песней, уделяя особое внимание детальной вокальной работе.

    6. Рефлексия. 

    - Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым?

    (ответ учащегося)

    Сегодня новым для учащегося было:

    1. получение информации о выразительных средствах музыки: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;
    2. определение кульминаций в произведении «Кугэрченем – син канатлы» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.  
    3. Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни «Кугэрченем – син канатлы».
    4. Слушание песни «Колыбельная медведицы!» в видеофрагменте из м/ф «Умка»;

    7. Домашнее задание.

    - Произносить вслух поэтический текст вокального произведения «Кугэрченем - син канатлы»  с выражением, эмоционально.

    - Петь песню «Кугэрченем - син канатлы» с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.

    - Петь Вокализ № 6, муз. Ф.Абта

    - Петь песню «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

    Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

    "Работа над художественным образом музыкального произведения"

    Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

    Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

    Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

    Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано

    Работа над художественным образом ведется с первых шагов обучения юного пианиста, являясь ведущим направлением в процессе развития творческого потенциала ребенка. Первостепенное в работе с учеником ...

    Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»

    Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»...